Профессия преподавателя вуза: прошлое или будущее | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 21.04.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Смыслова, Г. А. Профессия преподавателя вуза: прошлое или будущее / Г. А. Смыслова, И. Е. Емельянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101811/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современный мир меняется очень быстро. Характеризуя его скоротечность и изменчивость, стали употреблять термин «турбулентность», что оказывает влияние на рынок труда. Социальные, экономические, технологические процессы существенно влияют на создание отраслевых «карт будущего», при помощи которых выявляется спрос на новые компетенции и выстраивается образ новых профессий.

Прогноз развития отрасли и профессии в ней становится объектом изучения многих российских и международных экспертов, результатом их исследований является «Атлас новых профессий 3.0» [1]. В его создании принимали участие специалисты по прогнозированию будущего (футурологи), а также ведущие специалисты образовательных программ и журналисты. Атлас дает возможность проанализировать, как будет развиваться рынок труда, какие профессии исчезнут, каких специалистов заменят машины и искусственный интеллект, а какие работники, наоборот, понадобятся в скором времени.

Современные IT-технологии постепенно стали заменять людей в области систематизация данных, работы с большим объемом информации. Автоматизации подвергается как сфера общения с клиентами, в которой роботизированные чат-боты заменяют человека, так и производственные процессы разного уровня сложности. Постепенно происходит замена представителей интеллектуальных профессий, появляются сетевые помощники, владеющие большим объемом информации, недоступной человеческой памяти, и имеющие возможность решать множество проблемных вопросов и задач.

В настоящее время интенсивно происходит развитие цифровых технологий. По прогнозам футурологов к 2030 году исчезнут такие профессии как бухгалтер, корректор, библиотекарь, журналист, турагент, каскадер, юрисконсульт, нотариус, риэлтор, экскурсовод, переводчик, провизор, водитель и многие другие. Выполнение их функций возьмут на себя роботы.

Что касается прогноза относительно профессии преподавателя, у футурологов нет единого мнения. Определенная часть специалистов уверена, что искусственный интеллект с легкостью может заменить живого человека в рамках образовательного процесса. Современные приложения для обучения (например, иностранному языку) способны распределить учебную нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося, а также разработать образовательный маршрут в изучении курса. Цифровой помощник не только отвечает на вопросы, проверяет правильность ответов, он способен подбирать задания исходя из предыдущих ответов, формирует индивидуальную программу под цели и задачи каждого конкретного обучающегося.

Однако современному человеку, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо постоянно самосовершенствоваться, корректировать траекторию как своего профессионального, так и личностного роста. Алгоритмы, запрограммированные в искусственном интеллекте, способны создавать однотипные стратегии развития, что формирует «человеческих клонов», когда один специалист не отличается от другого. Они не позволяют оценить весь спектр внутренних ресурсов и ограничений человека, учесть все факторы среды в краткосрочной и долгосрочной перспективе, проанализировать риски и возможные отклонения от разработанной стратегии обучения, и, как следствие, не обладают достаточной креативностью и гибкостью по отношению к личности конкретного человека. Для успешного обучения, создания эффективной траектории развития необходим человек, обладающий коммуникабельностью, эмпатией, творческим подходом, рефлексией.

Современные IT-технологии находят применение и в образовательном процессе вуза:

— офлайн-обучение сменяется онлайн-обучением;

— репродуктивные формы учебной деятельности студентов, направленные на механическое запоминание и воспроизведение изучаемого материала, становятся неактуальными и поглощаются активными формами взаимодействия обучающихся с использованием цифрового инструментария;

— происходит смещение акцента с «обучения ради обучения» на «обучение ради цели», а также ради выполнения конкретных профессиональных задач, формирования навыков и компетенций;

— изменяется роль преподавателя вуза: он может быть (в зависимости от конкретной образовательной ситуации) наставником, экспертом, модератором, тьютором;

— осуществляется переход от обучения у эксперта ( teacher-centric ) к обучению вместе с экспертом или с помощью нескольких экспертов ( learning-centric ) в условиях профессионально-практической подготовки.

В связи с происходящими изменениями, снижается конкурентноспособность преподавателя вуза, не обладающего цифровыми компетенциями, когда привычных педагогических способностей, или компетенций, традиционно выделяемых различными авторами, становится недостаточно. Так В. А. Крутецким выделялись следующие группы способностей:

— дидактические способности: умение преподать учебный материал, сделать его доступным для обучающихся, вызвать интерес к предмету, возбуждать активность и способствовать самостоятельному мышлению самостоятельную мысль;

— академические способности: нацеленность на определенную область научного знания, глубина знаний, научно-исследовательская деятельность;

— речевые способности: умение ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, культура речи, этика делового общения, способность использовать вербальные и невербальные средства коммуникации для повышения ее эффективности;

— авторитарные способности: наличие эмоционально-волевого влияния на обучаемых, лидерские способности и навыки;

— способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности: умение удерживать внимание на содержании, форме изложения материала и одновременно на реакции обучающихся, следить за логикой развертывания мысли [2].

