Некоторые проблемы ликвидации хозяйственных обществ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 24.04.2023

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Кумтепе, Э. С. Некоторые проблемы ликвидации хозяйственных обществ / Э. С. Кумтепе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101898/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены отдельные проблемы ликвидации хозяйственных обществ. Сделан вывод о том, что несмотря на свою законодательную регламентацию, ликвидация на практике не всегда оказывается простой процедурой. Основные проблемы в этой сфере связаны с отсутствием официального понятия «принудительности» и всеми вытекающими из этого пробелами, отражающимися на практике. Не так обширны оказываются на практике и способы защиты прав участников ликвидируемых обществ.

Ключевые слова: хозяйственное общество, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, ликвидация, принудительная ликвидация.

The article deals with certain problems of liquidation of business companies. It is concluded that, despite its legislative regulation, liquidation in practice is not always a simple procedure. The main problems in this area are associated with the lack of an official concept of «coercion» and all the ensuing gaps that are reflected in practice. The means of protection of rights of participants of liquidated companies are not so extensive in practice.

Keywords: business company, joint-stock company, limited liability company, liquidation, forced liquidation.

Ликвидация юридического лица — это прекращение его деятельности, при котором не происходит передачи прав и обязанностей другим юрлицам. Процедура ликвидации юридического лица организационно-правовой формы не является простым юридическим процессом, несмотря на ее, казалось бы, детальную регламентацию в многочисленных законах и подзаконных актах. Практическое осуществление этой процедуры может повлечь за собой вопросы, на которые нет ответа в законе, что делает, кажущиеся стандартными процедуры в условиях рыночной экономики, долгими и утомительными.

Процесс ликвидации начинается с письменного уведомления регистрационных органов в течение трех дней, после чего следует публичное объявление в средствах массовой информации [1, п. 1. ст. 63]. Участники или орган, принявший решение о ликвидации, назначают комиссию по ликвидации, определяют время и процедуру. После этого всем управляет комиссия, которая, в том числе выступает от имени юридического лица в суде, занимается публичным объявлением процедуры ликвидации. Особенностью такого объявления о ликвидации является то, что в нем указываются сроки (не менее 2 месяцев со дня публикации объявления) и порядок предъявления кредиторами своих требований. Именно ликвидационная комиссия составляет список всех кредиторов ликвидируемой организации, дополнительно уведомляет каждого из них, составляет промежуточный ликвидационный баланс со всеми сведениями об имуществе, требованиях и результатах их удовлетворения после окончания срока предъявления требований, представляет его на утверждение участникам юридического лица, занимается реализацией имущества при недостатке средств, распределяет денежные суммы между кредиторами в порядке очередности, проводит окончательную ликвидацию Таким образом, мы видим, что основные этапы ликвидации юридического лица связаны с кредиторами: их выявление, уведомление, рассмотрение требований, составление промежуточного ликвидационного баланса, удовлетворение требований и только если еще есть имущество, ликвидационный баланс и распределение имущества или корпоративных прав между участниками.

Могут возникнуть ситуации, когда необходимо назначить арбитражного управляющего, чаще всего из-за неспособности надлежащим образом исполнять или соблюдать обязательства, возложенные на юридическое лицо в связи с процедурой ликвидации.

Случаи принудительной ликвидации перечислены в пункте 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ [1]. Перечислим те из них, которые могут быть актуальны для коммерческих организаций:

1) признание недействительной государственной регистрации юридического лица (в том числе вследствие грубых нарушений закона неустранимого характера при его создании). Впрочем, такое основание сейчас носит минимальный характер;

2) осуществление деятельности без необходимых разрешений/лицензий, обязательного членства в саморегулируемой организации или отсутствие свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного опять же саморегулируемой организацией;

3) осуществление деятельности, запрещенной законом, в нарушение Конституции Российской Федерации либо иное неоднократное или грубое нарушение законов или иных правовых актов.

Существует мнение, согласно которому признание юридического лица банкротом рассматривается как принудительная ликвидация (ст. 65 Гражданского кодекса РФ) [1].

В свете положений Гражданского кодекса следует отметить, что случаи принудительной ликвидации включают ликвидацию ООО, если число его участников превышает предел, установленный Федеральным законом об ООО (пункт 1 статьи 88), ликвидацию ООО (пункт 4 статьи 90) и ликвидацию АО (пункт 4 статьи 99), если активы компании становятся меньше минимального уставного капитала.

В Федеральном законе предусмотрены дополнительные случаи принудительной ликвидации [2]. Например, статья 34 ФЗ предусматривает условия и порядок, при которых публичное общество с ограниченной ответственностью обязано оплатить акции, распределенные при его учреждении, а также возможность размещения дополнительных акций и других ценных бумаг, подлежащих выпуску. Пункт 1 данной статьи также устанавливает действия и сроки, в течение которых компания должна их предпринять, если она владеет акциями, которые не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов и по которым не выплачиваются дивиденды. Если указанные действия не будут совершены, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, иные органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые в соответствии с федеральным законом вправе предъявить такой иск, вправе обратиться в суд с иском о ликвидации общества.

