Статья посвящена рассмотрению вопроса личности подростков в общение со своими сверстниками. Рассмотрены термины тревожности, общения, личности, приведен пример тренинга «Я — личность».
Ключевые слова: тренинг, личность, общение, подросток, тревожность, дружба, коммуникабельность, самооценка.
В настоящее время Россия переживает один из сложных исторических периодов. И самая большая опасность — это уничтожение человека. В современном обществе материальные ценности превалируют над духовными, поэтому у молодежи возникают неправильные представления о доброте, сострадании, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Ориентация молодежи на атрибуты массовой культуры, преимущественно западной, получила большое место в связи с редукцией реальных духовных, культурных и этнических ценностей, присущих психике русских. Да, есть проблема психического и нравственного формирования характера, но есть и способы с ней справиться. А благодаря целенаправленному образованию, педагогике и координации системы образования, семьи, политической системы и каждого человека эта проблема значительно уменьшится.
Подростковый возраст в основном характеризуется повышением значимости концепции себя, системы представлений о себе, созданием сложной системы самооценки на основе первых попыток самоанализа, сравнений с другими. Подросток смотрит на себя «со стороны», сравнивает себя с другими — взрослыми и сверстниками, ищет критерии для такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать собственные критерии оценки и перейти от взгляда «извне» к взгляду на себя — «изнутри» [4, с.234].
Вопрос поиска смысла своего существования, определения своих жизненных целей важен для сохранения психического и интеллектуального здоровья каждого человека в любом возрасте. Но есть период в жизни человека, когда он становится по-настоящему напористым, решительным — это период молодости.
Большое значение для развития подростков имеет психическое здоровье, то есть состояние целостного психического, физического и социального развития. Сложность полового созревания основана на быстрой скорости изменений, происходящих в это время.
Тревожность — это склонность человека испытывать тревогу, которая является эмоциональным состоянием. Беспокойство негативно влияет на личностный рост; наличие беспокойства свидетельствует о его дисфункции. Непоседливые дети — не зажиточный коллектив:
Их успеваемость может быть настолько низкой, что у них может развиться невроз. Большая часть работы должна быть направлена на формирование общения, регулирование самооценки, разрешение внутренних конфликтов. Однако наряду с этой работой по устранению причин тревожности необходимо развивать умение справляться с повышенной тревожностью подростков.
Сегодняшние объективные трудности и противоречия отдаляют друзей друг от друга, создают атмосферу страха, вызывают чувство «одиночества в толпе», нередко порождая чувства незащищенности, растерянности и беспомощности. Но опыт, полученный в образовательных группах, создает определенную психосоциальную «стабилизацию», которая помогает решать сложные проблемы, возникающие в межличностном и профессиональном общении большинства людей. Навыки и способности, возникающие в искусственно созданной психосоциальной среде, которые эффективно справляются со сложностями реальных межличностных отношений. [3, с.12].
Во время позитивного психосоциального обучения в группе человек может испытывать разные стили общения, учиться и практиковать совершенно новые навыки и взаимодействия, чувствовать себя непринужденно и психологически безопасно. Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими, группа помогает каждому члену этой временной социальной ассоциации самоанализу и самовыражению. И, пожалуй, самое главное — это интенсивная подготовка к активной и полноценной жизни среди людей.
Общение — это базовая потребность подростков. Потребность в общении со сверстниками, которую не могут заменить родители, возникает очень рано в детстве и усиливается с возрастом.
Именно в подростковом возрасте дружба начинает означать стабильные и длительные отношения, основанные на взаимных обязательствах и доверии. В подростковом возрасте резко возрастает потребность в близких друзьях. Отношения со сверстниками имеют решающее значение для жизни подростков, во многом определяя все остальные аспекты их поведения и деятельности. Если в младшем школьном возрасте основу детского объединения часто составляет совместная деятельность, то для подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересов в основном зависит от умения широко общаться с друзьями-ровесниками. Подростки стремятся к свободе от родительской опеки, заменяя ее доверительными, эмоциональными отношениями с друзьями, с которыми у них общие интересы, благодаря которым они могут понять друг друга и отпустить чувство одиночества.
Подростки узнаются в группе, приспосабливаясь к чему-то, улучшая что-то, участвуя в различных школьных мероприятиях, развивая качества, которые нравятся окружающим, и овладевая коммуникативными навыками.
Однако у большинства подростков есть проблемы с общением. Кому-то нормальному общению мешает застенчивость, кому-то слишком болтливая. Кто-то не умеет кратко и ясно излагать свои мысли, а кто-то не умеет слушать и слушать собеседника. Одной из самых острых проблем, с которыми сталкиваются подростки, является одиночество. Подростки могут чувствовать себя одинокими, потому что у них возникают проблемы с общением с другими из-за низкой самооценки, чувства тревоги или депрессии, недоверия к людям или сомнений в своих способностях в определенных ситуациях. Чтобы строить отношения с окружающими, нужно сначала научиться жить в мире и согласии с собой, что тоже является настоящей проблемой полового созревания.
