Статья посвящена анализу социально-психологических проблем от различных авторов, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделяются особенности родительски-детских взаимоотношений в подобных семьях, на основе возможных поведенческих линий и материальных проблемах, которые превращаются в основные препятствия на пути социализации в общество.
Ключевые слова: семья, дети с ограниченными возможностями здоровья, особый ребенок, социализация, проблемы.
Понятие «семья» является очень важной составляющей для нашего общества. Во-первых, семья — это социальный институт, за которым закреплена важная функция — репродуктивная. Во-вторых, семья является сообществом людей, связанных родством, которые имеют общие цели и задачи. Также важно помнить, что семья — это микросоциум, где развивается не только сама жизнь ребенка и его родителей, но там также формируются различные нравственные ценности, строится правильное отношение к людям, появляются представления о характере межличностных связей.
Получается, в семье ребенок вливается в общественную жизнь, осваивает нормы поведения, способы мышления, язык. Из этого мы можем понять, что для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно нужно построить хорошие взаимоотношения со своими родителями, ведь они для них могут быть единственным источником информации и связи с общественностью. Отсюда выходит, что нужно своевременно и быстро осознавать и решать проблемы, которые формируются в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку им нужно социализироваться более продуктивно.
Все мы понимаем, что появление «особого» ребенка в семье создает очень стрессовую ситуацию: она изменяет характер отношений и привычный уклад жизни. Стресс может возникнуть под влиянием различных проблем. Например, Савина Е. А. в своей книге отмечает, что со временем родительский стресс может только усиливаться из-за родительского пессимизма относительно их ребенка. Например, он, из-за своих физиологических особенностей всегда предъявляет особые требования к родителю, кто является своеобразным мостом между ребенком и обществом. Если у семьи по каким-либо причинам не удается справляться с недугом ребенка, начинается процесс развития тревоги и чувства вины. Особенно подчеркивается, что по большей степени стресс развивается у женщин, они страдают от того, что они привели на свет «вместо чуда это больное существо». Появляются истерики, различные страхи, рождается чувство одиночества и потерянности в своей жизни. Также, поскольку мать ребенка находится с ним постоянно, здесь появляется обилие домашних забот, что взаимосвязано с повышением физической и моральной нагрузки, они вечно утомлены и часто становятся подверженными депрессивным настроениям [7].
Но не только стресс является главной проблемой, которая развивается в семьях с «особыми» детьми. Анализируя слова Кожановой Т. М., мы можем понять, что очень часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно наблюдать совершенно разные формы поведения родителей, которые нарушают правильную социализацию детей. В качестве её примера преподносится подсознательное «отвержение» ребенка. Оно проявляется в: отсутствии интереса к ребенку; детям оказывается недостаточное внимание в целом; имеется грубое и насильственное обращение. Особое внимание уделяется психологическому отвержению, которое заставляет ребенка думать, что он «какой-то не такой», он «недостоин любви». В ходе этого у детей возникает сниженное настроение, низкая самооценка, пассивность. Что интересно, существует совершенно противоположная форма поведения родителей — гиперопека. Множество взрослых испытывают неосознанное чувство вины перед ребенком, приступы чрезмерной жалости. Они стараются все сделать за него, что ограничивает детей в своей свободе. Дети с ОВЗ из-за своих особенностей сами по себе довольно пассивно вливаются в общество, а в этих случаях данная стратегия поведения родителей делает всё только сложнее [4].
Также Ольхина Е. А. в своей работе раскрывает тему скрытого непризнание дефекта ребенка. Оно может появиться в стремлении родителей корректировать детское развитие в соответствии со своими личными или общественными стандартами. Они хотят компенсировать нарушения какими-нибудь особыми достижениями, отчего они забывают способности и возможности ребенка. Так, взрослые предъявляют к нему непосильные требования, которые после наносят травму на всю его жизнь. К примеру, в ходе неудачи у ребенка в каком-либо деле, он может услышать в свой адрес ужасные слова по поводу своего недуга или монотонные и бесполезные нотации, и т. д. Таким образом, родители в значительной степени ограничивают не только сами контакты ребенка с окружающим миром, но и в целом желание к нему стремиться [5].
