В статье рассматривается возможность использования публичных выступлений в целях совершенствования речевой профессиональной компетентности педагога.
Ключевые слова: выступление, речевая профессиональная компетентность, речь, тщательная подготовка, аудитория, публика.
Переориентация оценки результатов образования привела к выходу на первый план компетентностного подхода, который предполагает готовность специалиста устанавливать связь между знанием и ситуацией, наличие опыта, позволяющего осуществлять эффективную деятельность в определенной предметной области. Современный рынок труда предъявляет к начинающему педагогу ряд требований, одним из которых является сформированность у него речевой профессиональной компетентности. Данная компетентность является неотъемлемой частью профессионального становления и приобретает особую актуальность в нынешних экономических условиях, поскольку она обеспечивает возможность карьерного роста и профессиональный успех.
Обязательным условием повышенной востребованности молодого специалиста на сегодняшний день становится правильное владение речью, его речевая культура. Возможность устанавливать контакты, осуществлять общение определяет конкурентоспособность специалиста и зависит от умения эффективно общаться, грамотной письменной и устной речи, знания приемов речевого воздействия.
Таким образом, профессиональная речевая компетентность включает знание основных законов функционирования речи и языка и готовность их использовать для решения профессиональных задач.
От профессиональной речевой подготовке начинающих педагогов многое зависит, так как профессии типа «человек-человек» являются в большинстве своем лингвоинтенсивными, а их деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности из-за постоянного контакта с другими людьми.
Учитель-дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением и воспитанием детей с отклонениями в развитии. Наряду с таким важными личностными качествами, как тактичность и отзывчивость, наблюдательность и терпеливость, существенную роль в профессиональном становлении дефектолога играет речь. Она является основным орудием педагогического воздействия и одновременно образцом для воспитанников. Речь компетентного дефектолога должны характеризовать следующие нормативные, этические и коммуникативные качества: логичность, правильность, точность; ясность, уместность и понятность; богатство и выразительность; действенность.
Начинающий специалист должен обладать не только глубокими психологическими, педагогическими и анатомо-физиологических знаниями, но и постоянно совершенствовать свою речь для обеспечения эффективной образовательной деятельности, т. к. коммуникативные способности могут стать индикатором личностной деформации, причиной нарушения социальных отношений.
Способность точно, грамотно излагать свои мысли, оперировать терминами, эмоционально-волевая регуляция и т. д. являются условиями формирования речевой профессиональной компетентности молодых специалистов. Однако многое зависит и от опыта речевой деятельности. Приобрести такой опыт помогают публичные выступления.
Публичные выступления предполагают выступления перед аудиторией с определенной целью: проинформировать, объяснить, убедить, доказать и т. д. Для успешного выступления на публике необходимо множество различных составляющих, три из которых являются ведущими: эмоциональные (учащенное сердцебиение в сочетании с дрожанием конечностей и постоянной поправкой костюма могут ухудшить дикцию человека и привести к ненужным повторам); информативно-коммуникативные (выступающий должен знать, о чем он говорит, быть готовым ответить на вопросы слушателей); регулятивно-коммуникативные (важно установить контакт с аудиторией, следить за ее реакцией на выступление). Публичные выступления помогают автоматизировать употребление профессиональных терминов, фраз и оборотов, научиться пользоваться просодическими средствами языка. При всех содержательных достоинствах речевого материала оратора выступление может не произвести должного эффекта на слушателей, если он не умеет пользоваться голосом. Слушая выступления опытных ораторов и самостоятельно выступая на публике, человек начинает предъявлять больше требований к своей речи: следит за слышимостью и разборчивостью речи, манерой говорить и тембром голоса, интонацией, не допускает использования нецензурных выражений.
Таким образом, выступления на публике — достаточно сложный и многогранный процесс, требующий от оратора тщательной подготовки.
