В данной статье рассматривается криминогенное влияние Интернета на формирование молодежных субкультурных движений в современной России.
Ключевые слова: субкультура, молодежная среда, подрастающее поколение
В контексте реалий современного общества сформировалось и развивается новое поколение молодых людей. Условия их вступления в жизнь и взросления неразрывно связаны с привычным для них атрибутом повседневной активности — Интернетом. Существенной отличительной чертой взаимодействия в сети является минимальное количество затрат и усилий для пользования. Интернет оказывает мощное влияние и на оформление особой культуры коммуникации молодых людей, предпочитающих общение исключительно в рамках виртуальной среды. Так, одной из разновидностей досуговой деятельности молодых людей является участие в виртуальных молодежных субкультурах, они набирают популярность у молодой аудитории, за счет грамотного психологического воздействия на их сознание.
В социологическом аспекте субкультура — это совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов), влияющих на стиль жизни и мышления определённых групп людей и позволяющих им осознавать и утверждать себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) [1, с. 62–70]. В этом значении она является фактором и специфическим механизмом социализации, которые определяют развитие личности в процессе усвоения соответствующих норм и ценностей, исповедуемых носителями определённой группы, значимыми для него.
Все субкультуры имеют свойственные только им ценности, слова и выражения, принятые только в этой группе, модели поведения, свою символику и лозунги. Внимание социологов-исследователей по очереди привлекали «хиппи», «панки» и «металлисты», «скинхеды», «готы», «эмо», затем «оффники», «околофутбольщики» и «АУЕшники». Сегодня всё более популярными в молодёжной среде и всё более интересными для исследователей становятся «Дрейнеры» (Мечтатели), «дед инсайды», ЧВК Редан.
Наибольшее распространение данные субкультуры получили в таких социальных сетях как «TikTok», «Telegram», «ВКонтакте» в которых молодежь проводит больше всего времени.
Дрейнеры — это субкультура, связанная с творчеством Drain Gang — сообщества шведских музыкантов, модельеров и дизайнеров, созданного в 2013 году. Уже в 2021 году, когда к движению начали присоединяться всё больше людей, у них появилась собственная атрибутика, которая сформировала образ последователей субкультуры. Дрейнеры — это современный симбиоз эмо и готов. Они отличаются мрачным восприятием действительности, депрессивными состояниями, отстраненностью и необщительностью.
Дед инсайды — транслитерация английского выражения Dead Inside («мертвый внутри»). Так, «мертвыми внутри» себя называли и эмо, и готы, и представители других «депрессивных» субкультур. Предпочтительные темы дед инсайдов — тема одиночества и суицида. Представители данной субкультуры часто используют в речи токсичный сленг, наполненный словами ненормативной лексики.
«Редан» — относительно новое движение любителей аниме в России. «ЧВК Редан» — это, так сказать, подгруппа классического «Редана». Она сформировалась 22 февраля 2023 года после произошедшей массовой драки в московском ТЦ «Авиапарк». После этого инцидента в социальных сетях появилось сообщение о формировании новой ветки движения «Редан» — «ЧВК Редан», члены которой, как предполагалось, будут драться с представителями прочих субкультур (в том числе людьми других национальностей) в случае необходимости. Всего за неделю после первого инцидента массовые драки произошли (или почти произошли) в нескольких крупных городах. После начала деятельности «ЧВК Редан» в сети появилось большое количество заявлений от ее представителей с расистскими и националистическими лозунгами. В настоящее время данное движение постепенно начинает терять свою популярность.
Необходимо добавить, что молодые люди увлекаются субкультурами, когда традиционные способы социализации дают сбой. В первую очередь речь о недоработках в семье и школе. Обычно подростки проявляют активность как представители различных субкультур 4–5 лет, но сегодня, в эпоху цифровой революции, этот срок может сильно растягиваться.
В виртуальном пространстве увеличивается возраст детства, возраст инфантильности. Люди, которые уже должны быть взрослыми, в возрасте 20+ и 30+ могут находиться в тех или иных субкультурных формациях [2, с. 240–245].
