В статье исследуются особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в рамках Евразийского экономического союза.Висследовании раскрывается общая информация о функционировании особых экономических зон, а также о специфике хозяйственной деятельности на таких территориях.Втексте статьи содержится теоретический анализ рассматриваемой проблематики, а также оценка соответствующих статистических показателей.
Ключевые слова: особая экономическая зона, таможенная процедура свободной таможенной зоны, Евразийский экономический союз, ЕАЭС.
В реалиях стремительной глобализации и постоянного роста трансграничного товарооборота ввоз товаров в страну и их вывоз стали одними из приоритетных направлений развития экономик стран мира. Расширение международной торговли со временем сформировало объективную необходимость создания территорий, обладающих особым юридическим статусом, с целью привлечения прямых инвестиций иностранного капитала, поддержания благосостояния определённых регионов, а также развития экономики различных государств в целом.
Начальным этапом институционального развития особых экономических зон (далее ОЭЗ) по праву можно считать создание первой документально известной преференциальной зоны на территории греческого государства Делос в 166 г. до н. э., где приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения административных формальностей [4]. За эти столетия произошли коренные изменения не только в самой сущности таких зон, но и в подходах к самой трактовке данного понятия.
В широком смысле ОЭЗ представляет собой территорию, обладающую особым юридическим статусом по отношению к остальной части государства, выражаемым в наличии льготных налоговых и (или) таможенных преференций.
В условиях функционирования Евразийского экономического союза данное понятие трактуется в соответствии с международными договорами между государствами-членами. Так, ОЭЗ рассматривается в качестве ограниченной части территории, в пределах которой установлен особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (далее ТП СТЗ) [2].
Таким образом, принято выделять следующие характерные особенности, при одновременном наличии которых территорию можно отнести к ОЭЗ:
1) Географически ограниченная местность, обладающая особым юридическим статусом по отношению к остальной части территории государства;
2) Специфический регулятивный режим, отличный от остального экономического пространства государства (особый таможенный и налоговый режим, наличие льготных условий аренды земельных участков, сниженные ставки по кредитам на бизнес и коммунальным платежам за коммерческие помещения, а также возможность получения государственных субсидий);
3) Наличие соответствующей инфраструктуры [5].
В настоящее время в пределах таможенной территории ЕАЭС зарегистрировано 78 ОЭЗ:
— 50 в Российской Федерации (64,1 %);
— 13 в Республике Казахстан (16,67 %);
— 6 в Республике Беларусь (7,69 %);
— 5 в Киргизской Республике (6,41 %);
— 4 в Республике Армении (5,13 %).
Так, наибольшее развитие среди стран-членов ЕАЭС институт ОЭЗ получил в Российской Федерации. В настоящее время на её территории зарегистрированы ОЭЗ четырёх типов:
— 31 ОЭЗ промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ);
— 7 ОЭЗ технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ)
— 10 ОЭЗ туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ);
— 2 портовые ОЭЗ (ПОЭЗ) [8].
ТП СТЗ представляет собой особую форму перемещения и использования товаров, применяемую как в отношении товаров Союза, так и в отношении иностранной продукции. В соответствии с ней, указанные объекты могут размещаться и использоваться в пределах территории ОЭЗ или же её части. Механизм рассматриваемой таможенной процедуры предусматривает осуществление вышеупомянутых действий исключительно в пределах ОЭЗ, ограниченным кругом субъектов, с освобождением от обязанностей по уплате таможенных, антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, а также налогов [1].
Принцип территориальной ограниченности является одной из ключевых особенностей ТП СТЗ. Он выражается в возможности её использования исключительно на территориях и площадках ОЭЗ. Соответствующие места определяются в рамках национального законодательства государств-членов ЕАЭС. Так, применение ТП СТЗ в Российской Федерации регламентируется отдельными федеральными законами, согласно которым, в пределах страны могут быть установлены территории с особым правовым режимом хозяйственной деятельности, предусматривающие её реализацию [3].