В исследовательской работе В. М. Волкова и Е. В. Хлыстова выявили неудовлетворенность, связанную с подавляющей активностью окружения. Дети подросткового возраста с ОВЗ считают, что взрослые как часть этого окружения, не понимают их переживания и внутренний мир. Неспособность самостоятельно справиться с кризисными проявлениями и неоправданные притязания на любовь способствуют усилению у них тревоги, депрессии и стресса, вызванного нежелательными ограничениями и запретами [2].
Очень интересную вещь показывает Ткачева В. В. в ходе процедуры консультирования семьи [6]. В своей работе она отмечает, с какими проблемами семьи лично приходят к специалисту. Ниже приводится сам перечень проблем:
— трудности в ходе обучения ребенка;
— проблемы с воспитанием ребенка;
— проблематика взаимоотношений со сверстниками;
— межличностные контакты ребенка с близкими, их отношение к нему;
— недооцененность возможностей ребенка работниками образовательных организаций;
— какие-либо нарушения в отношениях между супругами, появившиеся на фоне дефекта ребенка;
— проявление холодности кем-либо из родителей ребенка с ОВЗ, а иногда даже отказ от его материального обеспечения;
— сравнение родителями своего ребенка с ОВЗ со здоровыми детьми.
Что же касается сферы социальных проблем, то тут ситуация такова.
Проблемы с материальным благополучием и бытом, финансовые трудности и жилищные проблемы — это основные вызовы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ОВЗ. Они часто сталкиваются с трудностями при покупке продуктов питания, одежды, мебели и бытовой техники. Кроме того, обычное жилье не всегда подходит для таких детей, отсутствуют специальные приспособления и различные услуги, во многом, для них платные [3].
Второе место по значимости занимают проблемы обучения и реабилитации детей через образование. Большинство из них получают образование в специальных интернатных учреждениях, где они отделяются от семьи на не менее чем пять дней в неделю. Это приводит к разрыву связи между семьей и процессом воспитания, что в свою очередь приводит к отчуждению ребенка от семьи и изоляции семьи от проблем и потребностей ребенка. Также, если семья решает оставить ребенка дома, то для всех ее членов начинается сложный и длительный период, который связан с постоянным преодолением трудностей взаимодействия ребенка с обществом [1].
Получение полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания занимает третье место в списке проблем. Для детей с ограниченными возможностями необходима ранняя, этапная, длительная и комплексная медико-социальная реабилитация, включающая медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы, учитывающие индивидуальные потребности каждого ребенка. Основной целью является обучение детей двигательным и социальным навыкам для последующего получения образования и самостоятельной работы. Низкий уровень информированности семей о реабилитационных и образовательных учреждениях для детей-инвалидов, а также о работе социальных служб является большой проблемой. Семьи также испытывают трудности с правовой самостоятельностью, не знают о льготах, на которые они могут рассчитывать, и плохо ориентируются в быстро меняющемся законодательстве.
Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, не всегда понимаются обществом, и только малая часть получает поддержку от окружающих. Это приводит к тому, что родители не могут брать своих детей на различные культурные мероприятия, такие как театр, кино и т. д., что приводит к полной изоляции этих детей от общества с самого рождения.
Таким образом, результаты теоретического исследования свидетельствуют о том, что социально-психологических проблем много, и они являются очень актуальными и важными. Семья — это главная часть социализации ребенка, заключенная в большую сеть различных связей в обществе, но исходя из вышеизложенного анализа можно увидеть, что семья может как способствовать тому, чтобы индивид адаптировался и спокойно жил, так и препятствовать этому, осознанно или же нет.
Литература:
- Болдина М. А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М. А. Болдина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — № 2 (10). — 2006. — 71–77 с.
- Волкова В. М. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и проявлений тревожности у детей подросткового возраста с нарушением слуха / В. М. Волкова, Е. В. Хлыстова // Специальное образование. — 2013. — № 1. — С. 33–39.
- Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина // М.: Издат. центр «Академия». — 2003.
- Кожанова Т. М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. М. Кожанова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4. — С. 189.
- Ольхина Е. А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения / Е. А. Ольхина // Специальное образование. — 2006. — № 7. — С. 34–39.
- Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В. В. Ткачева // М.: Национальный книжный центр. — 2014. — 160 с.
- Савина Е. А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Е. А. Савина // М.: Владос. — 2008. — 224 с.