Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, которые являются членами какой-либо саморегулируемой организации оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [2]. Одним из основных прав оценщика является возможность заниматься частной практикой в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Деятельность оценщика, а также его цели и задачи определяются соответствующим законодательным актом, который регулирует конкретные правоотношения. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определяет, что адвокатская деятельность не является предпринимательской [3]. Соответственно этот закон ограничивает деятельность в занятиях предпринимательской и иной деятельностью кроме основной, которая указана в этом законе. Федеральным законом об оценочной деятельности не определяется, что оценочная деятельность не является предпринимательской, а также не определен порядок ее осуществления в некоммерческих целях. Данный закон также не запрещает оценщикам заниматься иной деятельностью, не запрещенной законом, помимо профессиональной. Предпринимательской деятельностью считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в соответствии с законом.
Таким образом работа оценщика предпринимательской деятельности может быть как независимой, так и в рамках компании или агентства. Оценщик может работать на договорной основе, выполняя оценку по запросу клиента, или на постоянной основе в крупной компании.
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ст. 15.1 Федерального закона об оценочной деятельности. Соответственно работодателем оценщика может являться только юридическое лицо. Например, юридическим лицом может быть крупное промышленное предприятие в форме акционерного общества или небольшое товарищество в форме некоммерческого партнерства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, которая не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели ее деятельности и, которая не распределяет полученную прибыль между своими участниками [1]. Как правило, некоммерческие организации создаются для достижения социальных, культурных, благотворительных, образовательных или научных целей. Во всей этой деятельности нет оценочной, что вполне логично так как сложно представить оценщика работником какой-нибудь религиозной организации. Таким образом, оценщик в целях осуществления профессиональной деятельности по найму вправе предоставлять свои услуги по трудовому договору только лишь с коммерческой организацией.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственное регулирование оценочной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Существуют стандарты оценочной деятельности, согласно которым оценщики должны осуществлять свою деятельность. Эти стандарты оценочной деятельности определяют требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности согласно ст. 20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Стандарты оценочной деятельности разделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты, и правила оценочной деятельности.
Оценочная деятельность является относительно молодым направлением, у которого присутствует немало проблем. Некоторые из них связаны с техническими аспектами оценки, а другие — с экономическими и юридическими аспектами.
Одной из основных проблем в работе оценщика является отсутствие конкретных правил оценки, которые были бы признаны всеми сторонами. При оценке бизнеса могут использоваться различные методы и подходы, и мнение оценщика может различаться в зависимости от применяемых методов, что может привести к нарушению договорных отношений между сторонами.
Также еще одной проблемой является недостаточный объем информации о бизнесе, который оценивается. Зачастую оценщик сталкивается с ситуацией, при которой трудно получить информацию об активах, доходах и расходах предприятия, благодаря такой ситуации может быть неправильно оценена стоимость бизнеса.
Что касается юридических проблем, связанные с правами собственности, лизингом, налогами и другими факторами, которые могут влиять на стоимость бизнеса. Несоблюдение законодательства может привести к большим юридическим проблемам и потере доверия клиентов.
Другими проблемами в работе оценщика могут быть сомнения в надежности финансовой отчетности или непрозрачность ведения бизнеса. Все это может затруднить процесс оценки и привести к неправильным решениям.
Главной задачей оценщика является максимально объективно определить рыночную стоимость бизнеса. Это возможно только при условии соблюдения всех правил и стандартов оценки, глубоком анализе данных и прозрачности ведения бизнеса.
Оценка бизнеса является важным инструментом деятельности любых компаний и предпринимателей. Благодаря работе оценщика предпринимательской деятельности можно получить объективную информацию о текущей стоимости бизнеса и принять правильные решения о его дальнейшем развитии.
Литература:
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О некоммерческих организациях»
- Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (последняя редакция)