Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность.
Согласно Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100), с 1 сентября 2022 года введен ФГОС ООО третьего поколения.
Одна из новинок этого «сезона» — функциональная грамотность.
Функциональная грамотность — это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл — в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее — синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи [1].
Функциональная грамотность расширяет кругозор школьника, делая упор на решение практико-ориентированных задач, применяя сформированные предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности. Теперь ученики должны понять, как изучаемые предметы в школе помогут им в жизни в нашем нестабильном и изменчивом мире.
Виды функциональной грамотности:
— Читательская грамотность
— Математическая грамотность
— Естественнонаучная грамотность
— Финансовая грамотность
— Глобальные компетенции
— Креативное мышление
На уроках математики необходимо развить у школьников математическую грамотность. Что мы понимаем под этим понятием и как определить сформирована ли она у ученика?
«Математическая грамотность — это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира» [2].
Для полноценного формирования математической грамотности необходимо изменить деятельность на уроке, чтобы ученик самостоятельно выражал свои мысли, гипотезы, вел дискуссии, работал в команде, фиксировал результаты, т. е. принимал активное участие на всех этапах урока. Изучение базовых умений приходится на 5–6 классы, поэтому необходимо выводить формирование математической грамотности на первое место.
Из своего опыта работы хочу привести некоторые приемы развития математической грамотности.
Для актуализации знаний часто использую на уроках «облако слов». На презентации или на раздаточных карточках в хаотичном порядке записаны слова, из них нужно сложить определение, понятие, теорему. Детям очень нравится такой прием, это позволяет быстро включиться в работу. Например, «Диаграмма — это наглядное представление зависимости одной величины от другой».
Прием «верно-неверно». На доске или презентации записаны примеры с ошибками, нужно их исправить и аргументировать почему. Например,
— смежные углы равны;
— сумма углов треугольника равна 360 0 ;
— Медиана — это отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны;
— Если две стороны одного треугольника равны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Для проверки знаний и умений школьников на своих уроках использую игровые технологии, а именно составляю кроссворды по изучаемой теме, небольшие квесты, брейн-ринг. Также ученики на уроках самостоятельно составляют кластеры по теме урока, это в свою очередь служит им небольшой шпаргалкой.
Особую роль на уроках отвожу проектной деятельности. При подготовке проекта школьникам необходимо определить проблему, составить план подготовки проекта, найти необходимую информацию, подготовить продукт и презентацию. Проект можно выполнять индивидуально или в группе, это по желанию самого ученика.
Школьники сами составляют ситуационные задачи на примере реальных жизненных ситуаций. Например, рассчитать сумму полученного дохода от банковского вклада, покупки в магазинах, где выгоднее приобрести тот или иной товар, расчет стоимости экскурсионного тура, подсчет калорий и многое другое. Такие задачи помогают ученикам понять, где можно применять полученные ими знания на уроках. Также проектная деятельность способствует развитию познавательной активности на уроках, развивает мышление, учит рассуждать и делать выводы.
Формирование математической грамотности может развивать ка на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Выпуская ученика необходимо научить его своевременно реагировать на события в мире, находить, анализировать и делать выводы самостоятельно.
Литература:
- https://mcko.ru
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernayaosnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-brazovaniya-3
- Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 // Официальный сайт ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». — Режим доступа: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/ 2201978.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL:https://fgos.ru/