Преступность несовершеннолетних является болезнью общества и требует принятия особых мер не только для ее предупреждения, но также для исправления ее последствий и защиты от нее общества.
В России это явление имеет тенденцию к снижению: так, с 58855 случаев совершения преступлений несовершеннолетними в 2008 году, до 13767 случаев в 2021 году [Таблица 3.07. Официальный сайт ЕМИСС Государственная статистика]. Тем не менее, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, остается значительным до сих пор.
В Международном праве сформулированы четыре принципа выбора мер воздействия на несовершеннолетних [Пекинские правила §17]. К принципам отнесены:
— мера всегда соизмеряется с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;
— решение об ограничении свободы возможно только после тщательного рассмотрения и должно быть сведено до минимума;
— лишение свободы возможно лишь в случае признании его виновным в совершении тяжкого преступления против гражданина, или неоднократных тяжких преступлениях, а также в отсутствие другой меры;
— при рассмотрении дела вопрос благополучия несовершеннолетнего презюмируется.
Таким образом, Пекинские правила указывают на необходимость применения к несовершеннолетним мер, альтернативных уголовному наказанию. В Российской Федерации с 2017 года к несовершеннолетним активно применяется освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. Соотношение оснований освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних выглядит следующим образом:
Таблица 1
Количество несовершеннолетних освобожденных от уголовной ответственности на основании статей 75–76.2, 90 УК РФ
Основание освобождения |
по годам |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Ч.1ст.75 Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием |
2,55 % |
2,65 % |
2,35 % |
2,55 % |
2,87 % |
Ст.76 Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим |
79,18 % |
74,50 % |
66,75 % |
64,12 % |
69,73 % |
Ст.76.2 Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа |
4,42 % |
8,26 % |
14,20 % |
17,00 % |
10,58 % |
Ст.90 Применение принудительных мер воспитательного воздействия |
13,8 % |
14,60 % |
16,70 % |
16,30 % |
16,80 % |
Из приведенной таблицы [Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2017–2021 гг.] видно, что в последние 5 лет в среднем около 70 % освобождений от уголовной ответственности приходится на примирение с потерпевшим, около 11 % в связи с назначением судебного штрафа и около 16 % приходится на специально предназначенный для несовершеннолетних вид, предусмотренный ст. 90 УК РФ.
Уголовное законодательство РФ не указывает на возможность применения судебного штрафа к несовершеннолетнему, однако и запрета на его применение к данной категории лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, также нет. Данный вопрос был урегулирован путем внесения п. 16.1 в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 56] в соответствии с которым при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа суду необходимо учитывать особенности, предусмотренные нормами главы 14 УК РФ.
Кроме того, Верховный суд РФ дополнил это постановление и пунктом 16.2 [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.10.2021 N 32], в котором закреплено положение о том, что судебный штраф, назначенный несовершеннолетнему, может быть уплачен также его родителями, усыновителями или иными законными представителями с их согласия.
Принципы Пекинских правил были отражены и в уголовном законодательстве Социалистической Республики Вьетнам. В новом Уголовном кодексе Социалистической Республики Вьетнам № 100/2015/QH13, от 27 ноября 2015 года (далее УК Вьетнама) в статье 91 установлены семь принципов выбора мер воздействия на несовершеннолетних:
— обеспечение наилучших интересов и главным образом в целях воспитания и оказания помощи лицам, не достигшим 18-летнего возраста;
— лица, совершившие преступления при обстоятельствах и условиях, установленных пунктом 2 статьи 91 УК Вьетнама, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Несовершеннолетние разбиты на две группы: 14–16 лет освобождение возможно за особо тяжкие, и 16–18 лет освобождение возможно за менее тяжкие или тяжкие преступления. В первой и второй группах за исключением составов, установленных УК Вьетнама, по любым составам преступлений несовершеннолетние также могут быть освобождены от уголовной ответственности, если, являясь соучастниками, не играли существенной роли в преступлении;
— привлечение к уголовной ответственности должно основываться на личных особенностях несовершеннолетнего и опасном характере преступления, требованиях профилактики правонарушений;
— применение судом наказания к лицам моложе 18 лет, совершившим преступления, возможно только в том случае, если он считает, что освобождение от уголовной ответственности или одна из воспитательных мер применяемая в коммунах, приходах, поселках или школах не эффективны;
— запрет на назначение пожизненного заключения или смертной казни;
— назначается более мягкое наказание, чем наказание, применимое к лицу в возрасте полных 18 лет и старше, совершившему соответствующее преступление, и с наименьшим соответствующим сроком. Для лица, не достигшего 18-летнего возраста, совершившего преступление, штраф считается основным наказанием, если это лицо имеет доход или движимое имущество.
— непризнание наказания самоцелью и создание условий для нормального развития в настоящем и будущем. Приговор, вынесенный в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста, совершившего преступление, не засчитывается для определения рецидива или опасного рецидива [УК Вьетнама ст.91].
Принципы структурно выстроены и логически подчинены.
Хотя в УК Вьетнама отсутствует основание освобождение от уголовной ответственности аналогичное освобождению от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в УК РФ, но по духу к нему близко наказание в виде штрафа.
