В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в коррекционно-развивающем процессе.
Ключевые слова : речевое развитие, дети с тяжелыми нарушениями речи, телесная перкуссия, ритмизация речи.
Создание условий для речевого развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее по тексту ТНР) продиктовано современными требованиями к организации коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности.
Для детей с ТНР необходимо создание специальных психолого-педагогических, средовых условий, так как данная особенность развития ребенка характеризуется речевым негативизмом, напряжением и зажимами, трудностями координации общей и мелкой моторики, восприятия, памяти, темпо-ритмической организации речи, что значительно затрудняет развитие ребенка в целом. Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность: способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок. Часто эта способность у детей с ограниченными возможностями здоровья не развита.
Темпо-ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме. Темпо-ритмическая организация речи предполагает ритмизацию речи и её сопровождение движениями правой или левой руки.
Работая третий год над проблемой речевого развития детей с ТНР, изучая практику коррекционной работы над развитием темпо-ритмической организации речи педагогов Лопатиной А. В., Новиковой-Иванцовой Т. Н., Большаковой С., Филатовой Ю. О., Бабиной Г. В., Калмыковой И. Р. и др. мы обратили внимание на технологию телесной перкуссии (Body Percussion), которая была основана Карлом Орфом, в ней тело используется в качестве музыкального инструмента. Её основная идея: слушать и слышать свое тело, играть на нем, как на перкуссии, пропускать ритм речи непосредственно через себя, ощутить его внутри себя.
Содержание технологии телесной перкуссии в работе с детьми с речевыми нарушениями представлено следующими разделами:
1) «Моторный ритм»: формирование навыка ритмического совмещения разнородных движений рук и ног в скорости, направлении, плавности;
2) «Музыкальный ритм»: развитие моторной ритмической памяти на музыкальном материале;
3) «Речевой ритм»: формирование речедвигательной ритмической памяти при совмещении движений с определенным ритмом музыки, развитие речедвигательной ритмической памяти при последовательном усложнении речевых задач;
4) «Логоритмические игры»: упрочение ритмических речедвигательных и двигательных навыков в индивидуальных и коллективных играх [2].
Нам понравилась идея развития чувства ритма и речи у детей через технологию телесной перкуссии, для которой не нужны инструменты. Эта технология помогает построить комплексную работу по предупреждению не только речевых, но и моторных нарушений, так как при занятиях телесной перкуссией работают оба полушария (происходит одновременное слежение за структурой ритма и за движением тела). В своей работе мы используем, логоритмические и кинестетические упражнения, речевые и нейроигры в сочетании с телесной перкуссией.
Нами разработано авторское пособие, включающее в себя иллюстрированные тексты с жестами, ритмические композиции и речевые игры. Выполняя речевые упражнения с отстукиванием ритма, дети развиваются моторно, укрепляются кинезиологические связи, снимается стресс.
Первым этапом работы является формирование у детей зрительно-моторной координации воспроизведения звучащих жестов посредством «чтения» изображений на сигнальных карточках.
Для ритмизирования речи используем теппинг и послоговой ритм — выделение каждого слога ударом руки, ноги, одного или нескольких пальцев. Каждый удар приходится на гласный звук. В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, снимается редукция предударных и заударных гласных звуков, речь звучит плавно и стройно.
Применяя на практике технологию телесной перкуссии, используем следующие звучащие жесты: хлопки, шлепки, удары ладонями по плечам, по груди, скольжение ладонью по ладони, щелчки, шлепки одной или двумя руками, удары тыльной стороной ладоней, притопы различной силы и т. п.
Главный принцип технологии — деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную игру.
Формы работы в технологии телесной перкуссии:
1) ритмические игры (считалки, ладушки, ритмическое эхо, ритмические цепочки, танцы);
2) подготовительные упражнения:
— простые ритмические модули: топот, шлепки, хлопки, щелчки;
— добавление (усложнение) различных рисунков и вариаций с одновременным использованием разных ритмических модулей;
— звуковые модули.
Средства:
1) визуальные: схемы перкуссий, ритмические карточки, доска;
2) аудиальные: магнитофон, телефон;
3) аудиовизуальные: видео (Интернет-ресурсы).
Одним из самых простых элементов движений является хлопки и притопы. С их помощью дети могут закрепить представление, например, о продолжительности, ритм мелодии. С помощью хлопков и притопывания удобно передавать ритмический рисунок музыки. Отбивание ритма помогает развить слуховое внимание, является шагом к развитию фонематического восприятия. Методы, которые мы используем в работе над ритмом:
1) «Повторение ритма за взрослым» (автор Травкина Ж. А.):
— выполнение с закрытыми глазами;
— повторение ритмического рисунка сначала правой, потом левой рукой, двумя руками одновременно;
— повторение ритмического рисунка поочередно (хлопки или удары по столу);
— воспроизведение того же ритмического рисунка ногами;
— самостоятельное придумывание ритмических рисунков.
2) «Прохлопывание ритмов по образцу» (авторы Инна Ременникова, Татьяна Тунгоева) помогает развивать не только чувство ритма, но и умение повторять последовательность движений. Он полезен для внимания и памяти. Используется при запуске речи: каждое движение соответствует словам (тук, хлоп, топ). Используем вариации: ориентир на зрительные схемы или на слух. Взрослый называет слова или показывает картинку, ребёнок повторяет их и показывает заданную (по образцу или по серии картинок, схем) последовательность движений.
Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных частях тела: топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям, шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки.
После того как ребенок начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать, обогащая свой опыт ритмизации текстов.
Таким образом, обучаясь технике телесной перкуссии, дети открывают для себя мир ритмики и слова, осознаннее чувствуют ритм речи. У них улучшается качество ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм в сочетании с речью и координацией тела. При этом активность дошкольника максимальна. Здесь ребёнок открывает в себе новые способности и таланты, проявляет инициативу, способность творчески мыслить и другие характеристики возможных достижений по ФГОС ДО.
Научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
Литература:
1. Галянт И. Г. Палочки-стукалочки и веселые пальчики / И. Г. Галянт — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. — 83 с.
2. Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. И. Беляковой. — Москва: Национальный книжный центр, 2017. — 208 с.