Пункт 6 статьи 35 Федерального закона «О публичных акционерных обществах» предусматривает, что «если стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала на конец отчетного года, следующего за вторым отчетным годом, или каждого последующего отчетного года, на конец которого стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, в том числе на конец второго отчетного года, или каждого последующего отчетного года после окончания которого стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, в том числе на конец второго отчетного года, стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, в том числе на конец второго отчетного года». В случае, предусмотренном в пункте 7 (когда стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала более чем на 25 % в конце трех, шести, девяти или двенадцати месяцев, следующих за отчетным годом) и когда стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала более чем на 25 % в конце трех, шести, девяти или двенадцати месяцев, следующих за отчетным годом

1) для уменьшения уставного капитала компании до суммы, не превышающей стоимость ее чистых активов

2) о ликвидации общества.

Помимо уже упомянутых случаев, можно также обратить внимание на ложные сведения о месте нахождения юридического лица. Только благодаря Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года № 61 стало возможным в полной мере ссылаться на данное основание при необходимости принудительной ликвидации, несмотря на ряд условий (например, невозможность установить контакт с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ; направление регистрирующим органом уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе и т. д.) и практически неограниченные возможности предоставления достоверных сведений до возбуждения судебного дела.

Какой бы ни была ликвидация, стоит помнить, что у процедуры могут быть противники — лица, чьи права ущемлены или затронуты. Если это добровольное решение, то, казалось бы, серьезных проблем возникнуть не должно, но всегда ли такие решения принимаются единогласно? Например, статья 75 ФЗ об АО гласит, что «акционеры — владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о ликвидации общества... если они голосовали против принятия решения о ликвидации общества».

Если речь идет о принудительной процедуре ликвидации юридического лица, то защитить права участников хозяйственных обществ сложнее. Скорее, у них возникают лишь дополнительные обязанности — расходы, непосредственно связанные с ликвидацией, возможность принятия на себя субсидиарной ответственности по долгам и т. д. [4, с.194].

В случае как добровольной, так и принудительной ликвидации право собственности и корпоративные права должны быть распределены между участниками обществ по остаточному принципу после удовлетворения требований всех кредиторов организации (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, выше было отмечено, что основания для принудительной ликвидации зачастую носят устранимый характер, что как раз и является «лазейкой» для защиты прав участников общества, именно возможностью защиты прав участников общества, поскольку знание о том или ином основании ликвидации становится своего рода уведомлением, а значит, появляется возможность их устранения и продолжения деятельности в том же режиме, но в рамках, установленных законом.

Учитывая другие способы, с помощью которых участники компаний могут защитить свои интересы, в частности, в случаях принудительной ликвидации, возможно, удастся юридически оспорить эти процедуры в целом и возместить расходы на них.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на законодательную базу, ликвидация на практике не всегда оказывается простой процедурой. Основные проблемы в этой области связаны с отсутствием формального понятия «возможность принудительного исполнения» и всеми вытекающими отсюда недостатками, отражающимися на практике.

Процедура ликвидации юридических лиц и её последствия имеют огромное значение для участников в лице учредителей, а также контрагентов компании, ее сотрудников и гражданского оборота в целом. Ликвидация юридических лиц позволяет «очистить» экономическое пространство от неэффективно действующих организаций, которые не в состоянии выполнять свои обязательства и грамотно использовать имеющиеся ресурсы, остановить негативное влияние компаний на экономическую среду, которые осуществляют свою деятельность незаконно и многое другое. В связи с этим очень важно заполнить пробелы в законодательстве и решить имеющиеся проблемы в этой сфере.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
  3. Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 2013. № 32.
  4. Молотников А. Е. Закон и бизнес. Книга для тех, кто управляет компанией / А. Е. Молотников. — СПб.: Питер, 2008. 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): принудительная ликвидация, юридическое лицо, Гражданский кодекс РФ, ликвидация, ликвидация общества, процедура ликвидации, простая процедура, саморегулируемая организация, уставной капитал, чистый актив общества.


Похожие статьи

История становления правового регулирования договора поставки в отечественном праве

Автором рассматривается вопрос становления договора поставки в историческом аспекте. Проводится анализ норм источников российского права, регулировавших на разных этапах развитие исследуемого института, на основании чего делается вывод о самостоятель...

Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса

В статье анализируются вопросы, связанные с такой стадией законотворческого процесса как законодательная инициатива. Автор выявляет особенности реализации законодательной инициативы, ее понятие, анализирует субъектный состав. При проведении настоящег...

