В статье авторы пытаются определить свойства визуальной коммуникации и применения её в продвиженииобразовательных услуг.
Ключевые слова: коммуникация, информация, продвижение.
В наше время различные виды коммуникаций играют важную роль в успехе продвижении услуг. Одним из таких инструментов, за счет которого появляется возможно заявить о себе, передавая целевой аудитории необходимую информацию и формируя образ, считаются визуальные коммуникации.
В сфере образовательных услуг коммуникации являются необходимостью в построении стратегии по продвижению. За счет технического прогресса значительно проще стало оказывать воздействие с помощью зрительных образов. С приходом гаджетов, а с ними и интернета, мир человека разделился на офлайн/онлайн. За 2022 год Россияне стали тратить на 35 % больше времени на потребление цифрового контента [1]. Визуальные коммуникации являются важным звеном в продвижении, т. к. имеют манипулятивный характер и способны эффективно оказывать влияние в интернет-среде. В основе таких коммуникаций заложены различные визуальные инструменты по внедрению и фиксированию в подсознание человека подготовленной информации, через органы зрения.
Визуальные коммуникации в XXI веке оказали мощное влияние во все сферы культуры ставшими одними из базовых составляющих современных масс-медиа, создающих визуальный интерфейс передачи и потребления информации, а также трансформируя и переводя, в свою очередь, любую информацию в визуальный язык. Согласно исследованиям молекулярного биолога Джона Медина, наиболее доминирующее чувство человека — зрение, использующее половину ресурсов мозга. И визуальная информация анализируется в 60.000 раз быстрее, чем текст [2]. Научная работа МТИ (Массачусетский технологический институт) показала, что визуальная информация обрабатывается людьми за 13 миллисекунд. Процесс обработки непрерывен, поскольку глаз человека перемещается от точки к точке примерно три раза в секунду, передовая информацию в мозг [3].
Подход к пониманию визуальной коммуникации лежит через свойство восприятия человеком информации. Ведь с прогрессом расширяются виды воздействия и сферы влияния, оказываемые через разные формы коммуникаций.
В современной научной среде об информации очень точно сформулировал Норберт Винер: «Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств». [4, с. 14]
Информация существует в различной форме:
— текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
— радиоволн;
— световых или звуковых сигналов;
— электрических и нервных импульсов;
— жестов и мимики;
— магнитных записей;
— запахов и вкусовых ощущений;
— хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов (ДНК).
Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.
Вышеизложенная информация раскрывает формы и основные свойства информации. Именно они закладываются в основу визуальных коммуникациях.
Основные средства визуальной коммуникации можно разделить на группы:
- Полиграфические. (плакаты, буклеты, брошюры, листовки и т. д.)
- Наружная реклама. (вывески, биллборды, транзитная реклама и т. д.)
- Телеэкранные. (программы, анимационные, графические видео и т. д.)
- Интернет. (flash-анимации, рекламные баннеры и т. д.)
Исходя из перечисленных средств, наиболее перспективным в 21 веке является интернет-коммуникация. Данная группа выделяется: высоким скоростным показателем передачи информации, возможностью оказывать непосредственное влияние на целевую аудиторию и низкой себестоимость одного посетителя. В рамках этой группы будет рассмотрена визуальная айдентика, но для начала дадим понимание самой айдентики:
Слово «айдентика» ведёт свое начало от английского «identity», что означает идентичность. Она отражает популярность бренда и заинтересовывает ту целевую аудиторию, для которой создана. Оригинальная айдентика помогает бренду конкурировать и выделить на рынке, а также воссоздавать необходимую визуальную коммуникацию с потребителем.
Айдентика воздействует на все органы восприятия:
— Зрение — логотипы, цвета, тексты на баннерах, картинки.
— Слух — джинглы, рекламные слоганы.
— Вкус — например, знакомый вкус газировки или бургера из фастфуда.
— Обоняние — некоторые изготовители элитной обуви, например, пропитывают изделия «запахом кожи», чтобы добиться ощущения премиальности.
— Осязание — например, плотные рельефные визитки, которые создают эффект дороговизны.
Область айдентики отвечающая за воздействие через органы зрения называют — визуальной айдентикой.
«Визуальная айдентика (от англ. visual identity — визуальная идентичность; зрительный образ; фирменный стиль) стала общеупотребительным для дизайнеров понятием. Визуальная айдентика является сложной коммуникационной системой корпоративной идентичности (corporate identity) и брендинга (brand identity) в целом». [5, с. 6]
Визуальная айдентика включает в себя такие компоненты как:
— Логотип.
— Шрифт.
— Цвет.
Перечисленные элементы позволяют в рамках визуальной коммуникации задействовать их как инструменты продвижения образовательных услуг. Формируя имидж бренда, который строит и укрепляет отношения с клиентами, сотрудниками и партнерами. В качестве примера может служить учебно-досугового центра Альтернатива с изменениями, показанными это на рис. 1.
Рис. 1. Визуальные изменения логотипа учебно-досугового центра Альтернатива
Айдентика последовательно реализует и решает важные задачи по формированию нужного восприятия у целевой аудитории. На основе этик принципов строится визуальная коммуникация тем самым продвигая образовательные услуги.
Литература:
1. ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/16289493
2. Jukes, I., McCain, T., Crockett, L. Understanding the digital generation: teaching and learning in the new digital landscape // I. Jukes, N. McCain, L. Crockett. — New York: Corwin Publishers, 2010. — 176 с.
3. Massachusetts Institute of Technology. Research [Электронный ресурс]. URL: https://www.mit.edu/research/
4. Винер, Н. Человек управляющий / Н. Винер. — СПб.: Питер, 2001. — С. 14.
5. Родькин, П. Е. Визуальная айдентика: глобальные функции и вызовы; Краткая история современной айдентики: от «старой школы» к плоскому дизайну; Структурное формообразование в современной айдентике — усложнение и упрощение // Айдентика. М.: КАК Проект, Grey Matter, 2014. С. 6–16.