Для того чтобы выступление учителя было понятным для аудитории, ему важно знать технику ораторской речи, её особенностей, требования подготовки к речи, виды речи, структуру публичного выступления. Педагогическая деятельность неразрывно связана с ситуациями, которые предполагают выступление перед аудиторией. Это и выступления на семинарах, форумах, конференциях, вебинарах, педагогических советах, круглых столах, родительских собраниях и мастер-классах. Для того, чтобы эффективно воздействовать на слушателей, учителю-дефектологу нужно не только подготовить материал, тщательно изучив справочную литературу, но и установить визуальный контакт с аудиторией, избавиться от признаков нервозности, быть уверенным в себе. Страх публичных выступлений является одним из самых распространенных страхов, который причиняет множество неудобств и негативно воздействует на психоэмоциональное состояние человека. Дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, сильное сердцебиение — вот лишь некоторые его симптомы. Для того, чтобы публичные выступления приносили учителю-дефектологу удовольствие, а также способствовали совершенствованию его речевой профессиональной компетентности, он должен более ответственно относиться к своей речи: продумывать свое выступление, тренироваться дома, работать над громкостью, темпом, интонацией, тембром и дыханием, соблюдением норм ударения, адекватной паузацией, научиться находить адекватные способы борьбы с волнением. Этому способствуют обращения к выступлениям талантливых лекторов, а также тщательная подготовка самих выступлений: использование словарей и учебной литературы во избежание речевых ошибок, неправильного употребления профессиональных терминов, изложение материала ясным языком, поиск новых интересных фактов, сопровождение выступления компьютерной презентацией, использование в разумных пределах жестов и мимики, продумывание вопросов публики и возможных вариантов ответов.
Начинать подготовку к выступлению следует с определения его вида, его целевой направленности. В зависимости от формы публичных выступлений выделяют следующие их виды: доклады, лекции, сообщения, беседы. Педагог должен ясно представлять перед какой аудиторией он будет выступать, сколько по времени должна занять его речь, оценить условия (помещение), в которых предстоит говорить. Далее следуют сбор материала, его организация, подготовка плана, стилистическое оформление, написание текста выступления, проба речи.
Молодые специалисты могут обсудить свои доклады с опытными педагогами, которые не должны игнорировать просьбы начинающих учителей о внешнем рецензировании. Эффективными будут различные аутотренинги, направленные на повышение уровня уверенности в себе и социальной смелости.
Дефектология как наука не стоит на месте. На фоне роста числа у детей с ограниченными возможностями здоровья развиваются области научного познания их состояния и развития. Одни термины приходят на смену другим, появляются новые. Учитель-дефектолог должен постоянно «идти в ногу со временем», готовить свои выступления в соответствии с требованиями современного общества. При этом важно помнить о том, перед какой публикой выступает специалист: если это родительская аудитория или лица, не имеющие профильного педагогического образования, то следует задуматься над ясностью и понятностью содержания материала. Однако, если учитель презентует материал перед своими коллегами, то важно уделить внимание понятийно-терминологической сфере.
Таким образом, речевое мастерство оказывается не просто профессиональным качеством, но и мощным инструментарием деятельности специалиста в области дефектологии, совершенствовать которое помогают выступления на публике.
Литература:
- Егорова Ю. А. Проблема профессиональной компетентности преподавателя вуза // Молодой ученый. — 2009. — № 2. — С. 277–280.
- Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В. Д. Шадриков, И. В. Кузнецова. — М.: 2010. — 173 с.
- Шафранская А. И. Профессиональное самосовершенствование начинающего преподавателя высшей школы в рамках реализации компетентностного подхода в образовании / А. И. Шафранская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17(№ 17 (307). — С. 153–155. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69281/ (дата обращения: 18.04.2023).
- Шафранская, А. И. Публичные выступления как способ совершенствования речевой профессиональной компетентности начинающего учителя-дефектолога / А. И. Шафранская. — Текст: электронный // https://www.art-talant.org: [сайт]. — URL: https://www.art-talant.org/publikacii/25874-statyya-na-temu-publichnye-vystupleniya-kak-sposob-sovershenstvovaniya-rechevoy-professionalynoy-kompetentnosti-nachinayuschego-uchitelya-defektologa (дата обращения: 20.04.2023).