Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе. В результате использования метода проектов наши воспитанники стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Метод проектов позволяет решать воспитательно-образовательные задачи совместной и самостоятельной деятельности детей.
Необходимыми условиями успешной реализации проектов являются:
– поиск проблемы как возможной мотивации к началу проекта;
– создание максимально тематически насыщенной развивающей среды;
– педагог должен опираться на уже имеющий детский опыт;
– чёткое планирование организации и проведения проекта, учёт развивающих по всем образовательным областям, использование разнообразных видов детской деятельности.
– Представление ребёнку свободы выбора цели своей деятельности внутри проекта;
– Помочь ребёнку увидеть значимость проделанной им работы, представить её результаты, показать свою компетентность, испытать чувство гордости за выполненное дело.
Метод проектов позволяет естественно и ограниченно включать родителей в качестве партнёров, в ходе которого развиваются и укрепляются взаимоотношения в семьях воспитанников, возрастает степень доверия и уважения со стороны родителей к коллективу группы. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаём в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Более подробно хочется рассказать об одном проекте, который был проведён с нашими воспитанниками.
Очень интересным был проект «Времена года в Санкт-Петербурге». Анализируя результаты анкетирования родителей, мы выбрали тему и направленность проекта. Тему разработанного проекта выбрали с учётом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Актуальность данного проекта: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени умеют обобщать и систематизировать характерные признаки времён года. Не устанавливают связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, птиц, зверей. Участие детей в проекте «Времена года в Санкт-Петербурге» позволит максимально познакомить с природными особенностями времён года; развить умение исследовать объекты живой и неживой природы; устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
Определили продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год в подготовительной группе).
Цель проекта: формировать элементарные представления о временах года их периодичности.
Задачи проекта: Развивать у детей особенности связной, диалогической и монологической речи. Активизировать словарь детей. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные методы рисования, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
Используя консультативно-рекомендательные мероприятия, вызвать у родителей желание принимать участие в педагогическом процессе. Закрепить умение самостоятельно сочинять экологические сказки, составлять загадки, придумывать небылицы.
Для оптимального решения поставленных задач и целей создали в группе необходимую предметно-развивающую среду. Обогащение предметно-развивающей среды начинали с подбора художественной литературы по временам года, наглядного материала, подобрали материал для оформления родительского уголка в групповой раздевалке по месяцам времён года. Сделали подборку речевых коррекционных игр, дидактических, настольно-печатных игр по временам года.
Проект «Времена года в Санкт-Петербурге» состоит из мини-проектов, посвящённых временам года: «Кто сказал, что осень — грустная пора?», «Эх, зимушка — зима…», «Весна — красна», «Лето красное».
Работу над данным проектом мы начали с прогулок — Шуваловский парк осенью. На прогулках с ребятами наблюдали за природой: рассматривали растения, сравнивали листья разных деревьев по цвету, величина, форме. Наблюдали за листопадом, за постепенным обнажением деревьев. Незаменимым помощником в наших прогулках была лупа, в которую мы рассматривали всё подряд, от травинки до муравья. Конечно, собирали природный материал: листья, палки, ветки, шишки. Разноцветные листья мы сушили для изготовления гербария. Дети вместе с родителями участвовали в экскурсиях: «Листопад в парке», «Осенняя тишина» и готовили материалы по итогам этих экскурсий, участвовали в изготовлении совместных поделок для творческих выставок, составляли рассказы на тему «Кто сказал, что осень — грустная пора?». Заключительным этапом был праздник «Осенины».
Как только выпал первый снег, началась работа над следующим мини-проектом «Эх, зимушка — зима…». При посещении парка Сосновка увидели много изменений, связанных с этим временем года. Мы любовались зимней природой в морозные дни, рассматривали крону и ветви деревьев (они находятся в состоянии покоя). Наблюдали за поведением зимующих птиц, вслушивались в их голоса: устраивали кормушки, кормили белочек, наблюдая за их поведением. Отметили цвет шубки, белочка серая. Совместно с родителями был организован поход «Мороз и солнце — день чудесный». Нас встречала хозяйка парка Снегурочка. Вместе с детьми наблюдали за снегом, отмечали места, где он едва припорошил землю, а где лежит сугробами; измеряли глубину снежного покрова палочкой; обратили внимание детей на причудливые шапки снега на деревьях. Снегурочка загадывала детям зимние загадки, играла в подвижные игры. «Лесные игры» повторяли на участке ДОУ. Рисовали рисунки на тему «В гости к нам зима пришла». Проводили опыты со снегом. Совместная постройка горок, крепостей позволяла детям с лёгкостью освоить этот природный материал, использовать его свойства (липкость, твёрдость). Небольшую снежную конструкцию украшали цветными замороженными льдинками, заранее заготовленными природными материалами (колосками, желудями, шишками).
При работе с природным материалом в группе, после долгого и бурного обсуждения о свойствах снега решили: сугробы сделать из ваты, а сыпучий снег — из пенопласта. Пенопласт измельчили и им покрыли ветки. Получились деревья, покрытые снегом. Снеговиков, зайчишек изготовили, используя технику квиллинг, избушку смастерили из счётных палочек. Получился зимний пейзаж «Встреча Нового года на лесной поляне». Заключительным этапом проекта, было создание книги зимних рассказов.
Работу над проектом «Весна — красна» мы начали в начале марта. Создали огород на окне. Был посажен лук, луковицы тюльпанов. Выращивали рассаду цветов для цветника. В календаре наблюдений были сделаны зарисовки. Весенний поход был организован к Суздальским озёрам. На берегу озёр наблюдали за первыми проталинами, первоцветами. Обратили внимание детей на пробуждение деревьев: сокодвижением, набухание и распускание почек. Наблюдали, как птицы строят гнёзда. В апреле наблюдали за ледоходом. Красоту весенней природы отобразили в детских рисунках «Весенний пейзаж». Проект закрыли драматизацией «Первая травка».
И вот долгожданное лето пришло! Наблюдали за цветущими травами, за цветением цветов. Интересным объектом для наблюдений был муравейник (ходы в нём открыты или закрыты в зависимости от погоды). Летом наблюдали за радугой после дождя. Рассказывали ребятам о целебных свойствах трав. Была собрана коллекция трав «Зелёная аптека». Был организован поход при участии родителей «Вот оно какое, наше лето» в Летний сад. В Летнем саду любовались красивыми аллеями, цветущими клумбами, застывшими клёнами у пруда, в котором плавают лебеди, аллеей зелёных лип, великим дубом Петровских времён. Главной тайной стала для детей скульптура нимфы Летнего сада. Как оказалось, она летними ночами спускается на землю и бродит по саду. Следит за порядком в Летнем саду. Узнали, что заложили сад по велению Петра I. Продуктом проектной деятельности был созданный календарь «Времена года». Заключительным этапом проекта было подведение итогов, показ презентации и викторина по временам года.
В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобрели различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире.
И последнее. Понятно, что никакая самая качественная работа с детьми не будет до конца успешной без тесного взаимодействия всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Литература:
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. — СПб: Детство-Пресс,2006. — 496 с.
- Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников.-Волгоград: Учитель, 2009. — 202 с.
- Использование метода проектов в экологическом образовании дошкольников (методическое пособие) — СПб.-АНО ОЦ «Гелиос»-2010