Дошкольный период — самое благоприятное время, когда закладываются духовные ценности, моральные нормы и стереотипы.
Дом и дошкольное учреждение — два основных института социализации детей. Хотя их воспитательные функции различны, их взаимодействие необходимо для полноценного развития личности ребёнка. Опыт детства во многом формирует взрослую жизнь. В начале пути, рядом с беззащитным и доверчивым малышом, находятся самые важные люди в этом окружении — его семья. Семья — это основная ячейка общества, в которой люди рождаются, формируются, растут и проводят большую часть своей жизни. Дети несут то, что они получили в детстве, в семье, с собой на всю жизнь. Важность дома как института определяется тем, что дети проводят в нём значительную часть своей жизни, и ни один другой институт не может сравниться с домом по своему влиянию на личность ребёнка. Именно дома закладываются основы личности ребёнка, и к моменту поступления в школу он уже более чем на половину сформирован как личность. Многие родители не осознают всей значимости того факта, что именно в детстве формируются социальные нормы, моральные требования: и образцы поведения, основанные на подражании детей своим родителям. Именно здесь на помощь приходит воспитатель дошкольного учреждения. Воспитатели дошкольных учреждений должны донести до родителей, что именно в доме формируются, сохраняются и передаются моральные ценности и обычаи, созданные многочисленными предками. Воспитание духовной личности возможно только при едином взаимодействии, подобном взаимодействию между домом и дошкольным учреждением. Педагоги используют эмоциональные реакции дошкольников, их эмоции, воображение и желание подражать для развития таких качеств, как сострадание, забота и доброта. Это, в свою очередь, ведёт к развитию дружбы, чувства общности и таких вечных ценностей, как сострадание, забота, честность, стремление к добру. Познавательная деятельность дошкольников не прекращается во время прибывания в детском саду, как организованная, так и самостоятельная. Нравственне воспитание и развитие детей осуществляется через организованную деятельность,такую как непосредственная образовательная деятельность, дискуссии семенары, воссоздание и придумывание различных ситуаций, тематические встречи, трудовые поручения, чтение художественной литературы, самостоятельная детская деятельность, игры по интересам, продуктивная, познавательная, музыкальная деятельность.
Однако, к сожалению, приходится признать, что в настоящее время родители склонны к небрежности в выборе предметов для игр и подражанию героям зарубежных мультфильмов. Дети часто остаются одни, предоставленные сами себе. Детям не только разрешается самостоятельно гулять, но и рисовать у мамы на боку отрицательных персонажей различных мультипликационных «ужастиков». Бессмысленно перечислять все страдания, человеческим равнодушием, жестокостью, пустотой души, безразличием, глухотой ума и духа. Исчезновение традиций, морали и совести, преобладание негативных качеств не пойдёт на пользу ни одному государству, и прочное процветание маловероятно. Особое значение для духовного возрождения России имеет воспитание духовных, образованных и высоконравственных граждан, поэтому необходимо включать духовно- нравственные элементы в содержание образования. Все направления современного дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие напрямую пересекаются с духовно-нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Семья, как социальный институт детства, нуждается в развитии духовных традиций. Это способствует формированию позитивных представлений о семейных традициях и ценностях. Семейное воспитание — это деятельность, в ходе которой все члены семьи и общества постепенно и систематически формируют нравственные ценности, подготавливая детей к самостоятельной взрослой жизни и развивая их как полноценных и достойных граждан современного общества. Учреждения дошкольного образования призваны сыграть важную историческую роль. И этот путь — помощь каждому ребёнку в открытии прекрасного и доброго мира через образовательное пространство, благодатное место, пропорционально соединяющее разные сферы. И главными игроками на этом поле являются дети, их родители и педагоги. Вместе они играют и делают новые открытия, приобретая важные качества, исполнительские навыки и нравственные ценности, которые помогут им на пути радикальных перемен, саморазвития и самовоспитания успешной самореализации в настоящем и будущем.
Современный контекст дошкольный учреждений делает взаимодействие с семьями одним из основных направлений их деятельности. Поскольку родители являются основными социальными заказчиками дошкольных, взаимодействие педагогов с ними практически невозможно без учёта интересов и потребностей семей. Эффективное сотрудничество может стать движущей силой построения нового качества взаимодействия с семьями не только через совместное участие в воспитании ребёнка, но и через осознание общих целей, доверие и стремление к взаимопониманию.
Взаимодействие с родителями — актуальный и сложный вопрос на сегодняшний день.
Актуальность ей придаётся потому, что важным направлением деятельности педагогов детского сада на современном этапе является тесное взаимодействие с родителями ребёнка, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Сотрудничество с семьёй должно учитывать современный подход к проблеме образовательной компетентности родителей, который направлен на ее повышение.
Литература:
- Антонов Ю. Е. Левина Л. В. Розова О. В. Щербакова И. А. — 2-е изд. и доп. — М.: АРКТИ, 2003.
- Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования. // Ребенок в детском саду. 2006.
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф.. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. — М:ТЦ Сфера, 2007.
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М: Линка-Пресс, 2003.
- Шорыгина Т. А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. — М.: Прометей; Книголюб, 2003.