Штраф в УК Вьетнама в зависимости от состава преступления рассматривается как основное или как дополнительное наказание. Однако для лица, совершившего преступление и не достигшего 18-летнего возраста, он назначается только в случае, если это лицо имеет доход или движимое имущество и только в качестве основного наказания. Это положение направлено на ограничение применения наказаний, связанных с изоляцией от общества к лицам моложе 18 лет. В то же время применение штрафа к таким лицам обеспечивает достижение целей наказания.
В соответствии с положениями статьи 99 УК Вьетнама штраф является основным наказанием для лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего преступление, если это лицо имеет доход или частную собственность. Размер штрафа для лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего преступление, не может превышать половины размера штрафа, установленного законом [УК Вьетнама]. Размер штрафа в зависимости от роли и функционала несовершеннолетнего в преступлении может быть снижен судом ниже низшего уровня. Также размер штрафа может быть снижен судом при наличии у несовершеннолетнего как минимум двух смягчающих обстоятельств, указанных в п.1 ст.51 УК Вьетнама, что демонстрирует гуманную, мягкую уголовную политику, отвечающую требованиям индивидуализации наказаний.
Обобщив признаки наказания в виде штрафа, применяемого к несовершеннолетним во Вьетнаме, можно предложить следующее его определение: «штраф — это один из видов основного наказания для несовершеннолетних, применяемый как мера не влекущая судимости, если освобождение от уголовной ответственности или одна из воспитательных мер применяемая в коммунах, приходах, поселках или школах не эффективны, в размерах устанавливаемых судом, с учетом роли несовершеннолетнего в преступлении и (или) при наличии смягчающих обстоятельств, только в случаях, если это лицо имеет доход или частную собственность».
Нельзя не заметить обоснованную, последовательную, логично структурированную мысль уголовного законодателя при назначении уголовного наказания в виде штрафа несовершеннолетним во Вьетнаме. На наш взгляд, целесообразно отечественному законодателю обратить внимание на положение УК Вьетнама о том, что штраф, как вид уголовного наказания, может быть назначен несовершеннолетнему только в случаях, если это лицо имеет самостоятельный заработок или имущество, на которое может быть наложено взыскание. Аналогичное положение, по нашему мнению, должно распространяться и на случаи освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.
В уголовном законодательстве РФ отсутствует порядок определения размера судебного штрафа несовершеннолетнему. Кроме того, в нем отсутствует положение о возможности оплаты судебного штрафа вместо несовершеннолетнего иным лицом, а попытка урегулировать данный пробел путем внесения дополнений в Постановление Пленума ВС РФ привела к тому, что Верховный суд РФ, на наш взгляд, вышел за пределы своих полномочий и фактически создал новую уголовно-правовую норму, что является прерогативой законодателя. Кроме того, представляется необходимым, в Уголовном кодексе РФ предусмотреть, с учетом ч. 2 ст.88 и ч. 1 ст. 104.5, положение о том, что размер судебного штрафа, назначаемого несовершеннолетнему, не может превышать 25 тысяч рублей.
Полагаю, что для устранения данной проблемы необходимо дополнить статью 104.5 УК РФ частью 1.1 следующего содержания: «Размер судебного штрафа, назначаемого несовершеннолетнему, не может превышать 25 тысяч рублей. Судебный штраф, назначенный несовершеннолетнему, по решению суда может быть уплачен родителями или иными законными представителями с их согласия».
Литература:
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года Официальный сайт ООН https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml
- Статья Нгуен Тхи Хай Иен Правовое положение несовершеннолетних совершивших преступление в Уголовном законодательстве Вьетнама. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 2019 с.123–125 file:///C:/Users/ User/Downloads/pravovoe-polozhenie-nesovershennoletnih-sovershivshih-prestupleniya-v-ugolovnom-zakonodatelstve-vietnama.pdf
- Уголовный кодекс Социалистической Республики Вьетнам № 100/2015/QH13, 27 ноября 2015 года по состоянию на 01.01.2023г.
- Сайт https://luatminhkhue-vn.translate.goog/bo-luat-hinh-su-moi-nhat---.aspx?_x_tr_sl=auto&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2011 г., N 4
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 56 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» Бюллетень Верховного Суда РФ», N 1, январь, 2017
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.10.2021 N 32 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам». Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, декабрь, 2021. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2011 г., N 4
- Фунг Ван Хоанга. Принципы обращения с лицами моложе 18 лет, совершившими преступления в соответствии с положениями Уголовного кодекса 2015 г. — Некоторые недостатки и рекомендации по улучшению Электронный журнал Народного суда (https://tapchitoaan.vn).
- Таблица 3.07. Информация о лицах, совершивших преступления. Выявлено несовершеннолетних, совершивших преступление Официальный сайт ЕМИСС Государственная статистика https://www.fedstat.ru
- Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2017–2021 гг. и Отчет об особенностях рассмотрения уголовных дел, применения реальных видов наказания и оснований прекращения уголовных дел: форма № 10.2 Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ. http://cdep.ru/index.php?id=79