Проблемы реализации права на информацию в предпринимательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 24.04.2023

Статья просмотрена: 342 раза

Библиографическое описание:

Колесникова, Е. О. Проблемы реализации права на информацию в предпринимательской деятельности / Е. О. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 369-372. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101913/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья посвящена рассмотрению современных проблем, возникающих при реализации права на информацию в предпринимательской деятельности. Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью информации в правовых отношениях с участием предпринимателей. Для более наглядного представления осуществления права на информацию в предпринимательской сфере выделены основные модели взаимодействия субъектов экономического оборота, определены препятствия их эффективного функционирования и сформулированы основные направления по улучшению реализации права на информацию.

Ключевые слова: информация, право на информацию, предпринимательская деятельность, метод правового регулирования, модель взаимодействия субъектов, неосведомленность, электронные сделки, информационные отношения.

В современном обществе роль информации в жизни человека является определяющей. Как замечает И. Л. Бачило, глобализация информационного пространства, его бесконтрольное насыщение сведениями, быстрота передачи информации превращают ее в силу власти, позволяющую воздействовать на человека и общественные институты [1, с. 27].

Предпринимательская деятельность связана с использованием информации в различных ее аспектах. Вовлечение информации в экономический оборот требует установления для информации особого правового режима, учитывающего естественные свойства информации как необходимого атрибута материи, выявления и законодательного закрепления границ и пределов субъективных прав и обязанностей в отношении информации как специфического объекта права, в том числе в правовых отношениях с участием предпринимателей.

Изначально необходимо определить, что представляет собой право на информацию в Российской Федерации. В ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации зафиксировано, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» «информация» — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Все чаще звучат предложения о легальном закреплении информации в качестве объекта гражданских прав путем внесения в статью 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ).

В правовом регулировании предпринимательской деятельности используются три важнейших метода правового регулирования, которые могут успешно применяться и для регламентации осуществления права на информацию в этой деятельности.

Во-первых, метод обязательных предписаний императивными нормами, с помощью которого устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений. Указанный метод применяется для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне обязательные для исполнения предписания с целью обеспечения публичных интересов общества. Как подчеркивают исследователи, государственное регулирование предпринимательской деятельности есть не только получение информации от предпринимателей к государству в лице его органов, а также и обратная связь, т. е. движение от государственных органов к предпринимателям. Отсутствие обратной связи приводит к неэффективности всей системы государственного регулирования.

Во-вторых, метод рекомендаций, когда одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в зависимости от конкретной ситуации, и на основе рекомендаций одной из сторон устанавливаются взаимные права и обязанности участников отношения.

В-третьих, метод автономных решений, характерный для регулирования отношений, возникающих между юридически равными субъектами предпринимательской деятельности, которые определяют содержание своих прав и обязанностей исключительно по взаимной договоренности.

Представляется, что именно названные методы имеют существенное значение для регулирования информации, возникающей в сфере предпринимательской деятельности.

Для более наглядного представления осуществления права на информацию в предпринимательской сфере выделим основные модели взаимодействия субъектов экономического оборота и определим препятствия их эффективного функционирования в настоящее время.

Итак, первую модель взаимодействия можно определить, как «предприниматель — государство». Данная модель представляет собой комплекс публично-правовых отношений, связанных с централизованным государственным регулированием предпринимательской деятельности, в том числе с организацией ее информационного обеспечения.

В предпринимательской деятельности информационные отношения являются постоянными. В настоящее время при выборе контрагента в хозяйственном обороте мы может получить информацию о нем из публичного реестра, например, такую, как не введена ли в отношении него процедура банкротства; сведения о видах экономической деятельности, которые ему разрешено осуществлять (в том числе сведения о наличие / отсутствии у него лицензии); о его системе налогообложения и пр. [2, с. 143]. Информационные отношения опосредуют частные и публичные интересы любого из субъектов предпринимательской деятельности.

