Теоретические основы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 25.04.2023

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Шаповалова, М. Е. Теоретические основы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью / М. Е. Шаповалова, С. М. Мозговая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 264-268. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101921/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье раскрываются теоретические основания реализации технологии сопровождаемого проживание инвалидов, как инновационной технологии социальной работы, направленно на социализацию и адаптацию инвалида в социуме.

Ключевые слова: социальная работа, сопровождаемое проживание инвалидов, работа с инвалидами, инвалиды, социальная поддержка, адаптация, технология социальной работы.

Социальная работа — особый вид деятельности [4], который проводится с лицами, которые в силу определенных оснований нуждаются в социальной защите. Одной из категорий такого рода являются инвалиды (лица с ограниченными возможностями здоровья; дезабилити).

Следует отметить, что термин «инвалид» в настоящее время общепринят и употребляется в нормативно-правовых актах. Российский законодатель закрепил легальное определение понятия инвалид — это физическое лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [7].

Инвалидность — частный, наиболее тяжелый случай ограничений возможностей здоровья, она характеризуется определенной группой, которая устанавливается в установленном порядке и влияет на установление наличия или отсутствия трудоспособности. В рамках настоящего исследования мы будем рассматривать термины «лицо с ОВЗ» и «инвалид» как тождественные, поскольку существующие различия данных понятий не имеют значения в контексте рассматриваемой проблематики [9; с. 143].

Необходимо учитывать, что термины «инвалид», «инвалидность», несмотря на их широкое использование на практике, воспринимается многими исследователями как не вполне корректный, поскольку, изначально заложенный в нем смысл прямо указывает на неполноценность инвалида как члена общества. Активно используемый его синоним «люди с ограниченными функциональными возможностями здоровья» также небезупречен, т. к. слово «ограниченный» в русском языке имеет явный негативный оттенок, также ассоциирующийся с неполноценностью. Появившийся в западной культуре термин «дезабилити» (то есть лицо, нуждающееся в абилитации), лишен такого недостатка и предполагает вместо негативного — скорее, позитивный или, по крайней мере, нейтральный смысл, подчеркивая факт отличия людей с ненормативным телом от здорового большинства и позиционирует их в роли не изгоев, а «других» в едином социокультурном пространстве, т. е. тех, кто может быть включен в социум. В перспективе именно данное понятие должно войти в правовую регламентацию данного социального феномена. В рамках настоящего исследования все три перечисленных термина — инвалид, лицо с ОВЗ, дезабилити будут использоваться как равнозначные.

Объективно при инвалидизации (которая может наступить как при рождении человека, так и в более поздних возрастах) возникает социальная изоляция, обусловленная физиологическими и психологическими причинами. Впоследствии данная проблема усугубляется ввиду возникающего эффекта самоотчуждения, который формируется как отражения утраты инвалидом собственного «Я».

Сегодня социальная тенденция состоит не только в признании обществом самого факта существования нуждающихся в адаптации к условиям социума лиц с инвалидностью как определенной категории людей, который должны быть включены в социум, идет процесс активного расширения их социальных возможностей. Изменился сам подход: инвалидность рассматривается не столько как проблема лица дезабилити, которому, чтобы вписаться в социум, требуется изменяться самостоятельно или при содействии семьи и специалистов посредством получения медицинской, психологической помощи, образования и т. п., сколько в качестве проблемы организации инклюзии. Общество, соглашаясь с тезисом о полноценности дезабилити, должно принять исчерпывающие адресные меры, чтобы создать благоприятные условия для данной категории граждан [6; с. 184].

Включение нуждающихся в адаптации к условиям социума лиц с инвалидностью в социум осуществляется на основании социальной политики, которая направлена на формирование принципов образования, обучения, трудоустройства, на создание доступной архитектурной среды, сохранение системы доступного здравоохранения. Данная политика обосновывает современные методы работы с лицами, нуждающимися в абилитации в связи с инвалидностью.