Обучение — это систематический процесс, направленный на развитие навыков, необходимых для образовательного процесса [1, с.45].
Как помочь подростку преодолеть трудности в общении? Здесь тоже много вариантов. Одним из способов развития коммуникативных навыков является психосоциальный тренинг — это средство воздействия, направленное на выработку определенных знаний, навыков и опыта в сфере межличностного общения личности. Как быть увереннее, общаться тепло и бесконфликтно, уметь защищать свои интересы. Как правильно управлять своим внутренним климатом, воспринимать себя и окружающий мир ярче и шире, слышать и чувствовать собеседника. Как справляться с конфликтными ситуациями, быть уважаемым и мудрым лидером и наладить хорошие отношения. Ниже приведены основные темы, затрагиваемые в обучении коммуникативным навыкам. [2, с.32].
Подросток стремится не только выглядеть взрослым, но и быть признанным человеком с характером. Отсюда стремление во что бы то ни стало привлечь к себе внимание (это приводит иногда к показной и показной страсти к тому, что осуждают взрослые). Во-первых, принимаются самые доступные аспекты взрослой жизни:
внешний вид и поведение (виды интересов взрослых, развлечения, косметика, различные украшения, словарный запас и др.). Усвоение внешних сигналов влияет на самовосприятие подростка и делает его взрослым в собственных глазах и, как он думает, в глазах окружающих.
Личность — это человек как носитель определенных атрибутов. Личность-человек как субъект осознанных отношений и деятельности, устойчивая система общественно значимых характеристик, характеризующих человека как члена социума.
Групповая работа требует разделения старших подростков на три группы. И проанализируйте понятие личности. Учащиеся обсуждают в группах и высказывают свое мнение, читая разработанные ими определения.
Таким образом, можно сказать, что человек-это человек, с одной стороны, обладающий определенным набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом, и, в-третьих, прошедший долгий путь в своем развитии.
Итак, вы не рождаетесь человеком, вы становитесь человеком. В середине XIX века считалось, что человек существует как нечто полностью сформированное еще до рождения. Семья, предки и гены полностью определяют, кем и чем будет человек. Когда человек родился, врачи, принимавшие его, с облегчением говорили: «Да это все!" И женщина, только что ставшая мамой, сквозь боль, сквозь слезы тоже пытается улыбнуться. — Нет, — покачал он головой, — только начало, начало новой жизни, нового человека. Слово «личность» используется для обозначения человека только с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности младенца или даже двухлетнего ребенка. Это относительно поздний продукт общественного развития. Личность есть высший результат человеческих усилий, результат упорного труда. [5, с.90].
На протяжении всей жизни человек стремится познать себя, задавая себе вопросы: «Кто я?», «Каково мое положение в обществе?» Теперь каждый из вас проведет мозговой штурм и запишет 2–3 качества, которые вам в себе нравятся.
Учащиеся выполняют задание за 2 минуты, затем делятся написанным со своими друзьями.
Мы уже говорили, что каждый человек уникален, уникален по-своему, обладает определенными качествами. Осознавая собственную ценность, человек становится более уверенным в себе, больше заботится о себе и других, имеет возможность откровенно высказывать свое мнение, ощущает поддержку всех окружающих людей, оценивает их положительные стороны. Как вы думаете, достаточно ли этих качеств, чтобы назвать вас взрослым?
По-настоящему зрелым человеком можно назвать человека, черты которого показывают его отношение к другим и к самому себе. Я дам вам эти характеристики. Это самоотверженность, верность, уважение, терпимость, трудолюбие, демократизм, сочувствие, доброта, отзывчивость, ответственность, честность, мужество. Попробуйте дать определение каждому из этих терминов. Вы можете предложить выполнить следующее задание — соотнести понятие и его определение. Каждая группа получает рабочий лист, обсуждает его с группой, а затем размещает на интерактивной доске.
Танграм-игра. Это набор качеств зрелой личности. Если бы каждый из нас обладал набором этих нравственных качеств, мы жили бы в идеальном мире. Есть также определенные черты личности, которые вам необходимо развивать в себе, чтобы добиться успеха в жизни и в качестве предпринимателя. Я предлагаю вам сделать перерыв и немного поиграть. Каждая группа должна как можно быстрее собрать предложенную фигурку, используя все части головоломки.
Каждая группа получает набор геометрических фигур для построения предложенной фигуры. В конце игры возникает вопрос, какие черты характера помогли вам пройти квест? На этот вопрос отвечает молодежь. Предполагается, что успешного бизнесмена должны отличать деловитость, расчетливость, креативность, организованность, коммуникабельность, ответственность, находчивость, дисциплинированность и хладнокровие. Вы должны выбрать из этого списка именно те качества, которые помогли команде быстро выполнить задание.
Завершить обучение можно с помощью притчи.
Литература:
- Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
- Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
- Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
- Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 640 с.
- Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.