Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 19.04.2023

Статья просмотрена: 657 раз

Библиографическое описание:

Архипова, Е. И. Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития / Е. И. Архипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101719/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, развитие произвольного внимания, дети дошкольного возраста.

Согласно исследованиям отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно говорить о том, что детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта характерны грубые нарушения интеллектуальной деятельности, речи и коммуникации, сенсорной сферы, крупной и мелкой моторики, а также саморегуляции поведения и деятельности. В следствии этих нарушений у детей отмечается ограниченный жизненный опыт, отсутствуют мотивация и интерес к познанию окружающего мира.

Согласно исследованиям М. С. Певзнер, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейн, И. Л. Баскаковой, А. Р. Лурия, Л. С. Выготского, Е. Д. Хомской были сделаны выводы, что внимание является необходимым условием для выполнения любой деятельности. От внимания зависят результаты работы всей познавательной деятельности. Внимание обеспечивает отбор получаемой информации, сосредоточенность психической активности на деятельности или объекте, избирательность познавательных процессов. У детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта отмечается низкий объем внимания, колебания устойчивости внимания и его концентрации, которые проявляются в снижении работоспособности, в быстрой утомляемости детей.

Так как ведущей деятельностью дошкольного возраста является — игра, то наиболее эффективным будет развитие внимания в ходе игровой деятельности детей. Наиболее действенными средствами развития и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта являются дидактические игры. Дидактическая игра — действенное средство коррекции внимания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

В ходе дидактической игры создаются условия, в которых каждый ребенок имеет возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактические игры на развитие внимания направлены на формирование у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта концентрации, объема и произвольного внимания.

Таким образом в процессе дидактической игры у дошкольников с нарушениями интеллекта удается развивать концентрацию, объем, произвольное и сенсорное внимание, а также корригировать мышление, память, речь, крупную и мелкую моторику.

В своей работе я использую следующие дидактические игры, направленные на развитие произвольного внимания дошкольников с нарушениями интеллекта.

  1. Игра «Найди пару».

Цель: развивать произвольное внимания, объема внимания.

Оборудование: рисунок с изображением пяти и более предметов, где два предмета одинаковые; простые карандаши.

Описание игры: Ребенку предлагается:

карточка, на которой нарисованы более пяти предметов. Из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, соединить их линиями и объяснить, чем они похожи.

Инструкция:

«Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них нужно найти пару. Соедини линиями каждую два одинаковых предмета и объясни, чем они похожи».

  1. Игра «Выложи из палочек».

Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук.

Оборудование: демонстрационная картинка, набор счетных палочек.

Описание игры: Ребенку предлагается картинка, на которой изображен предмет, выложенный из счетных палочек. Взрослый просит ребенка выложить из счетных палочек такой же рисунок.

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик, ель, заборчик и т. д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же рисунок».

  1. Игра «По новым местам».

Цель: развитие произвольного и моторно-двигательного внимания, развитие скорости движений.

Оборудование: заранее обозначенные кружки для каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

Описание игры: Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место — разбегается «по новым местам», оказываясь в новом кружке.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым местам». Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На прогулку!», все за мной друг за другом начнут гулять. Но когда я скажу: «По новым местам!», все должны найти себе новый кружок-домик. Кто займет новый домик последним — считается проигравшим. Начинаем игру». Ходить «на прогулку» можно под музыкальное сопровождение или песню.

  1. Игра «Слушай внимательно!».

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бубен.

Описание игры: Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один удар в бубен — принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два удара в бубен — позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три удара в бубен — возобновить ходьбу.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай внимательно!». Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я ударю в бубен один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я ударю в бубен два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ позы). Когда я ударю в бубен три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем игру».

  1. Игра «Совушка-сова».

Цель: развитие произвольного внимания, воспитание выдержки.

Оборудование: заранее обозначенный круг- гнездо, шапочка или маска совы, шапочки или маски жучков, бабочек, лягушек.

Описание игры: дети по команде взрослого выполняют действия при команде «ночь» ребята должны замереть на месте, а при команде «день»- возобновить движение. Игрок, который не выполнил команду ведущий-«сова» забирает к себе в гнездо»

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Кого мы выберем совушкой — совой, тот будет жить в «гнезде» — в кругу. Остальные будут называться жучками, лягушками, бабочками и летать или прыгать, как они. По моему сигналу «Ночь!» все останавливаются и замирают. В это время сова вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда вы услышите сигнал «день!», то снова начинайте двигаться. В этой игре есть правила, которые нужно соблюдать:

1) сова не должна долго наблюдать за одним и тем же игроком;

2) вырываться от совушки нельзя;

3) если совушка не замечает пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «день!», то она улетает в гнездо без добычи».

Примечание. Роль «совушки» в начале игры может взять на себя взрослый, для повышения интереса к игре можно использовать маску и костюм совы и других насекомых и животных.

Литература:

1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.

2. Нищева Н. В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н. В. Нищева. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 982 c.

3. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей- олигофренов. -М.: Просвещение. — 1968. — 160 с.

4. https://www.dissercat.com/content/transformatsiya-sistemy-normirovaniya-truda-v-usloviyakh-rynochnoi-ekonomiki-voprosy-teorii-???history=1&pfid=1&sample=4&ref=0

Основные термины (генерируются автоматически): произвольное внимание, дошкольный возраст, нарушение интеллекта, игра, описание игры, ребенок, дидактическая игра, предмет, интересная игра, мелкая моторика.


Ключевые слова

дети дошкольного возраста, дети с интеллектуальными нарушениями, развитие произвольного внимания

Похожие статьи

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В статье представлен упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Особенности нарушения речи у детей с нарушениями интеллекта

В статье рассказывается об особенностях формирования и развития речи у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Исследование особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В работе приведены результаты исследования уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нормальны...

Особенности выполнения упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье прослеживаются особенности выполнения упражнений детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов при различных способах организации заданий на двигательную активность.

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Похожие статьи

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В статье представлен упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Особенности нарушения речи у детей с нарушениями интеллекта

В статье рассказывается об особенностях формирования и развития речи у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Исследование особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В работе приведены результаты исследования уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нормальны...

Особенности выполнения упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье прослеживаются особенности выполнения упражнений детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов при различных способах организации заданий на двигательную активность.

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Задать вопрос