Ключевые слова: младшие подростки, психологическое благополучие, раздельное обучение, смешанное обучение, удовлетворенность жизнью, социально-психологический климат, образовательная среда.
На современном этапе в образовательной сфере все больше внимания привлекает вопрос личностного психологического благополучия обучающихся. Оно является фактором позитивного развития личности школьника, основой для достижения успешности в учебной деятельности и формирования общей удовлетворенности жизнью. Термин «психологическое благополучие» вошел в научный оборот, благодаря Н. Брэдберну в 1969 году. В своей работе «The Structure of Psychological well-being» исследователем отмечено, что модель психологического благополучия выглядит как баланс между положительным и негативным аффектами [6]. Таким образом, все события, которые происходят вокруг нас, отражаются в нашем сознании, накапливаясь в виде соответствующего аффекта. В рамках такой системы в структуру психологического благополучия включены ощущения, противоположные положительным — негативный фон, который может выражаться в неудовлетворенности от жизни, от деятельности, выполняемой субъектом. Психологическое благополучие рассматривается при этом с точки зрения целостного образования, имеющего социально-психологический характер, которое образуется в результате системы личностного отношения человека к себе и своей жизни, вследствие чего возникает соответствующий уровень удовлетворенности. Изучение факторов, влияющих на формирование психологического благополучия личности, становится все более актуальной проблемой психологии и ряда смежных областей научного знания, так как можно констатировать, что психологический фактор играет в жизнедеятельности общества все более значимую роль.
Феномен «психологическое благополучие», согласно К. Рифф, обобщившей определения зарубежных психологов в данном направлении, обладает собственными факторами, которые позволяют выявить, как человек оценивает свою жизнь во взаимосвязи с окружающими его возможностями по развитию личного потенциала [7]. Данное направление развивают в своих исследованиях такие ученые, как И. Бонивелл, П. Вонг, Л. В. Куликов, М. Селигман и многие другие ученые. Обобщая все основные подходы к рассматриваемому конструкту, можно отметить, что основным компонентом в нем выступает такая идея, как определение психологического благополучия в жизни на основе объективного ощущения человека о собственном счастье либо удовлетворенности всем тем, что происходит в его жизни и вокруг него. Иными словами, индивид ощущает, что у него есть потенциал, и он может самореализоваться в различных жизненных сферах.
Необходимо отметить, что в некоторых теоретических подходах проблема психологического благополучия рассматривается с точки зрения эмоционального и субъективного благополучия личности [2], что не всегда позволяет «состыковать» данное понятие по некоторым основаниям, однако дает возможность дополнения одного подхода другим. В рамках многообразия подходов к изучению феномена «психологическое благополучие» были выявлены две основные тенденции, доминирующие при определении теории психологического благополучия, определяющие основные направления его исследования. В частности, это социальная ориентированность [4] и индивидуальная ориентированность [5]:
— психологическое благополучие определяется в качестве переживания, которое проявляется в субъективном ощущении счастья, целостности личности и удовлетворенности жизнью;
— психологическое благополучие понимается в качестве ресурсного состояния личности, включающего в себя совокупность компонентов, которые характеризуют степень полноценного и позитивного функционирования.
Данная исследовательская работа посвящена изучению психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения. Предметом данного исследования являются особенности психологического благополучия младших подростков в условиях раздельного обучения. Гипотеза исследования предполагает, что различия в уровне психологического благополучия младших подростков в условиях раздельного и совместного обучения обусловлены особенностями их социально-психологической адаптации к школьной среде. Для измерения социально-психологической адаптации младших подростков в исследовании использовался опросник СПА Роджерса–Даймонд в адаптации А. К. Осицкого. Для оценки эмоционально-психологического климата был применен опросник ЭПК Г. А. Карповой. А для измерения уровня психологического благополучия был использован адаптированный вариант опросника субъективного благополучия — WEMWBS (Варвик-Эдинбург).
