Основы права всегда исходили из обычаев древних племен, отсюда оно берет свое начало, в этом случае государства Африки не исключения. История Африканского права подразделяется на три больших периода, первым можно назвать древний доколониальный период, в этом этапе развития африканские племена использовали обычаи, которые регулировали деятельность всего племени. В статье мы рассмотрим особенности права в странах Африки.
Ключевые слова: Африка, право, законы, верховенство закона, государство, власть.
The foundations of law have always proceeded from the customs of ancient tribes, from here it originates, in this case, the states of Africa are not exceptions. The history of African law is divided into three major periods, the first can be called the ancient pre-colonial period, at this stage of development, African tribes used customs that regulated the activities of the entire tribe. In the article we will consider the peculiarities of law in African countries.
Keywords: Africa, law, laws, rule of law, state, power.
Немногие концепции были столь же захватывающими, как верховенство закона. Эта концепция уходит корнями глубоко в древность и в Великую хартию вольностей. Его гениальность заключается в подчинении правителей закону и надлежащей правовой процедуре. Современная демократия, которая невозможна без верховенства закона, основана на либерализме, проекте Просвещения и попытках универсализации его морали. В историческом континууме либерализм предшествует политической демократии и порождает ее, которая, в свою очередь, находит универсальное выражение в правах человека. Общей нитью, проходящей через них, является верховенство закона. [3] Но верховенство закона не лишено сложностей и противоречий. Подобно политической демократии и правам человека, она пережила неоднозначную историю и подвергалась глубокой критике по поводу своей нормативной неполноты, культурной слепоты, англосаксонского имперского соучастия и исторического контекста. Для Африки верховенство права и связанные с ним концепции вселяют надежду и предостерегают в условиях, изобилующих чрезвычайной сложностью и историческими травмами. [5]
Каждая ветвь государства — исполнительная, законодательная и судебная — пережила сокращение, дисфункцию или коллапс. Виновником часто был властный руководитель. Люди, стоящие у власти, обычно загоняли законодательную власть в угол и превращали ее в резиновый штамп. закона. Эта и коренизация судебной системы не смогли превратить сектор правосудия из колониально-расистского, антинародного и репрессивного инструмента. Судьи стали продолжением исполнительной власти и выполняли свои функции по ее прихоти. Вместо того чтобы стать источниками правосудия, суды использовались для вселения страха в население по указке исполнительной власти. Суды использовались для подавления политического инакомыслия и ограничения гражданского общества. [4]
В такой обстановке было невозможно даже думать о примирении конкурирующих правовых режимов внутри государства. Формальная и неформальная системы правосудия — гражданское и общее право, мусульманское право и шариат, африканские режимы разрешения споров и отправления правосудия, а также индуистское право — сосуществовали без координации. Результатом стала запутанная мешанина, смесь правовых режимов, в которых правосудие часто оказывалось жертвой. Правовой плюрализм, который в остальном был источником силы и живого разнообразия, вместо этого подвергал граждан зачастую неравному и дискриминационному обращению. Особенно это касалось женщин и девочек.
В результате суды и правовой сектор в целом редко рассматривались как законные институты, где граждане могли бы добиваться правосудия. В большинстве африканских государств к судьям относились с пренебрежением или страхом. Вот почему сегодня большинство африканцев с подозрением относятся к закону, судам и юридическому сектору. Судебные органы не воспринимаются как гаранты законности или беспристрастности. Безусловно, нелегитимность сектора правосудия распространялась и на все остальные ветви государственной власти.
За последние два десятилетия в Африке наблюдался устойчивый рост практически во всех секторах — правосудии, экономическом, социальном и политическом. Сегодня экономика Африки является одной из самых быстрорастущих в мире. Безусловно, в одних государствах произошли ужасные перемены, а в других — упорное противостояние кризисам. [2]
Самые отчаянные случаи вызваны крушением общественного порядка, неэффективностью государственного управления и постоянными лишениями. Но отказ гражданам в праве самим определять свою судьбу стал причиной страданий в тех немногих государствах, которые не присоединились к каравану свободы. Даже в тех государствах, которые за последние два десятилетия сделали выбор в пользу возвращения к политической демократии, сохраняются многие проблемы. Социальное неравенство, экономические лишения, дискриминация по всем признакам и отсутствие социальной справедливости очевидны. Либо демократия не была углублена, либо культура справедливости не проникла в костный мозг. Сохраняются проблемы, связанные с укреплением систем управления, которые придают смысл гражданству. Многие группы населения по-прежнему лишены возможности участвовать в политической жизни и иметь экономические возможности. Очевидно, что недостаточно писать великие конституции и принимать хорошие законы. [1]
Избранные законодательные органы и исполнительные органы власти также не способствуют автоматически формированию культуры правосудия или созданию государства с правами человека. Судебные органы по-прежнему зависят от могущественных и корыстных интересов в политике и экономике. Власть по-прежнему сосредоточена в очень немногих руках, регионах или группах. Верховенство закона, понимаемое как соблюдение хороших законов, не является достаточной панацеей от сложных проблем Африки. Нет никаких сомнений в том, что африканцы должны реализовать концепцию верховенства закона в рамках демократического государства, чтобы ответить на эти вызовы.
Африканские страны стремятся к обще территориальной правовой системе. Движение африканских государств, направленно на усиление конституционного права и формирования воедино нормы обычного права, европейского права в обще территориальную правовую систему. Система каждого государства состоит из множества отраслей права, центральное место которых занимает конституционное право. Конституционное право обусловлено значимостью общественных отношениях, регулируемых этой отраслью права, а также тем, что конституционное право находится в центре взаимодействия всех отраслей права. В нем провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами, основами других отраслей права. [6]
Литература:
- Африка: постколониальный дискурс / отв. ред. Т. М. Гавристова, Н. Е. Хохолкова. М.: Институт Африки РАН, 2020. 268 с.
- Бёрджесс М. Федерализм в Африке: о взаимоотношении культурного разнообразия, развития и демократии // Новое литературное обозрение. 2020. № 133. С. 87–112.
- Гавристова Т. М. Африка: «постколониальная библиотека» // Азия и Африка сегодня. 2020. № 3. C. 80–85. DOI: 10.31857/S032150750008720–4
- Емельяненко Е. Г. Постколониальная Африка: проблемы и перспективы // Мировая политика. 2020. № 2. С. 86–101. DOI: 10.25136/2409–8671.2020.2.33344
- Крассов О. И. Земельное право в странах Африки. М.: Норма, ИНФРА-М, 2019. 415 с.
- Морозовская Е. В. «Новый регионализм» в Африке: форма приспособления к глобализации или попытка противодействия современному неоколониализму? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. № 12 (4). С. 209–227