В статье представлены примеры сценариев ролевых дидактических игр, которые направлены на формирование межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа.
Ключевые слова: межкультурные коммуникативные компетенции, ролевые дидактические игры, студенты, обучающиеся, колледж.
Выпускники строительного колледжа Самарского государственного технического университета по окончании обучения работают техниками, бригадирами, руководителями отделов первичных производственных подразделений транснациональных строительных компаний, в которых трудятся совместно с местными рабочими и специалистами из России большое число граждан иностранных государств в основном из соседних республик Центральной Азии. В наших [1] исследованиях показано, что для успешной и плодотворной работы по руководству такими транснациональными бригадами/отделениями техники-строители должны обладать совокупностью межкультурных коммуникативных компетенций (МКК). Нами разработана и успешно апробирована интегративная компетентностно-модульная технология формирования у студентов строительного колледжа совокупности МКК. В структуре интегративной компетентностно-модульной технологии содержатся три последовательно и преемственно реализуемых учебных модуля, каждый из которых формирует по одному компоненту совокупности МКК. Один из таких модулей — это организация и проведение ролевых дидактических игр. Комплексная дидактическая цель этого модуля заключается в формировании у студентов умений уважительного отношения к мнениям и суждениям представителей других культур, к их праву высказываний иных точек зрения, иных взглядов на вещи и события. Сюда же относится способность понимать различия и ценности культуры других народов, и умение их продуктивно использовать в производственной и обыденной деятельности трудового коллектива.
Ролевые дидактические игры проводятся по заранее разработанным автором сценариям. Очевидно, что действующими лицами в этих инсценировках являются техники-строители/бригадиры или руководители отделений первичных транснациональных строительных компаний; иностранные рабочие; рабочие и служащие — соотечественники, местные российские граждане. «Актерами» же, исполнителями ролей являются сами обучающиеся студенты 3-го курса колледжа, назначенные на роли заблаговременно, чтобы изучить предстоящий сценарий игры. Во время инсценировки исполнители ролей «актеры» должны стоя перед сидящими в аудитории студентами — «зрителями» исполнить свою «роль», чтобы и «режиссер» — ведущий преподаватель, и «зрители» — студенты группы могли не только хорошо слышать, но и видеть мимику, жестикуляцию и движения тела «актеров» — исполнителей ролей. Для лучшего образного восприятия ролевой дидактической игры приведем несколько примеров сценариев разработанных инсценировок.
Сценарий ролевой игры 1. Место события: офис бригады одной из тольяттинских транснациональных строительных компаний. За столом сидит бригадир техник-строитель первичного производственного коллектива. В офисе почти все члены бригады, так как заканчивается рабочий день: кто-то из рабочих умывается, кто-то переодевается, кто-то уже собирает свои вещи для ухода с работы. В это время к бригадиру подходят двое иностранных рабочих из Узбекистана и обращаются к своему бригадиру с просьбой предоставить им послезавтра двухдневный отпуск без сохранения оплаты для празднования священного для мусульман национального праздника Курбан-байрам и поездки в Самару в главную мечеть региона для совершения молитвенного обряда в соответствии с национальными традициями и правилами. Для бригадира просьба коллег по работе — иностранных рабочих оказалась неожиданной, трудной и болезненной: «Я не могу сейчас принять решение по вашей просьбе, дайте время подумать», — сказал он. С одной стороны, он понимал, что как раз в эти ближайшие три дня бригадиры должны закончить плановые работы на отведенном объекте и сдать их заказчику. Работа идет напряженно, трудятся все члены бригады, поэтому двухдневное отсутствие двух высококвалифицированных рабочих ставит под угрозу выполнение в срок плановых работ и сдачи их заказчику с последующими санкциями, с лишением всей бригады вознаграждений и другими неприятностями. С другой стороны, необходимо уважительно отнестись к убедительным просьбам коллег — иностранных рабочих отпраздновать священный для мусульман праздник Курбан-байрам, удовлетворить их духовные потребность побывать в мечети, и совершить там молитвенный ритуал по национальным традициям и правилам. Проанализировав и оценив все позитивные и негативные возможности решения возникшей проблемы, бригадир принимает решение предоставить рабочим — иностранцам двухдневный неоплачиваемый отпуск, а производственную задачу решить за счет отзыва из отпуска на два дня двух местных рабочих — жителей города, с которыми он встречался случайно в прошлый выходной на Приморском бульваре. Через некоторое время он подзывает рабочих-узбеков и говорит им: «Я принял решение предоставить вам двухдневный отпуск, пишите заявления, и я их завтра подпишу». Обрадованные рабочие-узбеки благодарят своего бригадира за великодушное решение и низко кланяются.