Проблема психологического благополучия школьников в классах с раздельным и смешанным обучением заключается в том, что еще не до конца ясно, как различные типы образовательной среды влияют на благополучие учащихся. Классы с раздельным обучением могут предоставлять большие возможности для индивидуального развития, так как учитывают особенности каждого ученика, однако, с другой стороны, они могут ограничивать возможности взаимодействия со сверстниками и создавать чувство отчуждения или изоляции. Классы со смешанным обучением, в свою очередь, предлагают ценный опыт социализации, но, по нашему мнению, не всегда обеспечивают равные условия для развития и обучения мальчиков и девочек.
В рамках данного исследования было проведено эмпирическое исследование, сравнивающее уровень психологического благополучия школьников в классах с раздельным и смешанным обучением. Были собраны данные о различных аспектах психологического благополучия учащихся, таких как самооценка, социальная компетентность и общая удовлетворенность жизнью. В ходе исследования были проанализированы ведомости с успеваемостью учащихся, а также другие факторы, влияющие на их психологическое благополучие, такие как качество отношений между учителями и учениками, уровень поддержки, оказываемой школьникам, а также наличие ресурсов и возможностей для участия школьников в деятельности, способствующей психологическому благополучию.
На основе проведенного исследования было получено более четкое понимание факторов, способствующих психологическому благополучию школьников в классах с раздельным и смешанным обучением. Эта информация может послужить основой для разработки образовательной программы, направленной на повышение качества образовательного процесса.
Актуальность
Традиционная система образования использует преимущества смешанного обучения мальчиков и девочек, тогда как система раздельного обучения учитывает гендерный аспект образовательного процесса, то есть, психологически выстроенный процесс, основанный на различиях полов и их равенстве.
Исследования показывают [3], что девочки и мальчики имеют различные психофизиологические особенности, которые в некоторых ситуациях не могут быть равными для обоих полов, что может вырабатывать комплекс неуспешности либо у мальчиков, либо у девочек, а в равных условиях раздельного обучения в своей среде дети равны в ситуациях, когда различия обусловлены лишь разным уровнем способностей и характерологическими особенностями. По сути, уточняя содержание «раздельного» обучения, мы имеем в виду объективные условия традиционного образования, с учетом социально-психологических различий полов. Мальчики и девочки перестают конкурировать в классе, и если в воспитании мальчиков основной упор делается на развитии мужественности, а в воспитании девочек — женственности, то в их взаимоотношениях происходит явная перемена к лучшему.
М. А. Болотов в своем исследовании проблем и перспектив раздельного обучения акцентирует внимание на том, что «женщины и мужчины по-разному приобретают знания, поэтому девочек и мальчиков надо и учить по-разному. Мальчики позже начинают говорить, менее способны к четким формулировкам, им свойственно интуитивное мышление, но у них больше творческих возможностей. А девочки более консервативные, вербальные, у них раньше и лучше развивается речь, они умеют четко формулировать, любят кропотливую конкретную деятельность. Мальчикам лучше не на словах объяснять, а дать возможность сделать самому, девочкам, напротив, необходимо все объяснить в деталях. Усвоив что-то, девочка будет твердо стоять на этих позициях, а мальчик охотнее придумает новую комбинацию» [1, с. 215]. Все это указывает на актуальность исследования психологического благополучия обучающихся во взаимосвязи с условиями обучения (смешанными или раздельными), с целью разработки более адаптивных и эффективных стратегий образовательного процесса с точки зрения психологии и педагогики.
Практическая значимость
Образовательный процесс в условиях раздельного обучения основывается на нескольких психолого-педагогических условиях:
— соответствующая возрасту учебная программа: учебная программа должна быть составлена с учетом потребностей и способностей учащихся класса;
— подход, ориентированный на ученика: в образовательном процессе приоритетными, должны быть индивидуальные потребности и стили обучения каждого ученика, а не универсальный подход;
— позитивные взаимоотношения: учителя должны создавать позитивную и благоприятную среду, в которой учащиеся чувствуют свою значимость, уважение и вовлеченность;
— эффективная коммуникация: учителя должны эффективно общаться с учащимися и предоставлять четкие и последовательные требования;
— соответствующая оценка и анализ: оценка и аттестация должны соответствовать индивидуальным потребностям каждого ученика и использоваться для обеспечения конструктивной обратной связи и поддержки прогресса в обучении.