Опытом развития отечественного предпринимательства объективно подтверждается, что российский бизнес, помимо финансовой и имущественной поддержки, не в меньшей степени нуждается в государственной поддержке в сфере информационного и консультационного обеспечения предпринимательской деятельности в целях повышения ее эффективности. В рамках осуществления права на информацию представляется целесообразным формирование на всех уровнях государственного управления соответствующей информационной инфраструктуры, призванной обеспечивать растущие информационные потребности субъектов предпринимательства в экономической и правовой информации, данных органов статистики, производственной, технологической и прочей информации.

Следующую модель взаимодействия можно определить как «Предприниматель-Предприниматель». Отношения с участием предпринимателей составляют обязательственные отношения, возникающие между самими предпринимателями как экономически и юридически равными субъектами предпринимательской деятельности. Интересы каждого из участников этих «горизонтальных» отношений при осуществлении предпринимательской деятельности непосредственно связаны с реализацией права на информацию.

Применительно к большинству гражданско-правовых договоров, опосредующих имущественные отношения, действующее российское законодательство прямо устанавливает, как право стороны получать конкретную информацию, так и обязанность не разглашать определенную информацию.

Здесь следует подчеркнуть особую важность такого явления как неосведомленность субъектов гражданских правоотношений. Неосведомленность в гражданском праве представляет собой состояние неинформированности субъекта правоотношения относительно юридически значимых обстоятельств, которые в случаях, специально закрепленных в законе, выступают в качестве критерия его добросовестности и является юридическим условием, не входящим в сложный юридический факт (юридический (фактический) состав), при этом влияющим на наступление правовых последствий в виде защиты такого субъекта от негативных проявлений оставшихся скрытыми от него обстоятельств [6, с. 8].

Лицо, которое не было информировано о наличии или отсутствии каких-либо юридически значимых обстоятельств, а потому действовало без реального учета этих обстоятельств, должно быть защищено от неблагоприятных последствий наличия или отсутствия таких юридически значимых обстоятельств.

Законодатель предусматривает различные решения, стабилизирующие последствия неинформированности: направленные на сохранение существующего положения неосведомленного субъекта (ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»); предоставляющие неосведомленной стороне право требовать изменения или расторжения договора, признания недействительным его части либо перевода прав и обязанностей по договору (например, ст. 562 ГК РФ);об иных обстоятельствах, например: о намерении сособственника продать долю в праве общей собственности (ст. 250 ГК РФ).

Таким образом, реализация субъективных прав в отношении информации должна сопровождаться законодательным закреплением адекватных правовых способов обеспечения исполнения обязательств по предоставлению информации с одновременным созданием юридических препятствий для несанкционированного разглашения информации. Также представляется необходимым регламентировать формы официальных информационных сообщений, а также процедуру подтверждения факта отправки, для исключения возможных споров между сторонами.

Необходимо отметить, что развитие сети Интернет привело к увеличению числа электронных сделок в условиях удаленного доступа контрагентов при помощи специального механизма (электронного обмена данными и т. п.) [3, с. 141].Требуется создать такую систему правовых актов, которая регулировала бы всю цепочку электронных взаимоотношений и в частности в сфере защиты права на информацию. Например, одним из звеньев в такой цепочке является идентификация обеих сторон электронной сделки. При удаленности сторон друг от друга возможны злоупотребления.

Именно для устранения подобных ситуаций в цифровом поле можно предложить следующие рекомендации: — установление единой системы аутентификации и идентификации, которая законодательно применима ко всем сторонам сделки; — обеспечение подлинности электронного документооборота; — соблюдение защиты персональных данных и конфиденциальной информации.

Проблемы реализации права на информацию возникает и в корпоративных отношениях, возникающих между юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность, его учредителями (участниками) и субъектами, осуществляющими функции органов данного юридического лица. Так в ст. 1045 ГК РФ указано, что каждый товарищ независимо от того, уполномочен ли он вести общие дела товарищей, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению товарищей, ничтожны. В статье абстрактно говорится о предоставлении некоего доступа к документации. Не определены ни виды такой документации, ни порядок, сроки и объем ее представления. Очевидно, что при отсутствии подробного урегулирования в договоре простого товарищества всех аспектов реализации права на информацию неизбежны внутренние конфликты и споры.

