Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности путём использования стихов собственного сочинения как основа нравственного здоровья учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 22.04.2023

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Белкина, Н. В. Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности путём использования стихов собственного сочинения как основа нравственного здоровья учащихся / Н. В. Белкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 302-305. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101818/ (дата обращения: 19.12.2024).



Доброжелательная обстановка на уроке, внимание к каждому высказыванию, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности — все это создает благоприятный психологический климат на уроке, служит одним из показателей успешности его проведения, определяет позитивное воздействие на здоровье.

Именно поэтому свои уроки я нередко сопровождаю стихами собственного сочинения, чтобы личным примером побудить своих учеников к творческому содружеству, активизировать их мыслительную деятельность.

Например, урок литературы в 11 классе «Заседание «Цеха поэтов» начинается определенной провокацией — вызовом со стороны учителя, который выступает в роли руководителя этого цеха.

Я — Надежда, и имя это

Полыхает во мне, как зарево.

Не Ахматова я, конечно,

И тем более не Цветаева…

И напрасно кто-то пытается

Приписать мне поэта звание:

Не того я полёта и роста,

Чтобы это пройти испытание.

Не дано мне от жизни многое.

Что успела схватить — схватила.

И иду я своей дорогою,

Не сказала бы, что вполсилы.

Каждый день проживаю, будто

Он последний в моём расписании,

И доказываю кому-то

Теорему о вечном познании.

Теорему, хоть я и лирик,

И другим обладаю сознанием.

Пусть исчезнет во мне сатирик,

Не достойный хвалы и внимания!

И опять я в своей стихии,

Где читала впервые Ахматову,

Где когда-то меня пленили

Золотые огни Саратова.

Где шептали Цветаевой строки,

Что «душа родилась крылатой»,

Ну а я подхватила вовремя

Изумрудных стихов раскаты.

Я — Надежда, а значит, Вера

И Любовь поселились рядом,

Создавая вокруг атмосферу,

Что любые разрушит преграды.

И я верю, что имени сила

В пропасть мне не даст провалиться.

Сотворять я не буду кумира,

Чтоб потом на него не злиться.

Так сильней разгорайся, зарево,

Чтоб дорогу осилил идущий!

И появятся строки заново,

Воспевая восход грядущий…

Далее спрашиваю, какие литературные ассоциации оно вызывает у каждой группы, на которые предварительно разделён класс, прошу найти черты каждого литературного направления (обычно такие моменты очень нравятся ребятам), и далее урок, как правило, очень эмоционален и продуктивен, а стихи, которые ученики сочиняют далее, очень интересны.

Подобную практику я начала использовать в своей работе очень давно, когда моя педагогическая деятельность только начиналась. Об этом впервые попросили меня ученики гуманитарного класса, когда мы готовились с ними к уроку «Слово о полку Игореве в русской культуре и искусстве». В ходе подготовки организовались три группы — художники, музыканты и литературоведы — и ребята хотели, чтобы выступление каждой группы предварялось своеобразным вступлением — чтением стихов. Мне эта идея показалась очень интересной, и вот что получилось в итоге.

В самом начале урока прозвучали стихи:

Как горько, что на нашем на веку

Мы забываем «Слово о полку…»

За повседневной суматохой бед

Мы потеряли нравственности след.

А если оглянуться нам назад,

Туда, где стрелы Игоря свистят,

Где хан Кончак тревожит наш народ,

Где Ярославна плачет и поёт?

Ты всё видала, русская земля,

Впитала раны ты в себя не зря,

Немой свидетель и немой судья

Того, как жили русские князья.

И мы сегодня только из картин,

Из глубины белеющих седин,

Из летописи памятных времён

Истрию России узнаём.

А над всем этим, нас храня от бед,

Великий Автор «Слова…» ставит след.

«Не лепо ли ны бяшет…», как в поэме?

И нам пора за всё держать ответ.

Далее после небольшого вступления звучат стихи, предваряющие выступление группы художников:

Гравюр Фаворского немеркнущие лики

Напоминают о годах былых,

На поле брани воинов великих

Предсмертный стон как будто не утих.

А из-под кисти гения Перова

Выходит Ярославна на Дунай,

Княгиня эта мужа ждёт живого,

Ты ей, природа, в этом помогай!

А Вы сказать нам, Васнецов, смогли бы,

Чем привлекают Вас богатыри?

И как добиться удалось такого,

Чтоб, даже мёртвые, ожить они смогли?

Кровь не видна на Игоревом войске,

Достойный обрело оно покой.

А среди нас найдётся ли художник,

Чтоб сохранить историю такой?

Перед выступлением группы музыкантов звуча следующие строки:

Вот гаснет свет, и голоса смолкают,

И рушится былых времён стена,

И звуки ввысь стремительно взлетают

С великим именем Бородина.

И хочется мгновенно очутиться

Во Игоревом доблестном полку,

С разгулом Галицкого не смириться,

И с русской женщиной испить тоску.