Анализ современных научных и публицистических работ показывает, что в обсуждении тематики о включении нуждающихся в адаптации к условиям социума лиц с инвалидностью сегодня доминирующим дискурсом продолжает оставаться, безусловно, решение вопросов медицинской и психологической коррекции телесного (либо психического) дефекта (impairment) и реабилитации дезабилити. Такой подход ведет к медикализации и психологизации обсуждаемых вопросов, сопряженных с адаптацией лиц с инвалидностью к условиям проживания и деятельности в социуме. В результате проблемы устранения социальных барьеров могут отодвигаться на второй план. Между тем данные проблемы имеют существенное значение для социальной инклюзии.

Включение инвалидов в социум предполагает не только медицинские аспекты, но и политико-правовые (заключаются в создании реальной возможности для реализации прав и интересов по своему усмотрению), социально-экономические (преодоление бедности, наличие качественного жилья и достойно оплачиваемой работы), социокультурные (получение доступа к образованию, создание условий для включения в культурную жизнь сообщества) и др. То есть, речь идет о полноценной интеграции в общество, основанной на приоритете законных интересов личности, чем обусловлена необходимость полноценного ее развития и приобщения к социуму. Данный подход, как указывает А. Ю. Шеманов, базируется на идее «нормализации», которая заключается в общественном и государственном признании неправомерности идеологии дискриминации в отношении нуждающихся в адаптации к условиям социума лиц с инвалидностью, отказ от восприятия инвалидности как «не-нормы» [8; с. 28].

Как справедливо указала Г. В. Баринова, «инвалидность — явление биопсихосоциальное» поэтому проблема социализации нуждающихся в адаптации к условиям социума лиц с инвалидностью имеет социальный аспект [1; с. 10]. Состояние инвалидности требует осознания и выработки каких-то универсальных общечеловеческих подходов к её оценке и принципов решения в постоянно трансформирующихся социальных обстоятельствах.

Обозначенные подходы составляют основу организации социальной работы инвалидами.

Технология социальной работы представляет собой комплекс непосредственных практических действий, которые осуществляются по определенному алгоритму.

Они базируются на научном подходе и направлены на оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, которые в силу воздействия разнообразных факторов оказались в трудных жизненных обстоятельствах, с которыми они объективно не способны справиться самостоятельно, и нуждаются в силу сказанного в сторонней помощи [1; с. 23]. Лиц с ОВЗ, как правило, нуждаются в социальной помощи и социализации, которая может осуществляться в различных формах.

Сопровождаемое проживание в настоящее время является признанной предпочтительной альтернативой социализации лиц с ОВЗ в условиях специализированных учреждений закрытого типа — имея в виду стационары и интернаты.

Для анализа социальной технологии сопровождаемого проживания необходимо, прежде всего, проанализировать понятие «социализация». Сегодня специалистами данный термин понимается как процесс, состоящий во включении индивида в социум, результатом которого должно явиться становление личности и ее полноценная адаптация к условиям проживания [6; с. 32].

Процесс социализации включает в себя три взаимосвязанных и взаимообусловленных подпроцесса:

— во-первых, усвоение лицом с инвалидностью позитивного социально значимого опыта, которое организуется как абилитация; получаемый опыт трансформируется в преломлении к личностным особенностям и возможностям социализируемой личности;

— во-вторых, адаптация лица с инвалидностью к условиям социума, достижение успешной позитивной, социально одобряемой самореализации на базе усвоенного данным лицом социально значимого опыта;

— в-третьих, изменение самого социума посредством активного воздействия включаемой в него личности на него [2; с. 27].

Такой подход к пониманию феномена социализации инвалидов, как отмечает И. А. Коробейников, означает признание необходимости создать для них благоприятные условия, которые позволят:

— учитывать индивидуальные особенности каждого такого лица;

— действовать на основе принципов системности и комплексности, предполагающие взаимосвязь различных форм, методов, средств и содержания социально-педагогической деятельности;

— использовать различные активные и интерактивные методы обучения, воспитания, развития, которые будут способствовать включению личности в социально-значимую деятельность [3; с. 59].

