В данной статье раскрывается набирающая с каждым годом обороты проблема в обществе — буллинг. В ходе теоретико-прикладного анализа травли как явления среди несовершеннолетних как в физическом, так и психическом проявлениях насилия и агрессии у одних по отношению к другим раскрывается необходимость повышенного участия государства для эффективного контроля деятельности в соответствии с законодательством институтов гражданского общества, в первую очередь семьи и школы, а также важность рассмотрения травли и ее предупреждения, ликвидации как процесса, сопутствующего взросление подростков в школах, лагерях, детских садах, спортивных секциях не только с помощью устоявшихся моральных принципов, но и с помощью имеющихся норм права.
Ключевые слова: буллинг, травля, несовершеннолетний, общество, институты гражданского общества, школа, закон.
Молодой изгой часто чувствует, что с ним что-то не так, но когда он станет старше, научится больше доверять себе и приспосабливается, он начнет чувствовать, что с другими людьми что-то не так.
Крисс Джами
В современном обществе чаще всего стали прослеживаться безнравственные, циничные, аморальные тенденции, а также деградация как молодого, так и взрослого поколения. Люди при всем технологическом и интеллектуальном развитии не могут побороть мнимую необходимость удовлетворения противозаконных и недостойных социума желаний, физическую, вербальную и пассивную агрессию, а также руководствуются в принципе мотивами, свойственным «диким» и бесчеловечным людям. Больше всего это касается одновременно самого хрупкого и жестокого субъекта общества — ребенка.
Несовершеннолетние — самые неустойчивые субъекты из-за бурного периода взросления, который охватывает как психическую, так и физическую составляющую организма, например, проявление переменности поведения охватывается непостоянством в поступках, мыслях, интересах, быстрым приспособлением к обстоятельствам, поглощению информации на уровне впитывания губкой воды. Хрупкость психики несовершеннолетних очевидна, так как баланс может нарушить неосторожное слово, действие, агностицизм других, поскольку у большинства несовершеннолетних внутренние процессы, мысли, эмоции, которые невозможно выразить словами. Опыт из психологии подтверждает сложность несовершеннолетних эмоциональным скачком, иллюстрируя радостью, переходящей в злобу, ее в свою очередь в страх, переходящий в иронию и удивление, а потом в худшую сторону — безразличие к окружающим, обществу, тем более к государству и самому себе. [4] Эмоциональный дисбаланс в сочетании с безнравственными увлечениями, упущенным воспитанием и безразличием со стороны первичных институтов гражданского общества (семьи и школы) влекут демонстрирование аморального поведения, которое проявляется в участии в плохих компаниях, распитию алкогольных напитках, принятию различного рода запрещенных веществ, неверному желанию проявить себя через агрессию, жестокость к окружающим в виде глумления и осквернения чести других, занятию ранней проституцией, другими словами, во вступлении на преступный антисоциальный путь.
Одним из популярных проявлений девиантного поведения несовершеннолетнего в социальной группе — это организация буллинга в коллективе. Определение, которое отражает суть иностранного слова, раскрывает признаки тождественного понятия как травля, дано Дэвидом Хелдом: «Буллинг — это длительное физическое или психологическое насилие, которое совершает один человек или группа лиц по отношению к личности, которая неспособна защитить себя в данной ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или вызвать стресс другому лицу». [1]
Насилие состоит в том, что менее компетентный и более агрессивный человек обнажает в социальном взаимодействии свою некомпетентность на более компетентного, грамотного и менее агрессивного человека. Аспекты физического и психического насилия и принуждения отражены и упорядочены в законодательной базе РФ, что позволяет добиться эффективного регулирования общественных отношений и привлечь к ответственности виновных, что еще подтверждает отнесение буллинга и преследования к объекту правового регулирования. При травле, как и при любом другом явлении, реализуются определенные цели: агрессор самоутверждается за счет жертвы, изводит, переводит внимание со своих проблем, недостатков и неполноценности на другого человека с применением уничижительных способов: словесных оборотов, оскорблений, относительного рукоприкладства, а также стремится изолировать угнетенного от коммуникаций, реализует желание добиться мнимого временного авторитета в глазах окружающих.
