В статье проанализированы проблемы формирования сбалансированного муниципального бюджета, причины низкой доходности муниципального бюджета. В процессе использования аналитического метода, метода экспертных оценок и синтеза полученных результатов сформулированы сдерживающие факторы в достижении финансовой независимости муниципалитетов.
Ключевые слова: муниципальное образование, органы местного самоуправления, муниципальный бюджет, дефицит бюджета, доходы бюджета, финансовая самостоятельность муниципальных образований.
Деятельность органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации по обеспечению повышения устойчивости экономики и социальной защищённости граждан в условиях внешнего давления требует слаженных и скоординированных действий не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Местное самоуправление находится на важнейшем этапе своего развития и в современных условиях на него возлагается большая ответственность. Следовательно, следует уделить внимание изучению проблем, сужающих возможности местного самоуправления по формированию сбалансированного муниципального бюджета.
Научно-практическая ценность работы заключается в том, что сформулированные гипотезы и тезисы могут служить основой для более детальной проработки вопроса, касающегося управления муниципальными финансами, предотвращения дисбаланса бюджетных процессов в муниципальных образованиях.
Теоретико-методологической основой для исследования послужили работы Куцури Г. Н. и Пынчук В. А., также Соломко М. Н., посвященные изучению подходов к определению и оценке сбалансированности бюджетов, факторов ее обеспечения. Стоит отметить работу Воробьева Д. В., проанализировавшего проблемы формирования бюджета муниципальных образований.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти, при которой население непосредственно или через органы местного самоуправления (ОМС) решает вопросы местного значения, основываясь на своих интересах.
Принято полагать, что основной проблемой развития системы местного самоуправления в Российской Федерации является обеспечение финансовой самостоятельности муниципальных образований, которая напрямую зависит от уровня доходов местных бюджетов, от федерального и регионального законодательства, от состояния федерального и регионального бюджетов.
Под финансовой самостоятельностью муниципальных образований следует понимать способность ОМС мобилизовать имеющие у него финансовые ресурсы в бюджет с целью полной и своевременной реализации задач и функций, обеспечения жизнедеятельности населения.
Также Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ОМС наделены объемным перечнем полномочий, которые не обеспечены достаточными финансовыми средствами. Данный подход провоцирует возникновение зависимости муниципалитетов от субвенций и дотаций от бюджетов федерального и регионального уровней. Зависимость муниципальных бюджетов от межбюджетных трансфертов с каждым годом усиливается. Если в 2015 году их доля составляла 63,4 %, то в 2020 году — 67,4 %.
«Для повышения эффективности межбюджетных отношений расходные полномочия должны осуществляться, прежде всего опираясь на собственные силы» [2].
Известно, что большая часть расходов на стоящие перед муниципалитетом задачи финансируется за счет территориальных бюджетов. Согласно Налоговому кодексу РФ, в казну муниципального бюджета поступают только налог на имущество физических лиц и земельный налог, которые не могут покрывать все затраты муниципального образования, поскольку слабо влияют на наполняемость муниципальных бюджетов. В таких условиях расходы стали превышать доходы, что привело к дефициту бюджета, его несбалансированности. Специалисты констатируют значительный долг муниципальных образований, составивший в 2021 году 387,6 млрд. рублей.
Считается, что причинами низкого уровня доходности муниципальных бюджетов являются:
— низкий налоговый потенциал (малопроизводительные с точки зрения доходности налоги основными источниками формирования муниципального бюджета);
— неэффективное использование муниципальных земель (выгодные по расположению, крупные земельные участки продаются крупным предпринимателям);
— игнорирование возможности привлечения внебюджетных инвестиций и внедрения инноваций.
«Зачастую помощь из региона не стимулирует местные органы управления к совершенствованию своей деятельности, более полноценному использованию имеющихся на территории муниципального образования ресурсов» [2].
Одним из принципов бюджетной системы, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145-ФЗ, является принцип сбалансированности бюджета. Он предполагает, что «объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов» [3]. Обзор научных публикаций свидетельствует о том, что проблемы сбалансированности бюджета, особенно муниципального, становятся все более актуальными. Стоит отметить, что за последнее время местное самоуправление столкнулось с рядом серьезных вызовов, что негативно повлияло на его финансовую основу. Продолжительные испытания для устойчивости бюджетных, финансовых, налоговых, кредитных систем в связи с пандемией и санкциями привели к значительному сокращению доходов бюджетов.
В условиях существующих реалий можно сделать вывод, что бюджетная система на муниципальном уровне неэффективна. Описанные в работе факторы не оказывают стимулирующего воздействия на ОМС самостоятельно искать пути и способы пополнения доходной части бюджета. Руководители учреждений и представители органов власти не заинтересованы в развитии экономической базы муниципальных образований и неспособны объективно оценить эффективность деятельности.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо скорректировать существующие меры финансовой поддержки регионов и муниципалитетов, пересмотреть источники формирования доходов бюджета. Обеспечение финансовой самостоятельности муниципальных образований на основе укрепления и увеличения доходной базы местных бюджетов может выступить одним из важнейших направлений совершенствования системы управления муниципальными финансами. Для увеличения роли муниципальных бюджетов в структуре бюджетной системы РФ предполагается обратиться к системному подходу. Он предоставит органам местного самоуправления перспективы для наращивания финансового потенциала муниципальных единиц и повысит их уровень развития, что положительным образом отразиться на благосостоянии страны в целом.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
- Воробьев Д. В. Проблемы формирования муниципальных бюджетов // Проблемы экономики и юридической практики. [Электронный ресурс]. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-munitsipalnyh- byudzhetov (дата обращения: 22.03.2023).
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
- Куцури Г. Н., Тиникашвили Т. Ш. Сбалансированность бюджета муниципального образования и факторы ее обеспечения // Вестник экономической безопасности [Электронный ресурс]. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sbalansirovannost-byudzheta-munitsipalnogo-obrazovaniya-i-faktory-ee-obespecheniya/viewer (дата обращения: 22.03.2023).
- Соломко Н. М. Сбалансированность бюджетов: подходы к определению и оценке // Вестник университета [Электронный ресурс]. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sbalansirovannost-byudzhetov-podhody-k-opredeleniyu-i-otsenke (дата обращения: 22.03.2023).
- Пынчук В. А. Некоторые аспекты совершенствования финансовой основы местного самоуправления в РФ // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева [Электронный ресурс]. 2019. Т. 1. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sbalansirovannost-byudzheta-munitsipalnogo-obrazovaniya-i-faktory-ee-obespecheniya/viewer (дата обращения: 22.03.2023).