И дать свободу, о которой просит

Пленённый Кончаком коварным князь,

И закружиться в пёстром хороводе

Из половецких плясок, не таясь.

И высмеять и Ск У лу, и Ерошку,

Овлуру за содействие воздать,

И русский дух вдохнуть,

И очутиться в двадцатом веке, помня благодать.

И упиваться музыкою долго,

И не забыть Баяновых седин.

И всё это — в одном — едином звуке,

В величественном слове — Бородин.

В целях экономии времени пропустим стихотворение, которое звучало перед выступлением группы литературоведов, скажу лишь только, что эти стихи настраивали учеников конкретной группы на выступление, а остальных — на восприятие материала, таким образом, наше совместное творчество удалось, и этот урок ребята при встрече вспоминают до сих пор, хотя прошло уже немало лет.

Несомненно, для создания стихов требуется определённая атмосфера, иногда к этому побуждает какое-то событие, например, совместные поездки с ребятами по литературным местам. Стихи, написанные во время таких поездок, не только усиливают впечатления ребят, порою они побуждают и учеников к написанию собственных стихов, что всегда я особенно ценю. Вот такие стихи я прочитала ребятам во время поездки в Михайловское.

По тропинке, что бежит уверенно

Вдоль простого русского села,

Я, походку окрылив намеренно,

Снова в гости к Пушкину пришла.

Вновь меня встречает он с улыбкою,

И земной поклон мне ветер шлёт,

Словно поэтической ошибкою

Хочет он увлечь меня в полёт.

Ну а я, забыв про все волнения,

Чувствую, что мне неведом страх.

Пушкинское лёгкое дыхание

Ощущаю на своих плечах.

Родина, Россия, слово Пушкина –

Вот что вдохновение даёт,

Для поэта память и признание –

Как для птицы чистый небосвод.

И раскинув крылья, словно летопись,

Что в страницы книги вплетена,

Я на равных пообщалась с Пушкиным,

Творчества и музыки полна.

А когда я по тропинке солнечной

Уходила, в осень влюблена,

Он в ответ мне подмигнул украдкою,

Прошептав: «Ты снова не одна…»

Конечно, это не могло не побудить ребят к ответному слову, и многие тоже с удовольствием попробовали свои силы, получилось очень интересно.

А эти стихи были написаны после поездки в Тарханы и прочитаны в начале урока литературы в 7-м классе, когда мы начали изучать творчество М. Ю. Лермонтова.

Я томик Пушкина закрыла.

Но сколько б ни промчалось лет,

Как только это имя слышу,

Встает строка: “Погиб поэт…”

Погиб. Но слово не исчезло,

Его успел он подхватить,

Тот, кто России не позволил

Про гений Пушкина забыть.

Их имена сегодня рядом,

У каждого читатель свой.

Я томик Пушкина закрыла,

Чтоб вслед за ним открыть другой…

Далее задаю ребятам вопрос: «Так чей же томик стихов мы откроем с вами сегодня?», после чего начинается разговор о Лермонтове.

Может возникнуть вопрос: только ли на уроках литературы я использую подобный приём? Отвечу, что на уроках русского языка этот приём тоже работает. Приведу лишь один пример.

В конце урока русского языка в 9 классе «Придаточные обстоятельственные уступки» (сразу поясню, что текстовый материал к уроку был подобран о блокаде Ленинграда), читаю стихотворение:

Пусть промчатся годы чередой,

В памяти народной не исчезнут

900 ночей и страшных дней,

Голос совести над чёрной бездной.

Несмотря на то что окружён

Этот город был кольцом блокады,

Он не сдался и не отступил

Ни на шаг, врагу не дав пощады.

Мы всё это подвигом зовём,

Но никто не требовал награды,

Ведь в груди у каждого из них

Билось сердце, сердце Ленинграда.

И в качестве одного из вариантов домашнего задания я предлагаю ребятам сочинить своё стихотворение по данной тематике, где они должны постараться употребить сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных, в том числе и с придаточными уступки.

Конечно, можно привести ещё много примеров из практики, но, думаю, всем становится понятно, что использование стихов собственного сочинения на уроках и во внеурочной деятельности создаёт благоприятный психологический климат. Таким образом, с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребята, Россия, стих, урок, благоприятный психологический климат, Лермонтов, русский язык, собственное сочинение, томик Пушкина, урок литературы, ученик.


Похожие статьи

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Использование оздоровительного бега и ходьбы во внеурочной деятельности по физической культуре как средства повышения эффективности учебного процесса, воспитания и формирования здорового образа жизни

Создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса посредством внедрения и использования ИКТ в ДОУ

Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения уровня знаний и познавательной активности обучающихся

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Похожие статьи

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Использование оздоровительного бега и ходьбы во внеурочной деятельности по физической культуре как средства повышения эффективности учебного процесса, воспитания и формирования здорового образа жизни

Создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса посредством внедрения и использования ИКТ в ДОУ

Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения уровня знаний и познавательной активности обучающихся

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Задать вопрос