Чаще всего буллинг проявляется в таком учебном заведении как школа. Именно это учебное заведение в лице преподавательского состава, по сути, закрепляет то, что дает семья, однако упускает проблемные моменты в учебных классах из вида или специально не вмешивается в то, что происходит в социальном взаимодействии самих учащихся. Подросток реализует буллинг по отношению к своему ровеснику в силу многих причин, главная из которых это «не такой, как все». Обычно жертвой травли становятся «белые вороны», которые не подстраивают свое мышление, интересы и поступки под окружающих, они стараются сохранить свою личность и индивидуальность, имеют собственное мнение.
Буллинг содержит в себе проблему, которая может переходить в преступное поведение как человека-агрессора, так и жертвы травли. Явным примером последствия безразличия по отношению к несовершеннолетнему в школе являются неоднократные случаи в виде расстрела одноклассников, учителей. В большинстве случаев после такого рода ситуации можно получить ироничные комментарии от преподавательского состава: «Он был тихий, спокойный. Очень неожиданно», — лишь подтверждают некомпетентность профессиональных кадров при работе с детьми, нежелания предотвратить конфликты среди подростков, поскольку очевидно, травля — нескрытое понятие, всегда видно отчужденного ученика в силу непохожести на других, что иллюстрируется особенными умственными способности, удивительным мышлением, исключительными увлечениями, которые не присущи массе его ровесников и иными случаями.
Без вмешательства третьих лиц сами дети не смогут разрешить ситуацию в классе. Только постоянная работа, контроль, беседы помогут стабилизировать социальный климат и искоренить навешивание ярлыков друг на друга. По мнению Т. В. Кропалевой, наиболее опасным последствием школьного насилия является нарастающая делинквентность и криминализация поведения, в результате которого у подростков развивается тревожность и подозрительность, снижается уровень интеллекта и коммуникативных компетенций. [3] Также из-за травли происходит навязывание чужого мнения, снижения уровня самооценки и доверия. Ребенок вырастет с чувством своей ненормальности, тревожности, а также с невозможностью принять себя и спокойно с доверием контактировать с другими людьми.
Десмонд Туту правильно подметил, что если вы нейтральны в ситуациях несправедливости, вы выбрали сторону угнетателя. Данный тезис отлично описывает отношение преподавателей в школах к травле одного из ученика. Действия и бездействия учителя обусловливает индивидуальное ощущение безопасности ребенка в классе, то есть именно педагог является той персоной, которая способна остановить или поддержать насилие.
Психолог Е. П. Ильин в своей обширной работе по насилию отметил, что с увеличением стажа профессиональной деятельности и возраста педагогов усиливается проявление агрессии в зависимости от эмоционального состояния, инициируемого обидой, чувством неудовлетворенности собой и своим профессиональным статусом. [2, с 102]
Из-за такого социального климата учащийся обретает дидактогенный невроз, который становится в последнее время депрессивной составляющей эмоционального состояния ребенка, обучающегося в школе. Пренебрежительное отношение к детям или к учебному процессу со стороны преподавателей, повелительное поведение на повышенных тонах влечет у несовершеннолетних появления нежелания ходить в школу, заниматься образованием в целом, вырабатывается страх перед каждым новым учебным днем, а также безразличие к урокам, сверстникам и преподавателям.
Травлю необходимо отнести лишь к объектам правового регулирования из-за перечисленных оснований выше, а также из-за имеющейся нормативной базы, которая решит вопрос с явлением буллинга куда лучше, чем перекладывание ответственности взрослых на хрупкие детские плечи в решении вопроса преследования и гнобления одного ребенка, чем общественное порицание, которое не даст результативности и буллинг продолжит свое существование как в конкретной социальной группе, так и обществе в целом. Императивный характер воздействия в вопросах издевательств в физическом и психическом проявлениях действенно решит вопрос травли как явления и выступит эффективном механизмом в донесении информации о должном поведении и последствий в связи с отклонением от нравственной и законной нормы как до взрослых представителей социума, так и до несовершеннолетних.
