Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного материала. С использованием методики психологической зрелости школьников выполнен анализ возрастных особенностей учащихся 5–8 классов. На основе анализа было проведено исследование, которое показало, что исходя из возрастной зрелости школьников педагог может подобрать стиль обучения, который будет способствовать благоприятному взаимодействию с обучающимися.
Ключевые слова: стили обучения, образовательный процесс, авторитарный, демократический, либеральный.
Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий педагогу.
На воспитание подрастающего поколения оказывает влияние достаточно большое множество различных факторов, однако наиболее значимыми из них представляются факторы, связанные с личностью учителя и его стилем педагогического общения [3, с. 18]
Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально — педагогической деятельности
Стиль обучения — это манера и способ поведения учителя по отношению к обучающимся, чтобы оказывать на них влияние и побудить к достижению целей обучения. Верно подобранный стиль обучения поможет правильно выстроить учебный процесс и будет способствовать несомненному достижению всех поставленных целей на уроке, а также сохранению комфортной атмосферы в классе. Для того чтобы верно подобрать стиль обучения мною была проведена диагностика возрастных особенностей обучающихся 5–8 классов, исходя из результатов диагностики были определены уровни зрелости, по которым в дальнейшем и определялся стиль обучения [4, с. 5].
Низкий уровень зрелости стал характерен для учащихся 5–6 классов. Он означает, что учащиеся не готовы выполнить поставленные перед ними задачи и брать на себя ответственность. В таком коллективе лучше всего применять авторитарный стиль обучения, при котором учитель все самостоятельно решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися.
Средний уровень зрелости был определен у учащихся 7 класса. Учащиеся не готовы, но уже способны взять на себя ответственность. Здесь лучше всего подходит демократический стиль обучения, при котором учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Ученики обсуждают задания и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
Высокий уровень зрелости стал характерен для учащихся 8 класса. Отличительной особенностью является то, что учащиеся способны и хотят взять на себя ответственность за выполнение поставленных задач. В данном случае был выбран либеральный стиль, при котором, учитель может делегировать свои полномочия на учащихся, а те в свою очередь бесспорно с этим справляются [4].
Применение различных стилей обучения при изучении географии в средней школе дает положительный эффект: повышается качество знаний, возрастает уровень обученности, повышается интерес к предмету, но необходимо отметить то, что все учащиеся в классе не могут иметь одни возрастные качества, в таких случаях возможно применение индивидуального подхода.
Личностно ориентированное взаимодействие с детьми, протекающее в рамках сотрудничества учителя и учащегося, основанное на понимании, принятии и уважении личности учащегося порождают в нем уверенность и личную значимость, которые делают его более уверенным и способным справляться с трудностями жизни. Учащийся приобретает способность более верно оценивать мир и вести себя соответственно. Это облегчает взаимодействие с окружающими.
Все эти особенности определяют характер его взаимоотношений, его статус в коллективе. Именно поэтому очень важно, чтобы стиль педагогического общения был адекватным ситуации, доброжелательным, последовательным, не доминантным, иначе неадекватно репрессивное общение со стороны взрослого ведет к накоплению отрицательного опыта во взаимодействии.
Литература:
- Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина А. Д. Тверь: из-во ТГУ, 2013.
- Большаник П. В. Менеджмент в туристских организациях. М:ИНФРА-М, 2018.- 193 с.
- Макаренко, А. С. Проблема школьного советского воспитания: Характеристика педагогических стилей. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. /А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 2009. — 577с.
- Оборина Д. Б. Стиль общения в системе установок педагога и его формирование в процессе обучения и воспитания будущих учителей // Системное исследование индивидуальности. — Пермь. 2016. — С. 109–110.