Творчество мыслителя и поэта туркменского народа Махтумкули Фраги изучается как с литературоведческой точки зрения, так и на основе языкознания. Именно поэтому смысл творчества поэта объясняется на научной основе. Творчество Махтумкули является прекрасной школой воспитания молодежи и приобщения к ней национальных ценностей. В своем литературном наследии великий мастер слова выразил любовь к Родине, человечеству, и уважение к людям.
Ключевые слова : Махтумкули Фраги, поэт, писатель, поэзия произведения,литература.
Овеяна ширь от хазарских зыбей
До глади Джейхуна ветрами Туркмении.
Блаженство очей моих, рот полей, —
Поток, порожденный горами Туркмении!
И тень и прохлада в туркменских садах;
И неры и майи пасутся в степях;
Рейхан расцветает в охряных песках;
Луга изобильны цветами Туркмении.
Махтумкули Фраги. Будущее Туркмении
(перевод А.Тарковского)
Сегодня широко изучается наследие поэтов, писателей и ученых, внесших огромный вклад в мировую культуру. Среди этих особо выделяется Махтумкули Фраги, видный представитель туркменской классической литературы, великий мастер слова. Мудрый поэт — образцовый поэт-мастер всех времен. Его произведения — бесценное духовное сокровище, вошедшее в сокровищницу мировой литературы. Стихи великого поэта — великая духовная сила в жизни человека. Идеи, выраженные в этих строках, их значение и последствия образуют ценный нравственный путь в жизни.
Богатые смыслом, полные патриотизма и человеколюбия стихи Махтумкули обогащают духовный мир человека и доставляют ему духовное наслаждение. Стихи Махтумкули Фраги могут читать другие народы на своих языках, ведь эти замечательные стихи переведены на десятки языков и изданы в виде книг. Поэтому мы хотели бы отметить, что эти стихи находятся в центре внимания читателей всего мира. Ценность стихов великого мудреца в том, что в них можно найти ответы на любой вопрос жизни. Великий поэт создавал многогранные, красочные стихи, связанные с единством, нравами, нравственной чистотой, патриотизмом, честностью, природой и пониманием мира. Махтумкули Фраги желал, чтобы духовный мир каждого был богатым и красивым [1,2].
Предстали мне, когда я в полночь лёг,
Четыре всадника: «Вставай! — сказали,—
Мы знак дадим, когда настанет срок,
Внимай, смотри, запоминай!» — сказали.
Затрепетало сердце, я притих,
Когда взглянул на этих четверых.
Юродивые были возле них —
Оми мир: «Юноша, ступай!» — сказали.
Махтумкули Фраги. «Откровение» (перевод А.Тарковского)
Махтумкули, произведения которого сравнивают с чащей Джемшида, является великим мастером слова, осознавшим служение языка в соединении поколений, развитии сознания, формировании нации. Невозможно представить мир без солнца и луны и туркменский духовный мир без Махтумкули. В начале XX века видный литературовед Ю. Э. Бертельс подчеркивал необходимость очень внимательно изучить творчество Махтумкули, внимательно прочитать каждое слово, увидеть его истинный смысл. Хотя о творчестве великого словаря сделано немало, его лингвистическое учение, его словесное мастерство, его заслуги в доведении родного языка до уровня национального литературного языка еще ждут тщательного анализа [3]. Идея единства пронизывает творчество поэта.
Мне родимые холмы,
Дехистан увидеть хочется.
Мир-Кулал, Бехауддин,
Мне ваш стан увидеть хочется!
Арша блещущий венец,
Упование сердец,
Мне тебя, благой отец
Мусульман, увидеть хочется.
Путник сядет, отдохнет
И своим путем пойдет.
Мне пределы, в свой черед,
Чуждых стран увидеть хочется.
Побродить в степи глухой,
Поглядеть с горы крутой,—
Мне добра и зла мирской
Океан увидеть хочется.
В Хиндостан и там и тут
В Туркестан пути ведут…
Мне святых мужей приют —
Румистан увидеть хочется.
Буйство духа, мир страстей,
Семь нагорий, семь морей,
Суеты — в кругу людей —
Мне дурман увидеть хочется.
Счастья ждет Махтумкули,
Чтобы слезы потекли;
Мне Каабу, хоть вдали,
Сквозь туман увидеть хочется.
Махтумкули Фраги. «Желание странствий» (перевод А.Тарковского)
Живая связь с народом, с его думами и стремлениями, чаяниями и надеждами, с его трудом и борьбой была той благодатной почвой, на которой выросла поэзия Махтумкули. Она открыла новую, самую яркую и впечатляющую главу в истории дореволюционной туркменской литературы, явилась живительным источником вдохновения для последующей замечательной плеяды выдающихся туркменских поэтов-классиков — Кемине, Молланепеса, Сеиди и Зелили. Именно от поэзии Махтумкули ведут свое начало мотивы гражданственности, неукротимое стремление осмыслить исторические судьбы народа, увлечь его страстным поэтическим словом и поднять на борьбу за свою свободу и счастье, призывы к добру и справедливости, беспощадное обличение лжи, корысти, тунеядства, раболепия, что составляет самую сердцевину не только классической туркменской литературы, но и всей прогрессивной духовной культуры туркменского народа. Стихи Махтумкули, пронизанные пламенной любовью к народу, желанием охранить его в грозный час бедствий, получили широкое признание туркмен, стали своего рода заповедями, пословицами и поговорками. Не случайно в годы Великой Отечественной войны в письмах на фронт цитировались стихи поэта, родные старались ободрить воинов, вселить в них смелость и отвагу [2].
В литературных воззрениях Махтумкули глубоко укоренился принцип, согласно которому художественное творчество должно служить народу, на высоком уровне отображать его сокровенные мысли и желания. В своем стихотворении «Пукараям» поэт, наряду с рассказом о себе, подчеркивает, что творцом должны быть «лекарство от болезней», «жизнь для мертвых», «глаза для слепых», «слово для немых», «лицо солнца». Литература Махтумкули являет в своих произведениях беспримерный образец государственной службы. Он приблизил литературу к народной жизни и произвел небывалый перелом в восточной литературе [4]. Выявление словесного мастерства Махтумкули, языковых особенностей его произведений, достойных считаться энциклопедией туркменской жизни, личного вклада поэта в совершенствование туркменского национального литературного языка требует тщательного научного исследования. Язык произведений Махтумкули является не только образцом для обучения нас говорить с глубоким смыслом, но и служит ценным и достоверным источником для прослеживания истории развития нашего родного языка до уровня многостилевого передового национального литературного языка [3].
Литература:
- https://yashlar.gov.tm/item/4693;
- https://coollib.net/b/293917-mahtumkuli-fragi-izbrannoe/read;
- Söz sungadynyň ussady- Begmyrat Weýisow, Türkmen ruhunyň almaz täji. Magtymguly Pyragynyň 290 ýyllygyna bagyşlanan makalalar ýygyndysy. — A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2014.
- Magtymgulynyň edebi garaýyşlary- Jora Allakow, Türkmen ruhunyň almaz täji. Magtymguly Pyragynyň 290 ýyllygyna bagyşlanan makalalar ýygyndysy. — A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2014.