В статье автором раскрываются особенности механизма оценки эффективности внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «внутреннего финансового контроля». Определены его задачи и актуальные проблемы в современности.
Ключевые слова: внутренний финансовый контроль; муниципальное образование; эффективности внутреннего контроля; внутренний контроль в муниципальном образовании.
Внутренний финансовый контроль осуществляют участники бюджетного процесса, в том числе органы власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения. Об обязательности осуществления внутреннего финансового контроля с 2019 г. говорится в ст. 160–2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации [1].
Этот вид внутреннего контроля является одним из элементов, своего рода дополнением к внутреннему контролю по Закону № 402-ФЗ. Внутренний финансовый контроль в муниципальном образования — это действия в целях оценки качества исполнения именно бюджетных полномочий институтом местного самоуправления.
Функции организации и проведения внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании возлагаются на представительный орган муниципального управления (т. е. администрацию муниципального образования).
Организация и проведение внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании направлено на оценку эффективности управления следующими объектами, как [3]:
– исполнение местного бюджета;
– реализация муниципальных программ;
– целевое использование бюджетных средств;
– соблюдение требований бюджетного процесса;
– реализация программы социально-экономического развития муниципального образования;
– управление объектами муниципальной собственности.
Организация и проведение внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании позволяет определить нарушения принципов законности, эффективности и экономии при расходовании финансовых ресурсов муниципального образования, куда относятся бюджетные средства местного бюджета.
Благодаря организации и проведения внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании обеспечивается решение следующих задач, среди которых [4]:
- Контроль своевременности формирования и исполнения местного бюджета.
- Контроль соблюдения нормативно-правовых требований к осуществлению бюджетного процесса.
- Контроль муниципального долга, его формирования и погашения.
- Контроль целевого использования бюджетных средств местного бюджета.
- Контроль мероприятий, направленных на противодействие нарушений бюджетного процесса.
Организация внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании является важным инструментом эффективного управления. Цели ее проведения совместимы с задачами государственной политики в сфере управления и использования бюджетных средств при обеспечении социально-экономического развития муниципальных образований. Финансовое обеспечение муниципальных образований происходит из бюджета, а значит, организация внутреннего финансового контроля позволяет проводить оценку рациональности в использовании данных бюджетных средств.
Также организация внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании способствует мобилизации доступных ресурсов и выявлению имеющихся резервов, реализация которых позволяет достичь поставленных целей при обеспечении социально-экономического развития. Контрольные процедуры внутри муниципального образования повышают общую эффективность хозяйственной деятельности бюджетных учреждений муниципального образования, которые влияют на качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг.
Вдобавок организация внутреннего финансового контроля ставит за задачу усиление экономии бюджетных средств в муниципальном бюджете. Выявляются факторы и условия, которые приводят к неэффективному использованию бюджетных средств. Также проводится профилактическая работа по противодействию мошенничества и экономических преступлений, приводящих к хищению и порче объектов муниципального имущества [2].
Эффективность внутреннего финансового контроля за расходами местного бюджета муниципального образования представляет собой сложное понятие. Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности любой общественной деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность результатов, достигнутых в процессе ее осуществления, намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом произведенных затрат.
При оценке эффективности внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании можно выделить следующий ряд недостатков и проблем расходов бюджетных средств:
– неравномерное распределение бюджетных средств в течение года;
– нецелевое использование бюджетных средств;
– отсутствие достижения целей и реализации задач, поставленных в рамках муниципальных программ;
– не полный объем предоставления финансовых ресурсов бюджетом.
С целью общей оценки эффективности внутреннего финансового контроля можно предложить следующую формулу:
(1)
Где Э1, Э2, Э3, Э4 и Э5 выступают соответственно:
– количество полностью устраненных указаний по устранению выполненных нарушений расхода бюджетных средств;
– количество проверенных муниципальных целевых программ и количество возбужденных дел по нарушениям;
– количество привлеченных к ответственности должностных лиц;
– объем возвращенных бюджетных средств, которые были использованы не по целевому назначению;
– уровень достижения целевых показателей.
С целью совершенствования механизма оценки эффективности внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании необходимо внедрение индикаторов объективной оценки эффективности расходования бюджетных средств муниципального бюджета. Их алгоритм изображен на рисунке 1.
Рис. 1. Алгоритм оценки эффективности расходования бюджетных средств муниципального бюджета
Таким образом, организация механизма оценки эффективности внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании позволяет определить актуальные проблемы и недостатки контрольных процедур администрации муниципального образования, чтобы устранить их и повысить рациональность и эффективность использования бюджетных средств муниципального бюджета.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. URL: https://base.garant.ru/12112604/ (дата обращения: 14.04.2023).
2. Спиридонова Н. Э. Понятие внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении // Международный бухгалтерский учет. 2021. Т. 24. № 6 (480). С. 667–683.
3. Демина И. Д., Кришталева Т. И. Оценка внутреннего контроля в ходе внутреннего финансового аудита государственных (муниципальных) учреждений // Аудит. 2020. № 6. С. 12–17.
4. Кондратьева К. С., Коновалова Е. А. Внутренний финансовый контроль в государственных (муниципальных) учреждениях // инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса. 2021. С. 102–104.