Сценарий 2-й ролевой дидактической игры по своему сюжету аналогичен первому, но с негативными последствиями. К технику-строителю, руководителю первичного подразделения одной из самарских транснациональных строительных компаний в обеденный перерыв подошли трое иностранных рабочих из Казахстана с письменными заявлениями о предоставлении им однодневного отпуска без содержания для предстоящего послезавтра национального мусульманского праздника Курбан-байрам. Посмотрев заявление и выслушав своих коллег, руководитель отделения сильно возбужденным и повышенным тоном говорит: «Коллеги, сейчас нам не до празднеств! Предоставив вам даже небольшой, однодневный отпуск я ставлю под угрозу выполнение плана работ и сдачи их заказчику, что может привести к финансовым и административным санкциям, лишением всех членов отделения надбавок и премий. Мы этого допустить не можем! Отпразднуете позднее. Заберите свои заявления!». Рабочие-казахи берут со стола руководителя отделения свои заявления и молча уходят. О чем-то поговорив между собой, они через некоторое время опять подходят к своему руководителю отделения и заявляют: «Алексей Иванович, при таком Вашем решении и отношении к нашим религиозным святыням и празднествам мы приняли решение уволиться с завтрашнего дня по собственному желанию из Вашей компании. Найдем работу в другой организации!».
Сценарий 3-й ролевой дидактической игры также ориентирован на формирование межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа — участников этой игры. Как-то в обеденный перерыв один из иностранных рабочих из Таджикистана спросил руководителя бригады техника-строителя: «Владимир Михайлович, Вам не доводилось читать стихи-рубаи нашего древнего таджикского поэта и знаменитого ученого-математика Омара Хайяма?». «Как не приходилось? Еще при учебе в строительном колледже на уроках литературы наш преподаватель знакомил нас с некоторыми интересными рубаи этого знаменитого поэта древности. Я в то время очень заинтересовался ими, взял в библиотеке книги с произведениями Омара Хайяма и с увлечением читал и даже цитировал кое-какие рубаи. Вот Вы спрашиваете меня о таджикской литературе, а я тоже хочу спросить Вас, а Вы знакомы с поэзией великих русских поэтов: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, с прозаическими произведениями великих русских писателей Федора Достоевского, Льва Толстого и других писателей?» — ответил Владимир Михайлович. «Конечно! Ведь в учебных планах средних образовательным школ республик Центральной Азии, в том числе Таджикистана, широко представлена в учебной дисциплине «Литература» прежде всего литература России и произведения, названные Вами и еще многих других российских писателей, изучаются в школе. Как у вас принято говорить «ближнего зарубежья»», — ответил собеседник. Здесь к разговору-дискуссии подключились рабочие-россияне и рабочие из других стран Центральной Азии.
Живая непринужденная беседа-дискуссия прерывается бригадиром, который говорит: «Уважаемые коллеги, пора заканчивать беседу, через пять минут кончается обеденный перерыв, начнем работать! Беседа-дискуссия была интересной и познавательной. Мы еще раз все убедились и подтвердили, что взаимное изучение литературы народов другой культуры сближает представителей разных культур и укрепляется дружбу между ними».
По результатам проведенного опроса выпускников строительного колледжа Самарского государственного технического университета выпуска 2020 и 2021 года об их удовлетворенности ролевыми дидактическими играми можно судить, что студенты колледжа с большим интересом и энтузиазмом принимают в них личное участие и считают их результативными в достижении целей их проведения.
Литература:
- Серяпина Л. В., Михелькевич В. Н. Обоснование совокупности кластера межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях. Современные наукоемкие технологии. 2022. № 6. С. 178–182.