В статье раскрывается эффективное влияние фитнеса на формирование личностных свойств и качеств личности студенток и приведен пример структуры занятия по физическому воспитанию во внеучебное время.
Ключевые слова: физическое воспитание, фитнес, здоровье, студентки.
В освоении ценностей физической культуры наиболее важным эмоционально-мотивационным фактором является получение быстрого эффекта от занятий. Поэтому приоритет отдается тем видам физической активности, которые дают быстрые результаты не только в повышении физической подготовленности, но и в коррекции фигуры, снижении массы тела. Среди таких форм двигательной активности все большую популярность получают занятия аэробикой, оздоровительным бегом, шейпингом и другими спортивно-оздоровительными системами физических упражнений [5].
Привлечение студенток к самостоятельным занятиям вне рамок учебной программы является повышением их образовательного уровня в вопросах оздоровительной физической культуры. Реализация этих потребностей обеспечит нормальный рост и жизнедеятельность организма студенток и будет способствовать привлечению их к систематическим занятиям физической культурой [1].
Фитнес является одним из наиболее популярных видов двигательной активности студенток и как социальное явление в полной мере отвечает государственной политике в сфере физического воспитания студенческой молодежи и предусматривает создание условий для удовлетворения различного рода потребностей. Фитнес заставляет человека двигаться в ритме современной жизни, позволяет по-новому посмотреть на себя, на свое здоровье и самочувствие. Зачастую, несмотря на негативное отношение студенток к академическим занятиям физической культурой, в молодежной среде особую популярность приобрели занятия фитнесом как эффективным средством пропаганды здорового стиля жизни, а также средством формирования престижного имиджа.
Но, к сожалению, на сегодняшний день ведущим видом досуговой деятельностью современной студенческой молодежи является дополнительная трудовая занятость, а не высокая добровольная двигательная активность [4]. Кроме того, распространённость вредных привычек приводит к снижению уровня ответственности студенток за сохранение собственного здоровья и формирование навыков здорового стиля жизни. Такие факторы риска здоровья как курение, злоупотребление алкоголем, символизирует моду, деловитость, предприимчивость, способствуют нарушению режима учебы и отдыха.
Поэтому возникает потребность в поиске новых действенных средств и методов для решения проблем привлечения и заинтересованности молодежи к академическим занятиям по физическому воспитанию. На наш взгляд, именно использование фитнес программ в практике физического воспитания предусматривает обращение к личности студента с учетом его мотивов, интересов и предпочтений. Отличительной особенностью такого занятия являются не только целенаправленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, но и совокупность мер, направленных на увеличение физической дееспособности, на формирование свойств и качеств личности, обеспечивающих комплексное удовлетворение социальных и личностных потребностей студента.
В основе модели такого процесса физического воспитания лежат гуманистические подходы, подчёркивающие уникальность, субъектную активность личности, а также значимость благоприятных взаимоотношений субъектов образовательного процесса для самоопределения, личностного роста, построения индивидуального маршрута здоровьесберегающей деятельности и здорового стиля жизни.
В связи с этим, возникла необходимость усовершенствовать процесс физического воспитания студенток, направленный на личностно-ориентированный подход и здоровый стиль жизни, внедрением фитнес программ оздоровительной направленности.
Специфика фитнеса состоит в подборе разных видов спортивных упражнений и других мер по улучшению здоровья, укреплению систем организма и коррекции фигуры (Е. И. Гуськов; Е. Б. Мякинченко, B. Н. Селуянов). Специалисты в области спортивной медицины определяют фитнес как комплексную программу оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, увеличение функциональных резервов организма и профилактику заболеваний, связанных с гиподинамией [2,3].
Организация процесса физического воспитания в ВУЗе, на наш взгляд, должна соответствовать современным требованиям общества, и должна строиться на основании предпочтения и заинтересованности студенток. В результате опроса студенток первого курса были выявлены наиболее приоритетные и доступные для занимающихся виды фитнеса. Наибольшее предпочтение получили: классическая аэробика, степ аэробика, фитбол аэробика, танцевальная аэробика, партер, силовая тренировка, черлидинг.
Работа организовывалась следующим образом. Продолжительность занятия составляла 50–55 минут, и включала в себя подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть занятия (5–6 мин.) направлена на подготовку организма к основной части занятия. Для содержания подготовительной части характерно многообразие различных видов базовых и танцевальных шагов, движений рук, упражнений на растягивание.
Основная часть занятия (35–40 мин.) содержит аэробную партерную и силовую тренировку (рис. 1, 2).
Рис 1, 2
Деятельность педагога-инструктора при проведении аэробной части занятия должна быть направлена на получение эмоционального и тренировочного эффекта, улучшение физического состояния занимающихся и их здоровья в целом. В нашей практике используется поточный метод выполнения упражнений, и применяются различные хореографические методы для создания двигательных комбинаций под музыку. Под определенную программу подбираются конкретные движения и музыка, далее движения формируются в «связку», постепенно трансформируя и модифицируя сложность движения, возможно смешивание различных стилей хореографии.