Стоит отметить особенность правового регулирования насилия в школе в виде обширного охвата нескольких областей законодательства, например конституционного, административного, уголовного, другими словами, столь насыщенное социальное явление в своем всевозможном проявлении позволяет участникам попадать под различную рода юридическую ответственность. Например, буллинг подразумевает под собой проявление действий и агрессии одних лиц к другому лицу, то есть по сути своей нарушение личных границ и прав другого человека, что уже банально можно подписать под вмешательство в частную жизнь, унижение чести и достоинства, которое в свою очередь обязуется охраняться государством (ст. 21–24 Конституции РФ, ст. 28 Конституции РФ).
Также стоит упомянуть спектр уголовных норм права, которые являются довольно эффективным сдерживающим механизмом в ходе гнобления несовершеннолетних как со стороны ровесников, так и со стороны взрослых (педагогического состава и иных лиц), однако из-за неполноценной обдуманности своих решений, а точнее последствий, которые вытекают из тех самых поступков, слов, действий (бездействий), неконтролируемого бюрократизма образовательной системы, особенно на уровне местного самоуправления, в тех же сельских местностях, безразличия по отношению к подросткам и их проблемам, недостаточного уровня образованности и воспитания как со стороны несовершеннолетних, так и со стороны зрелых представителей общества происходит применение уголовного законодательства на почве травли.
Стоит привести основные нормы уголовного права, которые раскрывают преступный аспект различного рода травли и тех преступных общественно-опасных действий (бездействий), которые могут сопровождать ее: ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), ст. 110.1 УК РФ (склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства), ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, также относится психическое расстройство), ст.112 УК РФ (умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести), ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117 УК РФ(истязание), ст. 128.1 УК РФ(клевета), ст. 158 (кража) УК РФ, ст. 161 УК РФ (грабеж), ст. 162 (разбой) УК РФ, ст. 163 (вымогательство) УК РФ, ст. 214 (вандализм) УК РФ, ч.2 ст. 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах) УК РФ, ч. 2 ст. 213 (хулиганство при отягчающих обстоятельствах) УК РФ.
Обширный характер правового регулирования буллинга подтверждает значение травли как объекта, на который государство обязано в лице правоохранительных органов обратить должное внимание и принять меры воздействия по предотвращению, прекращению незаконного физического или морального преследования.
Проведенное исследование позволяет говорить о том, что необходимо обратить внимание вышестоящим органам на деятельность первичного института гражданского общества — школы, в которой взаимодействует ребенок и формируется как личность, а также серьезно подойти к обновлению требований к профессиональной компетентности педагогов, особенно подвергать тщательному анализу психическое здоровье будущих кадров перед тем, как допускать их до работы с детьми. Стоит отметить, что именно подконтрольность в первую очередь правовым нормам в вопросах педагогики и взаимодействия несовершеннолетних друг с другом позволит решить самые острые насильственные проблемы в коллективе и приведет к снижению социальной напряженности в ходе учебного процесса, нивелированию конфликтных ситуаций и сокращению преступных посягательств одних лиц на других.
Литература:
- Буллинг и его виды // База знаний — Режим доступа: URL: https://psyera.ru/bulling-i-ego-vidy_8149.htm/ (дата обращения: 19.04.2023)
- Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014. — 368 с.: ил. ISBN 978–5–496–00991–1
- Кропалева Т. Н. Роль насилия в генезисе противоправного поведения подростков: дис.... канд. психол. наук. — М., 2004.
- Пекарева, В. В. Искаженное правосознание несовершеннолетних как причина потенциальной преступной деятельности / В. В. Пекарева // Наукосфера. — 2023. — № 2–1. — С. 299–304. — DOI 10.5281/zenodo.7639862. — EDN BIGUEF