В данной статье авторы рассматривают различные способы улучшения качества обучаемости. Анализируют опыт применения презентаций и демонстрационных материалов на лекциях, а также приводят пример использования макетов.
В последнее время большую роль в обучении курсантов играет применение мультимедийных средств. Активное использование презентаций на лекционных курсах с использованием видеоматериалов, несомненно, повышает уровень обученности и позволяет лучше усвоить учебный материал. Исходя из того, что лекция в военном вузе представляет собой устное изложение достаточного объемного теоретического учебного материала, у достаточно большого числа курсантов возникает сложность в понимании и восприятии. Основной задачей лекции является формирование творческого мышления и стимуляция активной познавательной деятельности обучающихся. [1]
Лекция — логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса, часто сопровождающееся демонстрацией опытов и наглядных пособий. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем науки посредством живой и хорошо организованной речи. О сновными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни [2]. Использование демонстрационных материалов позволяют наиболее активно включать курсантов в познавательную деятельность, так как являются наглядными и доступными для аудитории.
Используя различные методы обучения, каждый педагог стремится найти способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, которое позволит овладеть знаниями, умениями и навыками, сформировать мировоззрение, а также развить способности к самостоятельному приобретению и творческому применению полученных знаний.
Среди методов обучения выделяют методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические), индуктивные и дедуктивные (логический аспект), репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления), самостоятельной работы учащихся под руководством преподавателя (аспект управления учением) [3].
В условиях обучения в военном вузе у преподавателя отсутствует возможность уделить каждому курсанту достаточно внимания, а формирование навыков и умений, а также понимание физических явлений и процессов, у каждого курсанта происходит индивидуально. Именно в этих условиях необходимо применение средств, позволяющих у каждого обучающегося сформировать прочные и яркие образы в сознании, которые в дальнейшем способствуют легкому усвоению изученного теоретического материала.
Демонстрация и наглядные материалы — основное средство активизации познавательной деятельности у любого курсанта, так как наглядность является ярким образом при изучении достаточного сложного материала в рамках вуза. Кроме того, это позволяет глубже осмыслить структуру учебного материала, охватить обширный материал в определенной системе. Любая демонстрация должна сопровождаться объяснением и анализом, в ходе которого педагог обращает внимание на наиболее важные и сложные для понимания стороны наблюдаемого явления или объекта.
Применяя демонстрации на лекциях по физике, зачастую возникают сопутствующие вопросы, что является показателем вовлеченности курсантов в учебный процесс и, как следствие, более глубокое понимание рассматриваемого вопроса. Работая на лекциях с наглядным или демонстрационным материалом, у курсантов задействованы практически все виды памяти: зрительная, слуховая и двигательная.
Учитывая разный уровень подготовки курсантов и их количество в учебных группах, а соответственно и численность в лекционном потоке, необходимо использовать такие средства обучения, которые помогали бы лучшему запоминанию материала. Наглядность — является тем самым средством, которое позволяет активизировать мозговую деятельность обучающегося. Кроме того, зрительная память является более долгосрочной, нежели слуховая.
К демонстрационным материалам по физике можно отнести модели и макеты, а также наглядные пособия, выполненные в виде таблиц и схем.
Макетом является уменьшенная, увеличенная или соответствующая действительности копия предмета, которую можно изготовить как самостоятельно, так и на заводе для массового тиража. Обычно, макет занимает небольшую площадь.
Модель — это уменьшенная или в натуральную величину копия предмета, обладающая основными признаками исследуемого образца. Она является более информативным и запоминающимся образцом, по сравнению с плакатом. Эффективность использования модели является то, что она может быть действующей. Именно благодаря действующим моделям можно увидеть изучаемое явление или объест в действии.
Исходя из опыта применения различного рода наглядных и демонстрационных материалов, наиболее запоминающимся является использование макетов или моделей.
Примером использования наглядного материала является применение на лекциях по физике в разделе «Волны. Оптика» модели, выполненной курсантами 2 курса, «Труба Рубенса». Эта модель позволяет наглядно демонстрировать на занятиях по разделу «Волны» явления звуковых стоячих волн. Высокая степень наглядности и яркость демонстрируемого явления активизирует интерес и внимание обучающихся и способствует лучшему пониманию и запоминанию материала занятия. Учитывая особенности курса физики, в котором теме стоячих волн уделяется достаточно небольшое внимание, применение данной модели позволяет сэкономить учебное время на объяснении достаточно сложного для понимания явления. При использовании данной модели было замечено, что интерес курсантов к разделу «Оптика. Волны» возрос и обучающиеся стремились получить больше информации о наблюдаемом явлении. Активизировались более слабые курсанты, стараясь в часы самоподготовки самостоятельно изучить теоретический материал и разобраться в некоторых вопросах, связанных с изучением волн и волновых процессов.
В заключении хотелось бы сказать о том, что качество образования в военном вузе напрямую зависит от степени вовлеченности в учебный процесс курсантов, а также от вида наглядного пособия и качества его исполнения. Использование демонстрационных материалов на лекциях по физике только стимулирует активную познавательную деятельность и, как следствие, является одним из факторов повышения качества обучения и уровня обученности курсантов.
Литература:
- Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. 317 с.
- Военная дидактика: Учебное пособие / Под общ. ред. Н. Е. Соловцова и Н. Д. Никандрова. М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2000. 806 с.
- Военная дидактика: [учебник] / [Андрюнина О. Е. и др.]; под общ. ред. В. Г. Михайловского; М-во обороны Российской Федерации. — 2-е изд., перераб. — Москва: Куприянова, 2010. 503 с..