Для решения задачи социализации, наиболее подходящей и эффективной, в настоящее время признается технология сопровождаемого проживания. Сопровождаемое проживание нуждающихся в адаптации к условиям социума лиц с инвалидностью должно строиться на ориентации на нормализацию жизни человека с инвалидностью.

Данная технология строится на следующих принципах:

— на комплексном подходе оказания социальных и иных услуг лицам с инвалидностью,

— на индивидуальном подходе, который состоит в соизмерении объема помощи с реальными потребностями.

Основной подход при использовании рассматриваемой социальной технологии состоит в создании условий проживания для лиц с ОВЗ максимально приближенных к семейным, что реализуется при организации проживания малыми группами людей, в достаточной мере психологически совместимых, либо об индивидуальном проживании, которое сопровождается периодической помощью и заботой со стороны социальной службы. Такой подход позволяет ориентировать лиц с инвалидностью на развитие способности к самостоятельности.

В основе технологии сопровождаемого проживания, активно внедряемой в практику российских социальных служб, находится практико-ориентированная теория активизации, основная идея которой состоит в том, что потребители услуг в социальной сфере — пожилые люди, инвалиды и иные категории социально уязвимых лиц — получают возможность самостоятельно контролировать свою жизнь на основе стимулирования использования собственных гражданских, социальных, психологических ресурсов [5; с. 31].

Как отмечает один из создателей данной теории, Ф Парслоу, теория активизации ресурсов субъекта социальной работы предназначена для того, чтобы обеспечить возможности реализации собственного пути, предоставить ему расширенную возможность высказывать свое мнение об организации процесса обслуживания, принимать личное участие в планировании получения социальных услуг посредством представительских консультаций, а также включаться на добровольной основе в объединения с другими людьми.

Данная технология создана, чтобы в целях социализации ориентировать получателя социальных услуг на отказ от иждивенческой позиции, стимулируя их к участию в решении собственных проблем посредством минимизации социальных или личностных барьеров в реализации существующих прав. В силу данного подхода сопровождаемое проживание предполагает оказание поддержки, которая не подменяет волю инвалида, а позволяет ему сформировать необходимую уверенность в себе, которая позволит ему включиться в жизнь социума в качестве полноправного и полноценного участника.

Специалисты дифференцируют понятия активизации ресурсов получателя социальных услуг и обеспечения возможностей для его развития: так, активизация не может быть ограничена созданием благоприятных возможностей, разрешением проблем, оказании содействия в осуществлении определенной деятельности. Планируемый результат активизации состоит в принятии получателем социальной услуги ответственности за свою жизнь на себя, что означает отказ от власти специалистов социальных служб, то есть именно инвалид принимает на себя постоянный контроль над течением собственной жизни, а социальные работники лишь подстраховывают его.

Данный подход используется как зарубежными, так и российскими социальными службами, теория и практика соучастия получателей социальных услуг требуют:

— стимулировать активность получателей социальных услуг, которая означает право сопротивления любым возможным притеснениям и предоставление им возможности принимать ответственность за решение своих проблем;

— предоставлять получателям социальных услуг возможность по своему усмотрению определять объем и характер собственных нужд, а также право полноценно участвовать в принятии решений и планировании;

— наделить получателей социальных услуг личностными ресурсами для обеспечения возможности отстаивать свои права через развитие у них уверенности, самоуважения, настойчивости, знаний и умений.

В рамках рассматриваемой теории проработана идея формирования микросоциальной среды, которая позволяет успешно социализировать потребителей социальных услуг посредством поиска и использования обнаруженных ресурсов. Концепция активизации ресурсов клиента как особый вид психологической помощи предусматривает оказание дозированной поддержки по запросу малым социальным группам по месту жительства и правовой помощи лицам, нуждающимся в социализации.

Данная технология позволяет инвалиду усваивать ценности, нормы, установки, образцы поведения, присущие определенной социальной общности в организованном социальной службой (государственной или негосударственной) процессе непосредственного взаимодействия с окружающими, совместного решения с ними бытовых, учебных, производственных, жизненных задач, иной совместной деятельности.

