В статье раскрываются нормативно-правовые основы функционирования института таможенного представителя в Российской Федерации, а также приведен перечень межгосударственных стандартов, относящихся к сфере регулирования в таможенном деле.
Ключевые слова: таможенный представитель, внешнеэкономическая деятельность, таможенное оформление, международная торговля.
The article reveals the regulatory and legal foundations of the functioning of the institution of a customs representative in the Russian Federation, and also provides a list of interstate standards related to the sphere of regulation in customs.
Keywords: customs representative, foreign economic activity, customs clearance, international trade.
Актуальность данной темы вызвана развитием международной торговли, благодаря которой существует система мирового хозяйства. В настоящее время институт таможенного представителя является одним из ключевых механизмов в эскпортно-импортных операциях, так как таможенное законодательство каждой страны имеет свои нюансы и сложности. Налаживание благоприятных торговых отношений между государствами дало толчок в развитии посреднических услуг при таможенном оформлении. А также данная профессия упростила введение бизнеса, доступность зарубежных продуктов и сокращение неправильного оформления товаров. Успешная система функционирования в каждой стране помогает институту развиваться и работать на благо. Осуществление внешнеэкономической деятельности требует высокого уровня грамотности и компетентности в вопросах законодательства и функционирования мирового рынка. Экономически эффективное перемещение товара из одного пункта в другой возможно с пакетом правильной и необходимой документации. С каждым годом уполномоченные лица стран вносят корректировки в таможенные правила, а таможенные представители следят за актуальностью тех или иных условий при экспорте и импорте. В качестве примеров рассмотрим деятельность таможенных представителей США, Сингапура, стран Европейского Союза в целом и отдельно Германии.
Таможенная служба США является одной из ведущих в мире. Данное учреждение имеет колоссальный опыт, многочисленный штат сотрудников и высокий профессионализм. К тому же, США занимает лидерское положение в вопросе цифровой таможни. Например, они активно используют технологию «Automated Export System», которая используется в качестве «автоматической системы экспорта». Данная технология систематизирует поступающую информацию о грузах, которые перемещаются через границу государства всеми видами транспорта. Помимо этого, она используется совместно с иными государственными структурами, в частности с Министерством торговли США. Товарная партия в этой системе таможенного оформления товаров представляет электронный вид, а данные при транспортировке отражены в информационной системе. Таможенные представители были одними из тех, кто поспособствовал созданию информационного вида товаров. Благодаря данной технологии работа таможенной службы стала гораздо эффективнее. Для того чтобы стать таможенным представителем в США, необходимо получить государственную лицензию с серийным номером и выполнить условия для получения соответствующего статуса. В качестве особенности можно выделить необходимое условие при выпуске товаров в США — их идентификация и отнесение к «зеленому коридору» посредством присвоения специального штрих-кода, свидетельствующего об отсутствии маркеров риска. Указанный код формирует таможенный представитель и наносит на декларацию или инвойс до предоставления товара на контроль. Так как экономика США является одной из ведущих в мире, большое внимание уделяется развитию международных отношений в торговле с другими странами, которому способствует и институт таможенного представителя.
Республика Сингапур является весомой фигурой в международной торговле и ярким примером страны с успешной торговой политикой, предоставляя режим наибольшего благоприятствования как членам ВТО, так и странам, не входящим в эту организацию. Сингапур является участником Соглашения по информационным технологиям и Многостороннего соглашения по правительственным закупкам. Таможенные представители Сингапура действуют согласно модели Европейского союза. Это означает, что импортер и экспортер несет ответственность за правильное и своевременное декларирование товаров. В настоящее время Сингапур занимается разработкой Национальной торговой платформой, которая будет представлена в виде торговой и логистической ИТ-экосистемы, объединяющая бизнес-сообщество, общественные и государственные системы и платформы. Будучи платформой нового поколения, НТП будет разрабатываться как открытая инновационная платформа, с помощью которой предприятия и поставщики услуг могут разрабатывать новые приложения для удовлетворения растущих потребностей бизнеса. Данный сервис примечателен тем, что в разделе государственных услуг под названием «Регистрация субъектов торговли и управление» будет представлять онлайн-платформу для самостоятельной регистрации учетных записей таможенных представителей и декларантов. Из обязанностей таможенного представителя Сингапура выделяют: заполнение оформляющих документов; классификацию товара; взаимодействие с другими агентствами; решение вопросов, связанных с таможенными облигациями. Для того чтобы официально заниматься посреднической деятельностью, необходимо подать в таможенную службу Сингапура форму регистрации и заявление на получение разрешения. К тому же, важным условием является представление полугодового отчета о проделанной деятельности, которая осуществлялась в течение периода. Таможенный орган также в праве отправить записи об отчетности уполномоченным должностным лицам в целях проверки в любое время. Таким образом, Сингапур не стоит на месте и прилагает все усилия для успешного посреднеческого бизнеса.