По сравнению с классами со смешанным обучением, классы с раздельным обучением могут предоставить дополнительные возможности для индивидуального подхода и индивидуального обучения. Однако следует отметить, что успешность образовательного процесса в классе с раздельным обучением зависит от качества реализации этих психолого-педагогических условий, а не от самого факта нахождения в школе с раздельным обучением.
Важно отметить, что все перечисленные выше условия могут быть созданы и в системе смешанного обучения, их реализация не является исключительной прерогативой раздельного обучения. Успешность образовательного процесса зависит от компетентности педагогов, их способности адаптировать образовательный процесс к индивидуальным потребностям и особенностям учащихся, независимо от организационной формы обучения.
Кроме того, возможности социализации, предоставляемые в условиях смешанного класса, могут положительно повлиять на психологическое благополучие учащихся, способствуя развитию эмпатии, терпимости и понимания других людей. Однако классы с раздельным обучением также могут предложить учащимся благоприятную и безопасную учебную среду, что также может улучшить их самочувствие.
Проведение исследований психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения актуально по нескольким причинам:
— понимание влияния атмосферы в классе: понимание психологического благополучия учащихся в раздельных классах может пролить свет на влияние такого типа образовательной среды на развитие детей и их общее благополучие;
— совершенствование образовательной практики: результаты данного исследования могут стать основой образовательной практики и помочь в принятии решений об использовании раздельных классов;
— содействие равенству: исследование психологического благополучия девочек и мальчиков в отдельных классах может помочь убедиться, что образовательная практика и среда способствуют равенству, а не усугубляют существующее гендерное неравенство;
— поддержка благополучия учащихся: конечной целью образования является поддержка жизненного благополучия и развития учащихся. Проведение исследований психологического благополучия учащихся в отдельных классах может помочь убедиться, что эта цель достигается.
Проведение исследований уровня психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения может способствовать лучшему пониманию влияния такого типа образовательной среды и информировать о разработке практик и программ, поддерживающих благополучие и успех всех учащихся.
На основе выше представленных доминант исследования психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения были выделены социальные и индивидуальные аспекты жизнедеятельности личности, влияющие на формирование общего психолого-благополучного фона младших подростков:
— эмоционально-психологический климат класса, в контексте которого компонентами выступают индивидуальное эмоциональное благополучие и групповое;
— социально-психологическая адаптация личности, включающая в себя показатели приспособления младших подростков к социальной среде образовательного процесса и взаимодействие с ней;
— составляющие когнитивные и эмоциональные компоненты интегрального показателя благополучия (наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия).
Подытоживая вышесказанное, мы можем отметить тот факт, что психологическое благополучие младших подростков включает в себя внутренние интенции личности, которые влияют на общий результат ее становления и развития, и чаще всего представлены приставкой «само», представляющие собой внутренние ресурсы человека, направляющие его, стимулирующие и развивающие. Внутренняя структура системы психологического благополучия является не менее значимой, чем социальные факторы развития личности. Ценность потенциала личности младших подростков, связано с критериями и параметрами его психологического благополучия в соотношении с представлениями о качестве жизни, удовлетворенности жизнью, и ощущении эмоционального факта счастья, наполненности жизнью, внутренней позиции ощущения получения ожидаемого результата от собственной деятельности.
Литература:
- Болотов М. А. Раздельное обучение: проблемы и перспективы //Вестник Башкирского университета. 2010. — Т. 15. № 1. — С. 213–216.
- Бочарова Е. Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: автореф. дис.... канд. псих. наук: 19.00.05. — Саратов, 2005. — 23 с.
- Сергеева С. В., Мишина М. М. Особенности психологической адаптации у старших подростков в условиях раздельного и совместного обучения// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 117–128.
- Сучков Д. Д. Характеристики целей как факторы субъективного благополучия: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. — Москва, 2017. — 143 с.
- Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис.... канд. псих. наук: 19.00.01. — Москва, 2005. — 24 с.
- Bradburn N. The Structure of Psychological well-being / N. Bradburn. — Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. — 320 p.
- Ryff C. D., Singer B. Psychological well-being: Meaning, measurement, and implications for psychological research // Psychotherapy and Psychosomatics. — 1996. — No65. — P. 14–23.