И также следует выделить модель «Предприниматель- Гражданин-потребитель». По сравнению с профессиональными предпринимателями потребители являются не только более слабыми экономически, а также и менее грамотными в соответствующей области, а потому нуждаются в специальной защите, в том числе посредством обеспечения потребителей максимально полной и правдивой информацией о товарах (услугах) и их производителях (услугодателях) [4, с. 7].

Факторами, повышающими риск искажения подлинности потребительской информации, служат пробелы правового регулирования обязанностей предпринимателей, связанные с отсутствием стандартов раскрытия информации в сфере потребления товаров, работ, услуг. В настоящее время недостаточно урегулированы способы предоставления соответствующей информации, не регламентируется порядок оформления и содержание источников такой информации. Например, в сфере туриндустрии недостатки в информационном обеспечении порождают около 90 % всех конфликтов между турфирмой и туристом [5, с. 17].

Подводя итоги, сформулируем основные направления по улучшению реализации права на информацию в предпринимательской деятельности:

— проанализировать действующее законодательство и выявить недостатки в работе правового механизма при реализации права на информацию;

— внести соответствующие изменения в законодательство;

— закрепить в ст. 128 ГК РФ информацию как объект гражданских прав;

— сформировать на всех уровнях государственного управления соответствующую информационную инфраструктуру, призванную обеспечивать растущие информационные потребности субъектов предпринимательства;

— разработать эффективную цепочку электронных взаимоотношений в рамках осуществления хозяйствующими субъектами электронных сделок;

— регламентировать стандарты раскрытия информации в сфере потребления товаров, работ, услуг;

— улучшить правовое образование общества посредством увеличения количества публикаций научных юридических статей в печатных изданиях, обучения через средства массовой информации, проведения обучающих лекций в образовательных учреждениях.

Обозначение основных направлений, способствует совершенствованию реализации права на информацию при осуществлении предпринимательской деятельности в Российской Федерации и позволит эффективно решить проблемы, возникшие в данной области.

Литература:

  1. Бачило, И. Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом Российской Федерации // Научно-техническая информация. — 1999. — № 5. — С. 27.
  2. Ванин, В. В., Тихонов, В. В. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации: новелла ст. 2 ГК РФ // Проблемы экономики и юридической практики. -2017.- № 6. — С. 141–143
  3. Вершинина, М. К. Электронная форма сделок: преимущества и недостатки // Вопросы российской юстиции. — 2022. — № 19. — С. 141–147.
  4. Зверева, Е. А. Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности — Москва: Юстицинформ, 2008. — 398 c.
  5. Кирилловых, А. А. Информационные обязанности предпринимателя: некоторые проблемы реализации права потребителя на информацию // Право и экономика. — 2018. — № 10. — С. 10–17
  6. Супрун, В. В. Влияние неосведомленности субъектов на их правовое положение в гражданском праве России: специальность 12.00.03: автореферат; ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». — г. Ростов-на-Дону, 2011 г.. — 169 c.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, информация, ГК РФ, отношение, Российская Федерация, правовое регулирование, участие предпринимателей, экономический оборот, государственное регулирование, государственное управление.


Похожие статьи

Правовое регулирование предпринимательской деятельности: актуальные проблемы и тенденции

В данной статье рассматривается актуальная тема правового регулирования предпринимательской деятельности. Авторы анализируют современные проблемы, связанные с правовым регулированием, а также выявляют тенденции, определяющие развитие данной сферы. Ос...

Проблемы реализации прав потребителей в интернет-торговле

В статье рассматриваются проблемы реализации прав потребителей в сфере интернет-торговли. Автор анализирует основные юридические аспекты онлайн-покупок, описывает существующие недостатки правового регулирования и предлагает пути их устранения. Особое...

