Статья предполагает раскрыть содержание и сущность мошенничества в сфере закупок для нужд государственных и муниципальных предприятий; рассмотреть вопросы, раскрывающие прокурорский надзор в данной сфере.
Ключевые слова: мошенничество, государственные и муниципальные нужды, закупка, ответственность, прокурорский надзор.
Государственная закупка — это приобретение товаров, работ или услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд [2]. В широком смысле включает в себя выявление потребности, поиск и выбор поставщика, а также подписание контракта и контроль за его выполнением. На уровне муниципального образования пример государственной закупки может быть следующий: в общеобразовательные организации закупаются продукты питания для обучающихся. На уровне государства это, к примеру, закупка современной техники для российской сельскохозяйственной отрасли.
В сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд такое понятие, как «коррупция» является актуальным, даже злободневных. Ряд экономистов связывают это с тем фактом, что именно в этой сфере скапливается большой объём финансовых средств государства.
Одними из предпосылок хищений путем обмана или злоупотребления доверием в сфере закупок является:
– процесс закупок в одних руках;
– возможность совершения мошенничества;
– отсутствие контроля.
Из вышеизложенного следует, что контроль в сфере госзакупок играет первоочередную роль. Реализуется он с помощью прокурорского надзора за соблюдением всех требований покупки, перевозки, транспортировке, официального закрепления процесса государственной закупки работ, товаров, услуг.
Преступления данной категории являются одними из наиболее общественно опасных проявлений коррупции. Именно поэтому в статье 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг [4]. Следует также отметить, что совершенствованию мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом посвящена глава X Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 [5].
Необходимо учитывать, что при проведении проверок в названной сфере прокурорами выявляются нарушения, связанные с фактами:
- Выполнения государственного контракта аффилированными лицами заказчика;
- Осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на бесконкурсной основе;
- Необоснованного завышения цен на приобретаемые товары (работы и услуги);
- Оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с применением критериев, не предусмотренных конкурсной документацией;
- Участия в работе конкурсных, аукционных комиссий лиц, лично заинтересованных в результатах размещения заказа, либо лиц, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа.
Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок предусмотрена статьями 200.4, 205.5, 304 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Статьей 200.4 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
За подкуп работника контрактной службы, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг предусмотрена ответственность ст.205.5 УК РФ.
Статьей 304 УК РФ предусмотрена уголовного ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В отдельных случаях действия злоумышленников могут квалифицироваться по ст. 159 УК РФ (мошенничество) [1].
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что прокурорский надзор за расследованием мошенничеств, совершаемых в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нуждосновывается в первую очередь на профилактике в данной сфере, уменьшение количества подобных преступлений.
Литература:
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.03.2023).
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета». — N 80. — 12.04.2013.
- Федеральный закон от 18.07. 2011 г. N 223-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // «Российская газета». — N 159. — 22.07.2011.
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция).
- Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы».