Ориентация в пространстве является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, соответственно при патологии пространственных функций, нарушаются и другие сферы жизни ребенка, в том числе учебная деятельность. Как отмечают Горячева Т. Г. и Макарова О. Н. развитие ориентирования в пространстве не существует изолированно, как и любая другая психическая функция, а развивается вместе с речью и мышлением в совокупности с формированием произвольных движений, действий, восприятия различной модальности и памятью. При этом всем, причинами снижения развития пространственных функций могут являться как патологические изменения психики, которые ведут за собой нарушение пространственной ориентации, так и недостаточный уровень развития произвольной регуляции психических процессов, слабость нейродинамических показателей психической деятельности, недостаточность собственно пространственного фактора, недостаточность моторного звена, особенности организации процесса обучения [12]. У детей младшего школьного возраста пространственные функции исследованы недостаточно и требуют дальнейшего изучения.
Цель исследования: исследоватьпространственные функции у детей младшего школьного возраста в норме и патологии.
Пространственные функции являются одними из «базовых составляющих психического развития» и соответственно их роль чрезвычайно важна в формировании адаптивного взаимодействия ребенка с окружающим его миром. Так к пониманию определения, структуры и развития пространственных функций существуют различные подходы как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Так в понимании одного из зарубежных авторов К. Л. Колби пространственные функции включают в себя множество специфических способностей, таких как определение местоположения объектов в пространстве, ориентации этих объектов, геометрических отношений между объектами, направление движения и оценку глубины [1].
В интерпретации Лях В. И. понятие «ориентирование в пространстве» содержит в себе совокупность умения сопоставлять свое тело и объекты окружающего пространства, восприятия ситуации в пространстве и времени, и к тому же способности провести четкий анализ данной ситуации и, придумав при этом наиболее рациональный выход из неё [19].
Особую значимость имеет вопрос развития пространственных функций у младших школьников. Кривошей Е. В. отмечает, что на момент поступления в школу ребенок в норме уже умеет различать свои правую и левую руку, а также ориентируется в словах, обозначающих окружающее пространство, таких как «впереди», «позади», «справа», «слева», «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», и к тому же с помощью этих слов может оценить расположение окружающих его предметов относительно себя. Таким образом, анализ подходов отечественных и зарубежных авторов к исследованию пространственных функций младших школьников позволил выделить определенную структуру пространственных функций, и также взглянуть на проблему их развития и определения с разных сторон.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ СОШ № 14, Ставропольского края, станицы Новотроицкой и на базе ГКОУ ″Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 33 города Ставрополя″. В эксперименте участвовали обучающиеся 2 класса, в возрасте от 7 до 8 лет, в количестве 14 человек, из них 6 человек с интеллектуальными дефектами и 8 человек с нормальным развитием.
В ходе экспериментального исследования пространственных функций испытуемые были разделены на две группы: группа с интеллектуальными дефектами, которая условно обозначена «патология», и группа с нормальным развитием, которая условно обозначена «норма».
На первом этапе исследования, нами, с помощью речевого варианта пробы Хэда, была произведена диагностика пространственных представлений испытуемых о «схеме собственного тела». Анализ различий в балловых оценках у детей групп «нормы» и «патологии» по показателю сформированности пространственного соматогнозиса показал следующее: в группе с нормальным развитием 87,5 % детей справились с выполнением пробы без ошибок, что соответствует нормативным показателям уровня пространственных представлений о собственном теле у младших школьников 7–8 лет, в группе с интеллектуальными дефектами такой результат наблюдается лишь у 16,7 %, а 33,3 % детей не справились с пробой совсем. При этом, стоит отметить, что в двух группах наблюдались ошибки в выполнении пробы, которые чаще всего носили характер «зеркального отражения», однако в группе «патология» также существовали ошибки, при которых дети не могли верно повторить позу в принципе. Для оценки значимости различий использовался также непараметрический U-критерий Манна-Уитни, с помощью которого был выявлен высокий уровень значимости (р<0,05) различий в сформированности пространственного соматогнозиса у детей в «норме» и «патологии».
Данные, полученные в результате анализа, указывают на то, что результаты выполнения методики у «нормы» значительно превышают результаты в группе «патологии», что свидетельствует об отставании в развитии пространственных функций у детей с интеллектуальными дефектами.
По результатам второй методики копирования конструктивно сложных фигур Рея-Остеррица оценивалась способность зрительно-пространственного синтеза и построения целостного образа по двум критериям: правильность воспроизведения деталей и стратегия воспроизведения фигуры, так были получены следующие данные отраженные. Исходя из результатов данной методики, стоит отметить, что правильность воспроизведения деталей фигуры не всегда зависит от стратегии воспроизведения, однако чаще всего при низком уровне соответствия деталей образцу, наблюдалось отставание и в способе воспроизведения фигуры. Так, во всей группе «патология» точность воспроизведения деталей была на уровне ниже нормы для данного возраста, а стратегия воспроизведения также у 100 % группы соответствовала низкому уровню, что говорит о задержке в развитии планирования и организации действий. В группе «норма» результаты распределились следующим образом: 37,5 % детей имели высокий уровень точности копирования, 50 % — средний уровень и 12,5 % — уровень ниже нормы, касательно стратегии воспроизведения, у всей группы данный показатель соответствует возрастной норме. При этом стоит отметить, что копирование фигуры занимало достаточно длительное время, однако в «норме» ее изображение было относительно точно и целостно с наличием некоторых искажений формы, размера, расположения. В копировании группы «патология» отмечались тенденции к перевороту фигуры на 90, разложение целой фигуры на части, грубые искажения формы фигуры и ее элементов или детали накладываются друг на друга.
Также на заключительном этапе исследования для оценки пространственных функций была использована методика копирования дома в перспективе Т. В. Ахутиной. По результатам количественной и качественной оценки показатели среди двух групп распределились по-разному, среди группы с нормальным развитием наблюдались как высокие, так и низкие показатели, однако стоит отметить, что в «патологии» можно увидеть баллы ниже нормы или приближенные к норме. Поэтому с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни была произведена оценка различия уровня признака в сравниваемых группах, которые были статистически значимы (р<0,05). И в данном случае возможно говорить о том, что показатели в группе «нормы» выше показателей группы «патология». Что касается времени, затраченного на копирование, которое также учитывалось, по сравнению с «нормой», тратившие на выполнение задания в среднем 5 минут, в группе «патологии» дети затрачивали от 3 до 9 минут. Стоит отметить несколько особенностей выполнения копирования дома детьми из группы с интеллектуальными дефектами. Во-первых, у детей были определенные трудности с выполнением задания по инструкции: наличие лишних деталей, раскрашивание изображения. Во-вторых, в данной группе для некоторых детей была характерна шаблонность выполнения, рисование «только простым карандашом» контуров, упрощение элементов рисунка, перспектива не была передана так, как на образце. В-третьих, важным отличием в работе являлась повышенная отвлекаемость и утомляемость.
Таким образом, пространственные функции, как одни из основных составляющих психического развития и восприятия мира в целом, играют важную роль в формировании здоровой личности и важно вовремя распознать нарушения в их формировании. Так в результате теоретического и эмпирического анализа пространственных функций у детей младшего школьного возраста, нам удалось выявить характерные отличительные особенности их формирования в норме и патологии.
Литература:
- Ахутина Т., Меликян З.. Копирование перспективного рисунка // Журнал «Школьный психолог»-№ 16–2002- [Электронный ресурс] URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200201608 (дата обращения: 16.10.2022).
- Венгер А. Л. Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников.// «Владос-пресс»- М. 2005- [Электронный ресурс] URL: https://mylandrover.ru/body/test-slozhnaya-figura-razrabotan-a-reem-prostranstvennye.html (дата обращения: 10.10.2022)
- Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.— Л.: Медицина, 1983.— 312 с.. 1983- [Электронный ресурс] URL: https://sci.house/diagnostika-psihologicheskaya-scibook/metodyi-psihologicheskoy-diagnostiki.html (дата обращения: 10.10.2022)
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002. — 232 с.- [Электронный ресурс] URL: https://pedlib.ru/Books/3/0287/3_0287–22.shtml (дата обращения: 16.11.2022).