Таким образом, технология сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью состоит в организации условий, приближенных к семейному проживанию, поскольку именно такие условия, как свидетельствует социальная психология, способствуют лучшей адаптации нуждающихся в адаптации к условиям социума лиц с инвалидностью в социуме.

Литература:

  1. Баринова Г. В. Инвалидность как социальный феномен современного российского общества (социально-философский анализ). Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. — М., 2015. 288 с.
  2. Дорохова Т. С. Методологические основания реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью/ Т. С., Дорохова, Ю. Н. Галагузова, П. Хольм // Педагогическое образование в России. 2020. — № 6. — С. 230–235.
  3. Жегульская Ю. В. Социальная адаптация лиц с нарушениями социализации. Сущность, виды, факторы социализации и социальной адаптации: учебное пособие / Ю. В. Жегульская. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры [изд.], 2018. — 116 c.
  4. Международная федерация социальных работников: Официальный сайт на англ. яз. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ifsw.org/
  5. Принцип активизации в социальной работе / [Ф. Парслоу, Э. Варшаньи, Р. А. Наан и др.]; Под ред. Ф. Парслоу; Пер. с англ. Е. А. Жуковой; Науч. ред. пер. Б. Ю. Шапиро. — М.: Аспект-пресс, 1997. — 222 с.
  6. Тимербаева С. К. Государственно-правовые основы социальной работы / С. К. Тимербаева // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. 2018. 2(37). С. 83–88.
  7. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (с изм. и доп.)// (Собрание законодательства РФ, 1995, № 48, ст. 4563
  8. Шеманов А. Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2015. — 180 с.
  9. Шурыгина Ю. Ю. Об особенностях организации социально-медицинской реабилитации // Поволжский торгово-экономический журнал. 2019. № 6. — С. 104–115.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, условие социума лиц, инвалидность, лицо, сопровождаемое проживание, адаптация, инвалид, подход, социум, психологическая помощь.


Ключевые слова

адаптация, социальная поддержка, инвалиды, социальная работа, технология социальной работы, сопровождаемое проживание инвалидов, работа с инвалидами

Похожие статьи

Отечественный опыт реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью как инновационной технологии социальной работы

В статье автор рассматривает отечественный опыт реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью.

Реализация системы долговременного ухода как инновационной технологии социального обслуживания пожилых людей в Курской области

В данной статье рассматривается система долговременного ухода как альтернатива традиционным формам стационарного социального обслуживания, определены подходы к определению системы долговременного ухода, представлены зарубежные модели данной системы, ...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге

В статье рассмотрены понятие «инвалид» как социально-демографической группы населения, основные направления комплексной реабилитации инвалидов, особенности социальной реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.

Инклюзивное образование как один из аспектов социальной политики в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов в Российской Федерации

В статье раскрывается проблема инвалидности, инклюзивного образования в Российской Федерации, раскрыты основные направления реализации целей в политике по инвалидности.

Организация социальной работы с многодетными семьями

Данная статья посвящена рассмотрению социальных проблем многодетных семей и организации помощи им, на примере технологий социальной работы.

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность

Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Похожие статьи

Отечественный опыт реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью как инновационной технологии социальной работы

В статье автор рассматривает отечественный опыт реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью.

Реализация системы долговременного ухода как инновационной технологии социального обслуживания пожилых людей в Курской области

В данной статье рассматривается система долговременного ухода как альтернатива традиционным формам стационарного социального обслуживания, определены подходы к определению системы долговременного ухода, представлены зарубежные модели данной системы, ...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге

В статье рассмотрены понятие «инвалид» как социально-демографической группы населения, основные направления комплексной реабилитации инвалидов, особенности социальной реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.

Инклюзивное образование как один из аспектов социальной политики в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов в Российской Федерации

В статье раскрывается проблема инвалидности, инклюзивного образования в Российской Федерации, раскрыты основные направления реализации целей в политике по инвалидности.

Организация социальной работы с многодетными семьями

Данная статья посвящена рассмотрению социальных проблем многодетных семей и организации помощи им, на примере технологий социальной работы.

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность

Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Задать вопрос