В статье рассматриваются вид спорта дзюдо, физическая подготовка дзюдоистов, влияние спортивной борьбы на общую физическую подготовленность. Проанализированы результаты проведенного тестирования двух групп обучающихся.
Ключевые слова: дзюдо, ОФП, тестирование, здоровье.
Актуальность. Здоровье является первой и важнейшей потребностью человека, которая определяет его способность к работе и обеспечивает развитие личности. Однако, на сегодняшний день, создавшиеся в нашей стране экологическая и экономическая ситуации повлияли на состояние здоровья населения в худшую сторону, поэтому современные условия жизни создают высокие требования к здоровью людей. Вследствие этого существенно возрастает общественная значимость занятий спортом.
Цели исследования. Провести сравнительный анализ для определения разницы показателей общей физической подготовленности девочек, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо. Определить влияниезанятий спортивной борьбой на общую физическую подготовленность.
Спортивная борьба дзюдо. Дзюдо — одно из самых молодых восточных воинских искусств. В данном виде спортсмены в форме, которая называется дзюдога и состоит из трех частей: куртка, штаны и пояс, борются на татами босиком. В России дзюдо начало свое развитие после Первой мировой войны, его основоположником является Василий Сергеевич Ощепков (1892–1937), который обучался в Токио в знаменитой школе «Кодокан».
На данный момент в России дзюдо занимается более 300 тысяч человек, он популярен не только среди представителей мужского пола, но и женского. Важнейшими задачами дзюдо являются укрепление здоровья, обучение системе самозащиты.
Общая физическая подготовленность: понятие и тесты определения. Общая физическая подготовленность (ОФП) — это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств для гармоничного развития мышечной системы и телосложения человека. Целями ОФП являются повышение двигательной активности, укрепление имунной системы, заложение основы подготовки к специальной работе.
Физическая подготовка дзюдоиста — это состояние, которое приобретается в результате тренировок и позволяет добиться определенного результата во время освоения техники, развития спортивного потенциала, поддержания должного уровня физического развития. В процессе обучения борца развиваются основные двигательные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость и устойчивость.
Тестирование физической подготовленности — процесс, который позволяет определить степень развития двигательного качества за определенное время и стимулирует тестируемого к улучшению результата. В рамках тестирования каждого качества применяются одинаковые или близкие по характеру двигательной активности тестовые упражнения, которые отражают уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств: скоростных, координационных, скоростно-силовых, силовых; выносливости, гибкости.
Для определения отличия ОФП между двумя группами девочек мы проводили исследование, которое состояло из тестирования, анализа полученных результатов и их сравнения. В тестировании приняли участие 30 девочек. Они были разделены поровну на две группы: контрольную и экспериментальную. Экспериментальную группу составили девочки, занимающиеся борьбой дзюдо в спортивной школе единоборств г. Новосибирска «Самурай». В контрольную группу вошли девочки примерно такого же возраста, основной медицинской группы и занимающиеся только на уроках физической культуры. Упражнения, которые входили в тестирование: бег на 30м с высокого старта; челночный бег; наклон вперед из положения сидя; подтягивание на перекладине; прыжок в длину с места. Перед каждым упражнением обязательно проводилась разминка для подготовки организмов учащихся.
Результаты тестовых испытаний представлены в таблицах 1,2.
Таблица 1
Таблица 2
Результаты тестовых испытаний показали, что качество быстроты у девочек, не занимающихся дзюдо, недостаточно развито, его дефицит развития в среднем составляет 39 %. Дефицит развития качеств силы и гибкости наблюдается почти в 50 % случаев. Скоростно-силовая выносливость и координационные способности учащихся находятся на благоприятном уровне, дефицит развития качеств встречается в 7 % случаев.
Среди девочек экспериментального коллектива, в состав которого вошли занимающиеся дзюдо-борьбой, не было тех, которые не справились с испытанием или бы показали результат низкого уровня, они продемонстрировали оптимальный уровень развития каждого показателя.
Выводы. Охарактеризовали вид восточного единоборства — спортивную борьбу дзюдо, уточнив понятие общая физическая подготовленность и характеризующие её показатели. Определили тесты-упражнения и провели тестирование, в котором принимали участие 30 обучающихся, подтвердив различия общей физической подготовленности между двумя группами девочек, занимающихся и не занимающихся спортивной борьбой дзюдо. Выявили, что дзюдо однозначно оказывает положительное влияние на психическое здоровье и общую физическую подготовленность занимающегося.
Литература:
- Базовая техника дзюдо для курсантов УВАУ ГА: учеб.-метод.пособие / сост. С. А. Королев, В. К. Федулов. — Ульяновск: УВАУ ГА (и), 2008. — 68с.
- Блинков С. Н., Левушкин С. П. Исследование физической подготовленности сельских и городских школьниц 7–17 лет Ульяновской области // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 8 (126). — С. 16–21.
- Давыдов В. Ю., Шамардин А. И. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов: Учебно-методическое пособие / ВГАФК. — Волгоград: изд-во ВолГУ, 2004. — 92с.
- Слепченко Е. Роль занятий борьбой дзюдо на физические показатели детей старшего дошкольного возраста: [Электронный ресурс].URL:http://www.rusnаukа.com/16_АDEN_2011/Psihologiа/8_88547.doc.htm