К вопросу о правовом режиме иностранных инвестиций по законодательству Российской Федерации

В статье рассмотрены основные особенности правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости кодификации актов законодательства в сфере инвестиционной деятельности для упрощения правового регулирования и устр...

Правовое регулирование акционерных обществ в отдельных сферах предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены основные направления правового регулирования акционерных обществ в отдельных сфера предпринимательской деятельности. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормат...

Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности

В статье рассматривается правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, обосновывается актуальность защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности. Дается определение понятия рекламы, представлены основные но...

Проблемы государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности

В данной работе рассматриваются проблемные аспекты нормативно-правового регулирования субъектов предпринимательской деятельности. Анализируется актуальный вопрос волеизъявления юридического лица и субъектов, его осуществляющих. В ходе исследование пр...

Правовое регулирование средств индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности по законодательству Российской Федерации

Статья посвящена исследованию вопросов правового регулирования средств индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности по законодательству Российской Федерации. Рассматриваются особенности правовых механизмов защиты средств индивидуализац...

Правоприменение административных правоотношений

Данная статья посвящена анализу проблем, связанных с правоприменением административных отношений и его места в механизме правового регулирования. Административно-правовая доктрина при этом рассматривается в качестве важной составляющей формирования и...

Международно-правовые основания административной ответственности в сфере противодействия коррупции

Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации из международных договоров о противодействии коррупции является важным направлением как нормотворчества, так и научных исследований, ориентированных на оптимальный учет норм международного прав...

Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

В данной статье анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации в области инвестиций, с целью создания благоприятных условий для экономической деятельности в субъектах РФ. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенс...

Похожие статьи

Правовое регулирование предпринимательской деятельности: актуальные проблемы и тенденции

В данной статье рассматривается актуальная тема правового регулирования предпринимательской деятельности. Авторы анализируют современные проблемы, связанные с правовым регулированием, а также выявляют тенденции, определяющие развитие данной сферы. Ос...

Проблемы реализации прав потребителей в интернет-торговле

В статье рассматриваются проблемы реализации прав потребителей в сфере интернет-торговли. Автор анализирует основные юридические аспекты онлайн-покупок, описывает существующие недостатки правового регулирования и предлагает пути их устранения. Особое...

К вопросу о правовом режиме иностранных инвестиций по законодательству Российской Федерации

В статье рассмотрены основные особенности правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости кодификации актов законодательства в сфере инвестиционной деятельности для упрощения правового регулирования и устр...

Правовое регулирование акционерных обществ в отдельных сферах предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены основные направления правового регулирования акционерных обществ в отдельных сфера предпринимательской деятельности. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормат...

Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности

В статье рассматривается правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, обосновывается актуальность защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности. Дается определение понятия рекламы, представлены основные но...

Проблемы государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности

В данной работе рассматриваются проблемные аспекты нормативно-правового регулирования субъектов предпринимательской деятельности. Анализируется актуальный вопрос волеизъявления юридического лица и субъектов, его осуществляющих. В ходе исследование пр...

Правовое регулирование средств индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности по законодательству Российской Федерации

Статья посвящена исследованию вопросов правового регулирования средств индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности по законодательству Российской Федерации. Рассматриваются особенности правовых механизмов защиты средств индивидуализац...

Правоприменение административных правоотношений

Данная статья посвящена анализу проблем, связанных с правоприменением административных отношений и его места в механизме правового регулирования. Административно-правовая доктрина при этом рассматривается в качестве важной составляющей формирования и...

Международно-правовые основания административной ответственности в сфере противодействия коррупции

Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации из международных договоров о противодействии коррупции является важным направлением как нормотворчества, так и научных исследований, ориентированных на оптимальный учет норм международного прав...

Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

В данной статье анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации в области инвестиций, с целью создания благоприятных условий для экономической деятельности в субъектах РФ. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенс...

Задать вопрос