Владение перечисленными базовыми педагогическими компетенциями дает возможность преподавателю адаптировать учебный материал, изменять его под цели и задачи обучающегося, учитывая актуальный уровень знаний и навыков, быть в курсе современных тенденций развития науки и практики, вызывать интерес к предмету, создавать и поддерживать единое коммуникативное пространство между всеми участниками образовательных отношений. Однако обозначенных компетенций, которые являются на данный момент показателями профпригодности (пропуском в профессию), становится недостаточным для того, чтобы образовательный процесс был максимально эффективным. Преподавателю необходим широкий диапазон метапрофессиональных/надпрофессиональных навыков (softskills), чтобы оставаться конкурентоспособным в современном образовательном пространстве вуза, создавать и сохранять уникальную собственную ценность личности профессионала, быть эффективным в рамках выполнения своих трудовых функций.

Вслед за экспертами атласа новых профессий мы выделяем следующие необходимые профессиональные компетенции:

1) системное мышление: способность к пониманию сложных систем, установлению причинно-следственных связей, соотнесению и классификации; умение оперативно переключаться с одной задачи на другую, вести поиск и создавать эффективные алгоритмы выполнения определенного вида деятельности;

2) межотраслевая коммуникация: понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в смежных областях; владение разноплановыми навыками и умением «переводить с языка» одной дисциплины и предметной области на язык другой профессии.

3) управление проектами: лидерские качества, умение расставлять приоритеты, умение не только работать в команде, но и умение создавать ее, организуя взаимодействие в группе для достижения общей цели; создание своего личного бренда — отношение к себе как к проекту в рамках личностного и профессионального развития;

4) бережливое производство: умение организовывать эффективную деятельность с минимальными затратами внешних и внутренних ресурсов, стремление к устранению всех видов потерь, оптимизация как своей собственной работы, так и готовность предлагать инновационные решения для повышения эффективности работы всей образовательной организации;

5) программирование/робототехника/искусственный интеллект: умение применять современные IT-технологии в практике своей профессиональной деятельности, создавать алгоритмы разных видов деятельности; владение компьютерной грамотностью и навыками безопасного использования компьютерных технологий;

6) клиентоориентированность: понимание запроса обучающегося, умение выстраивать индивидуализированную траекторию образовательного процесса, поиск оптимально подходящего решения под учебные цели и задачи студента;

7) мультиязычность и мультикультурность: умение работать в межкультурной команде, взаимодействовать между представителями разных стран, культур, конфессий, методологических школ, практических направлений; умение осуществлять профессиональную деятельность в поликультурной среде организации; понимание ментальности других народов, особенностей образовательных систем других стран, готовность использовать лучший международный опыт и внедрять эффективные технологии в собственные рабочие процессы;

8) работа с людьми: умение продуктивно общаться, взаимодействовать в рамках совместной деятельности, способность упреждать и разрешать конфликтные ситуации, учитывая позиции всех участников взаимодействия; эмоциональный интеллект;

9) критическое мышление: способность анализировать информацию, проверять ее на достоверность и объективность; умение оказывать противодействие манипуляции, находить опровержение и подтверждение фактам; способность к рефлексии и саморефлексии; умение распределять и удерживать внимание, способность вычленять главное, структурировать информацию, отсекать лишнее и второстепенное;

10) работа в условиях неопределенности: способность быстро анализировать, реагировать на изменения, принимать решения, эффективно распределять ресурсы, управлять временем и пространством своей жизни, умение работать в условиях неполной (или избыточной) информации;

11) навыки художественного творчества: гибкость, способность находить нестандартные решения, эстетический вкус, чувство гармонии, готовность к созидательной деятельности, созданию продукта;

12) экологическое мышление: бережливое отношение к природным ресурсам, видение себя как части природы, понимание собственных задатков и возможностей, обусловленных биологическим базисом; ответственное потребление и производство.

Таким образом, для того чтобы быть востребованным специалистом нужны не только сформированные теоретические знания и узкоспециализированные навыки, но и огромное количество гибких, надпрофессиональных навыков (softskills), которые применяются в разных сферах жизнедеятельности человека. Сегодня специалист в любой области труда должен обладать позитивным восприятием, устойчивостью к стрессу, способностью использовать рефлексию и ответственно принимать решения, учитывая риски.

Создание новых учебных дисциплин для разного уровня образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), а также разработка программ дополнительного профессионального образования, которые будут нацелены на формирования перечисленных выше компетенций, позволят интегрировать профессию преподавателя в меняющийся современный мир, сделать ее соответствующей потребностям нового поколения студентов.

Литература:

  1. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Интеллектуальная Литература, 2020. — 456 с.
  2. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, способность, искусственный интеллект, компетенция, навык, образовательный процесс, рынок труда, вид деятельности, профессиональная деятельность, учебный материал.


Задать вопрос