Соцсети, в частности, дают возможность выражать себя в полной мере. В результате взгляды на жизнь представителей разных субкультур сталкиваются, зарождаются конфликты, которые легко выливаются в реальную жизнь. Ситуация с «ЧВК Редан» — яркое тому подтверждение.
Стоит отметить, что каждое неформальное движение так или иначе оказывает специфическое влияние на личность подростка и молодежи в целом. У участников сообществ в большей или меньшей степени происходит разрушение личности, выражающееся в уходе от реальности, однобокости мышления, зацикленности на атрибутике группы, отрицании общепринятых социальных норм, принятии правил и законов группы, порой идущих в разрез с законом.
Так в настоящее время эксперты фиксируют стремительный рост происшествий, связанных с проявлением деструктивных практик среди молодежи. В изменившихся социально-экономических условиях, обусловленных цифровым обществом, под деструктивными практиками в цифровой среде мы понимаем форму активного разрушающего отношения к миру, реализующаяся через различные асоциальные способы деятельности, что в свою очередь, свидетельствует о дегуманизации молодежной среды и криминализации [3, с. 23–37].
Даже самые «безобидные» на первый взгляд молодежные движения в основной направленности своей деятельности построены на протестности, часто принимающей самые криминальные формы. Групповая сплоченность и постоянное общение позволяют им устоять перед обществом, которое воспринимается ими как нечто чуждое и враждебное. Это создает благоприятную среду для негативного воздействия на молодежь в результате чего мы регулярно можем наблюдать различные нарушения правопорядка, хулиганство и другие проявления агрессии. А иной раз молодежь не только вовлекается в преступную деятельность и молодежные движения деструктивного характера, но и становится жертвами преступлений.
Ввиду этого следует учитывать, что молодежь является важнейшим составляющим любого общества. Подрастающее поколение ищет способы объединения и поиска своего места в нем. Для достижения этой цели важно создавать и развивать молодежные сообщества, которые помогут представителям подрастающего поколения перенаправлять энергию в альтернативные виды продуктивной социально-значимой деятельности, способствующие социализации и инкультурации молодого человека, а также формированию критической позиции молодого человека в отношении деструктивных субкультур.
Государство активно способствует в содействие успешной самореализации и интеграции молодежи в общество, создавая различные государственные программы для формирования патриотизма, гражданственности, воспитания гармонически развитой и социально ответственной личности, а также профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма и асоциального поведения в молодежной среде, формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у молодежи. Однако не всегда данные программы достигают ожидаемого результата.
Таким образом, очевидно, никакой перспективный план, как бы обстоятельно он ни был разработан, не может вместить в себя всего объема той деятельности, которая в действительности должна проводиться с целью всесторонней профилактики правонарушений со стороны представителей молодежных субкультур (в особенности — по своей сути являющихся общественно опасными). Поэтому можно дополнить перспективное планирование планами профилактики правонарушений, которые рассчитаны на относительно краткие сроки. Они должны содержать детальную регламентацию и максимально полный перечень текущих профилактических мероприятий. Меры борьбы с молодежной преступностью должны включать в себя не только направления деятельности правоохранительных органов, но и конкретные мероприятия, проводимые по линии каждого из субъектов специальной профилактики. Должен предусматриваться охват всех необходимых объектов профилактики и все сферы, в которых имеются источники неблагоприятного влияния на молодых людей. Уничтожить субкультуру как молодежную общность невозможно. Нужно ужесточать санкции по отношению к представителям субкультур, являющихся наиболее общественно опасными.
Литература:
- Сочивко, Д. В. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур / Д. В. Сочивко, Н. А. Полянин. — Текст: непосредственный // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 4. — С. 62–70.
- Ковров, В. В. Социокультурная дифференциация российской молодежи: теоретико-методологические основания / В. В. Ковров, И. М. Вакула, Н. Х. Гафиатулина. — Текст: непосредственный // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2023. — № 1. — С. 240–245.
- Интернетизация современной молодежной субкультуры / Е. А. Глебова, И. В. Бганцева, И. А. Тисленкова, В. В. Tихаева. — Текст: непосредственный // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2020. — № 3. — С. 23–37.