История становления и развития корпоративного законодательства в России

В статье рассматривается история становления корпоративного законодательства в Российской Федерации. Проведённый анализ показывает, что корпоративное законодательство Российской Федерации имеет сравнительно недавнюю историю развития, но при этом дост...

Осуществление права удержания как мера оперативного воздействия

В юридической литературе, относящейся к периоду до принятия нового Гражданского кодекса, было предложено относить право удержания к мерам оперативного воздействия. Сейчас оно отнесено к способам обеспечения исполнения обязательств и представляет собо...

Некоторые проблемы осуществления аудиторской деятельности

Как и в любой другой отрасли экономики, в области аудита часто возникают проблемы, связанные как с несовершенством законодательных норм, так и с самой практикой проведения аудита. В статье предпринята попытка идентифицировать конкретные проблемы ауди...

Дискуссионные научные вопросы, связанные с выделением оценочных категорий в гражданском праве

В данной статье рассматриваются научные подходы к выделению признаков оценочных категорий, а также объясняется необходимость их существования в российской правовой системе. В частности, одной из причин невозможности исключения таких правовых конструк...

Современные правовые и экономические проблемы института несостоятельности в России

В статье исследованы современные проблемы института несостоятельности в России. Процедура банкротства является комплексным противостоянием между должником и кредиторами, каждый из которых стремится защитить свои интересы. Законодатель прилагает все у...

Добросовестность как одна из оценочных категорий в гражданском законодательстве

В статье анализируется возможность единообразной интерпретации понятия «добросовестность». Особое внимание уделено установлению природы и сущности данной категории, так как, несмотря на необходимость точного понимания содержания терминов, употребляем...

Основные проблемы в сфере административно-правового регулирования туристской деятельности

Статья раскрывает основные проблемы, существующие в законодательной сфере регулирования такой предпринимательской деятельности как туризм. Также в статье раскрывается точка зрения автора на возможные пути устранения правовых пробелов. Автор статьи ...

Правотворчество в Российской Федерации: Конституция и законы

В статье проводится анализ понятия правотворчества, как особой деятельности по созданию или изменению нормативно-правовых актов субъектами, наделенными специальными полномочиями. Отмечается, что правотворчество является эффективным средством управлен...

Похожие статьи

История становления правового регулирования договора поставки в отечественном праве

Автором рассматривается вопрос становления договора поставки в историческом аспекте. Проводится анализ норм источников российского права, регулировавших на разных этапах развитие исследуемого института, на основании чего делается вывод о самостоятель...

Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса

В статье анализируются вопросы, связанные с такой стадией законотворческого процесса как законодательная инициатива. Автор выявляет особенности реализации законодательной инициативы, ее понятие, анализирует субъектный состав. При проведении настоящег...

История становления и развития корпоративного законодательства в России

В статье рассматривается история становления корпоративного законодательства в Российской Федерации. Проведённый анализ показывает, что корпоративное законодательство Российской Федерации имеет сравнительно недавнюю историю развития, но при этом дост...

Осуществление права удержания как мера оперативного воздействия

В юридической литературе, относящейся к периоду до принятия нового Гражданского кодекса, было предложено относить право удержания к мерам оперативного воздействия. Сейчас оно отнесено к способам обеспечения исполнения обязательств и представляет собо...

Некоторые проблемы осуществления аудиторской деятельности

Как и в любой другой отрасли экономики, в области аудита часто возникают проблемы, связанные как с несовершенством законодательных норм, так и с самой практикой проведения аудита. В статье предпринята попытка идентифицировать конкретные проблемы ауди...

Дискуссионные научные вопросы, связанные с выделением оценочных категорий в гражданском праве

В данной статье рассматриваются научные подходы к выделению признаков оценочных категорий, а также объясняется необходимость их существования в российской правовой системе. В частности, одной из причин невозможности исключения таких правовых конструк...

Современные правовые и экономические проблемы института несостоятельности в России

В статье исследованы современные проблемы института несостоятельности в России. Процедура банкротства является комплексным противостоянием между должником и кредиторами, каждый из которых стремится защитить свои интересы. Законодатель прилагает все у...

Добросовестность как одна из оценочных категорий в гражданском законодательстве

В статье анализируется возможность единообразной интерпретации понятия «добросовестность». Особое внимание уделено установлению природы и сущности данной категории, так как, несмотря на необходимость точного понимания содержания терминов, употребляем...

Основные проблемы в сфере административно-правового регулирования туристской деятельности

Статья раскрывает основные проблемы, существующие в законодательной сфере регулирования такой предпринимательской деятельности как туризм. Также в статье раскрывается точка зрения автора на возможные пути устранения правовых пробелов. Автор статьи ...

Правотворчество в Российской Федерации: Конституция и законы

В статье проводится анализ понятия правотворчества, как особой деятельности по созданию или изменению нормативно-правовых актов субъектами, наделенными специальными полномочиями. Отмечается, что правотворчество является эффективным средством управлен...

Задать вопрос