В Европейском союзе был создан институт представительства интересов заинтересованных лиц. Требования к специалистам по таможенным операциям в ТК ЕС не прописаны, что означает наложение ответственности за квалификацию сотрудников на руководство таможенного представителя. Однако некоторые страны ЕС все-таки урегулировали данный вопрос на национальном уровне и установили квалификационные требования к специалистам по таможенным операциям. Обязанность по уплате таможенных платежей возлагается на декларанта, что не допускает выбора в уплате платежей за свой или чужой счет. Ответственность перед таможенными органами за любые действия представителя при прямом представительстве несет заинтересованное лицо, которое может предъявить требования к своему представителю при некачественном предоставлении услуг таможенным представителем. В случае прямого представительства обязательство по уплате таможенных платежей может возлагаться на таможенного представителя, если он выступает и в качестве гаранта уплаты таможенных платежей, а также несет солидарную ответственность с заинтересованным лицом за исполнение обязательства. При косвенном представительстве представитель несет полную ответственность перед таможенным органом, как в отношении декларирования, так и в отношении уплаты таможенных платежей (включая уплату доначисленных платежей в ходе контроля после выпуска товаров). Тогда заинтересованное лицо несет солидарную ответственность с представителем за исполнение обязательства по уплате таможенных платежей. Таможенные агентства также осуществляют тщательный отбор клиентов, так как рискуют своими активами, предоставляя гарантии за них таможенным органам. Это связано с тем, что при неуплате таможенных платежей, таможенные органы ЕС в счет погашения долга вправе реализовать активы таможенного агентства. Поэтому при сомнениях в клиенте, агентство может отказать в предоставлении гарантий, и следовательно клиент не сможет оформить, например, транзитную процедуру или получить отсрочку уплаты таможенных платежей. Такая политика стимулирует клиентов к добросовестному выполнению своих обязательств перед таможенными агентствами и таможенными органами в части возмещения оплаченных ими таможенных платежей.
Достаточно интересный опыт развития института таможенного представителя у Германии. Таможенный представитель в Германии — это лицо, уполномоченное импортером или экспортером (чаще предприятием) для совершения операций на таможне. Им может стать любое лицо, прошедшее обучение в «ausbidung», которое длится в течение трех лет. Далее специалист получает сертификат «Authorised Economic Operator» (AEO), который определяет лицо в качестве уполномоченного экономического оператора или сертификат таможенного агента. Следует отметить, что из-за тщательных проверок таможенных органов, владельцам сертификатов предоставлена возможность упрощения определенных процедур аудита и регистрации, что в свою очередь позволяет быстрее проводить таможенное оформление. Стандартные действия таможенного представителя в Германии: импортные и экспортные формальности; экспортное оформление; консультации по вопросам таможни и внешней торговли; таможенное оформление для свободного обращения товаров не из Сообщества; индивидуальное таможенное оформление; коллективные таможенные декларации; компьютерная регистрация через Atlas; таможенные процедуры экономического значения (например, операции по переработке); статистические приложения; временный ввоз и вывоз; списки для предварительной регистрации налога с продаж и квартальных отчетов; расположение и нейтрализация на границах; создание транзитных документов; заявка на получение лицензий, привязку тарифной информации и надзорных документов; налоговое представительство; организация таможенного контроля и ветеринарных проверок. Для создания электронной декларации создана электронная система ATLAS. Цель данной программы — снижение затрат на лицензию и персонал, поэтому для обеспечения связи есть смысл пользоваться услугами немецкого таможенного агентства, которое обеспечивает связь с таможенными органами в целевой стране.
Российской Федерации есть что подчерпнуть из опыта зарубежных стран, так как таможенное представительство является одним из важных механизмов в таможенном деле всего мира. Это могут быть содействие таможенных представителей в создании электронного образа товарной партии, подход распределения ответственности перед бизнесом и государством, а также оценка деятельности ассоциаций таможенных представителей. Пользуясь исследованиями иностранных государств и опираясь на имеющуюся практику, можно построить передовую систему взаимодействия таможенных органов с таможенными представителями.
Литература:
- Таможенный Кодекс Европейского Сообщества Регламент Совета № 450, 2008
- Денисова Н. А., Кононов А. А. Научная статья «Международный опыт развития института таможенного представителя», 2020
- Крапчина Л. Н., Мустакаев Т. Р. «Использование современных цифровых и информационныз технологий таможенными органами России, Китая и США», 2021
- Сальникова А. В., Чернецова М. А. «Электронная таможня как основной вектор развития таможенных органов в условиях цифровизации Российской экономики», 2020
- Богатов В. Л. «Совершенствование организации управления процессами оказания таможенных услуг и работ», 2008
- Абдыров Т. Ш., Ташиев Ж. А. Зарубежный опыт управления качеством таможенных услуг // Известия ВУЗов Кыргызстана № 10, 2015
- Бойкова М. В. «Зарубежный опыт таможенного администрирования: монография», Российская таможенная академия, 2017
- Сайт «Новая национальная торговая платформа Сингапура»
- Официальный сайт Погранично-таможенной службы Соединенных Штатов Америки
- Официальный сайт таможенного отдела Департамента безопасности США