Партерная часть, которая выполняется в положении лежа или сидя (рис. 3, 4).
Рис. 3, 4
Продолжительность партерной части может составлять от 10 минут и выше, в зависимости от поставленной цели. В партерную часть входит набор силовых упражнений, с четко регламентированной техникой выполнения, что позволяет избирательно воздействовать на определенные мышечные группы. Темп и амплитуда выполнения упражнений зависят от избранной методики воспитания силовых способностей. Также в части занятия для увеличения нагрузки могут использоваться дополнительное оборудование: гантели, балансировочная платформа, эспандеры, резиновые ленты для фитнеса, фитболы. Использование такого оборудования, вносит разнообразие, позволяет найти интересные и эффективные решения при выполнении упражнений для тех или иных групп мышц. В некоторых случаях предметы и оборудование может использоваться как эффективное отягощение.
Заключительная часть занятия носит восстановительную направленность. Продолжительность заключительной части может варьироваться от утомляемости занимающихся, и составлять от 5 до 15 минут. Используются упражнения на расслабление и растягивание. Упражнения своим воздействием должны быть направлены на мышцы, наиболее утомившиеся в процессе занятия. Упражнения могут выполняться в положении стоя, сидя или лежа под медленную спокойную музыку.
Также в дополнении к фитнес занятиям и укреплении оздоровительного эффекта комплексно организован фито-бар, где представлен широкий выбор качественного спортивного питания и коктейлей, предназначенного для решения определенных задач каждой фитнес программы: снижения веса тела, набора мышечной массы, повышение работоспособности. Фито-бар оснащён специальной литературой, помогающей изучить вопросы оздоровления природными средствами, получить информацию по применению представленных фитопродуктов.
Также в фито-баре всегда есть чай, кофе, вода, сок и другие напитки (рис. 5,6).
Рис. 5, 6
В фито-баре представлено следующее спортивное питание:
— протеины: белковые смеси для наращивания сухой мышечной массы;
— гейнеры: белково-углеводные смеси для наращивания общей массы;
— добавки: пищевые добавки, стимулирующие обмен веществ и повышающие эффективность тренировок;
— аминокислоты: предотвращают катаболизм (разрушение) мышц, помогают быстро нарастить мышечную массу;
— жиросжигатели: способствуют снижению веса за счет сжигания жира, нормализуют артериальное давление, снижают уровень холестерина, укрепляют иммунитет;
— энергетики: энергетические комплексы, повышающие тонус и выносливость организма на тренировке
— средство для суставов и связок: защита и восстановление ваших суставов и связок.
В меню фито-бара также присутствует энергетические напитки, которые помогают быстро переключиться на занятие фитнесом, особенно утром или в конце учебного дня. В состав почти всех энергетиков входит кофеин в легко усваиваемой форме (он поднимает тонус), таурин (улучшает работу сердца), карнитин (усиливает обмен веществ и снижает утомляемость мышц).
Роль педагога-инструктора при организации учебного процесса заключается в управлении деятельностью занимающихся с целью формирования свойств и качеств личности, улучшения физического, нравственного и психического состояния здоровья, повышения тренировочного эффекта, повышение резервных возможностей организма, получения эффекта эмоционального подъёма, предотвращение возможности травматизма и переутомления.
Дальнейшее построение учебных программ должно основываться на определении направленности и объемов тренировочных нагрузок, то есть постепенное увеличение темпа и амплитуды движений, количества выполнения упражнений. Целесообразно включение занимающихся в активную самостоятельную деятельность, предоставляя им возможность подготовки и презентации собственных программ. Возможно моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Таким образом, опыт использования фитнес программ в ТУИТ им. Мухаммада ал-Хорезми на протяжении образовательного периода продемонстрировал эффективное влияние как на повышение уровня физической подготовки студенток, так и на формирование личностных качеств, способствующих к более быстрой адаптации к современным условиям социума, быть более организованным и мобильным.
Литература:
- Бабичева И. В. Использование фитнесс-программы для организации самостоятельных занятий студенток / И. В. Бабичева. // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 729–732.
- Гуськов Е. И. Женщина. Физическая активность. Здоровье / Е. И. Гуськов, В. А. Панков. — М., 2000. — 260 с.
- Мякинченко Е. Б. Оздоровительная тренировка по системе «Изотон» / Е. Б. Мякинченко, В. Н. Селуянов. — М.: Спорт Академ Пресс, 2001. — 67 с.
- Смирнова Н. О. Использование фитнес программ в практике физического воспитания студенческой молодежи / Н. О. Смирнова. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2009. — № 4. — С.385–386.
- Эрдонов О. Л. Оздоровительная физическая культура в системе образовательного процесса по физическому воспитанию студентов / О. Л. Эрдонов. — Ташкент: “Фан ва технология”, 2012. — 96 с.