Следующим системообразующим принципом является ограниченность круга лиц, способных выступать в роли декларанта. Товары могут быть помещены под ТП СТЗ исключительно резидентами соответствующих ОЭЗ либо лицами, заключившими с ними гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг. Данный статус предоставляет субъектам хозяйственной деятельности права пользования различными льготами и упрощениями.
Важно учитывать, что наличие статуса ОЭЗ у определённой территории не всегда подразумевает возможность реализации ТП СТЗ. Так, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, она не может быть применена в ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
Примечателен также тот факт, что для целей применения ТП СТЗ в рамках национального законодательства статус определённой местности может быть приравнен к ОЭЗ. Так, например, в Российской Федерации реализация указанной процедуры возможна в Арктической зоне и на территориях опережающего развития.
Потенциальный экономический эффект от применения ТП СТЗ складывается из двух составляющих. Во-первых, товары, ввезённые в ОЭЗ, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Союза для целей взимания платежей, а также применения мер нетарифного регулирования. Во-вторых, ТП СТЗ обладает широкой вариативностью в части допустимых операций, а также способов дальнейшей реализации товаров, поскольку предоставляет возможность как ввоза продукции на остальную часть территории Союза, так и вывоза за её пределы.
В 2020 году декларации с указанием рассматриваемой таможенной процедуры составили 2 % от общего объёма декларационного массива по количеству зарегистрированных деклараций. Таким образом, ТП СТЗ заняла третье место среди наиболее востребованных форм перемещения и размещения товаров, уступив лишь выпуску для внутреннего потребления (59,96 %) и экспорту (35,23 %) [6].
Уже на протяжении длительного срока в Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения числа ОЭЗ и территорий опережающего развития (ТОР), на которых возможно применение ТП СТЗ. Так, за период с 2019 по 2022 гг. их общее количество выросло с 49 до 71 (см. табл. 1) [7].
Таблица 1
Динамика количества ОЭЗ и ТОР (ТОСЭР) Российской Федерации, на территории которых может применяться ТП СТЗ за 2019–2022 гг., в шт.
Количество ОЭЗ и ТОР (ТОСЭР), на территории которых может применяться ТП СТЗ |
||||
2019 г |
2020 г |
2021 г |
2022 г |
|
ОЭЗ |
22 |
31 |
35 |
43 |
ТОР (ТОСЭР) |
27 |
30 |
30 |
28 |
Всего |
49 |
61 |
65 |
71 |
Таким образом, ОЭЗ по праву могут рассматриваться в качестве экономико-правового феномена. Их сущность характеризуется специфическим регулятивным режимом в отношении различных аспектов осуществления хозяйственной деятельности. Ключевой особенностью таких территорий является возможность применения ТП СТЗ.
Содержание ТП СТЗ, в свою очередь, обладает рядом отличительных черт, выделяющих её на фоне других способов перемещения товаров. В первую очередь, эти особенности выражаются в определении круга лиц, обладающих правом выступать в качестве декларантов, а также в строгой территориальной ограниченности её применения. В совокупности с льготами, предусмотренными для резидентов ОЭЗ, получаемое освобождение от уплаты таможенных платежей открывает для участников внешнеэкономической деятельности широкие просторы для осуществления эффективной коммерческой деятельности. Развитие данного экономического инструмента обладает особой важностью как для поддержания благосостояния отдельных регионов, так и для укрепления экономик стран в целом.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 11.04.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция)" от 03.08.2018 № 289-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Зименков Р. И. Свободные экономические зоны: учебное пособие / Р. И. Зименков. — М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — С. 5–6.
- Сапир, Е. В. Специальные экономические зоны в мировой экономике: учебное пособие для вузов / Е. В. Сапир, И. А. Карачев. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 149 с.
- Лысенко, Е. А. Экономико-статистический анализ результатов применения таможенных процедур // Лысенко Е. А. // Вестник Российской таможенной академии — 2021. — № 4 (57). — С. 122–123.
- Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2022 году» // Федеральная таможенная служба — [Электронный ресурс] URL: http://customs.ru (Дата обращения: 31.03.2023).
- Особые экономические зоны // Министерство экономического развития Российской Федерации — [Электронный ресурс] URL https://economy.gov.ru (Дата обращения: 29.03.2023).