В статье автор определяет сущность таможенного администрирования в рамках использования информационных технологий.
Ключевые слова: таможенное администрирование, информационные технологии, внешнеэкономическая деятельность
The author deals the essence of customs administration within the framework of the use of information technologies.
Keywords: customs administration, information technology, foreign economic activity
В условиях глобализации и интеграции в мировую экономику, таможенное администрирование является ключевым компонентом обеспечения безопасности и эффективности внешнеэкономических связей.
Развитие таможенной инфраструктуры и внедрение современных форм и методов таможенного контроля на основе современных научных подходов также являются важными для обеспечения качества таможенного администрирования.
Создание и использование современных информационно-программных средств и технологий позволяет полностью автоматизировать таможенные операции, облегчить процессы и повысить эффективность контроля за перемещением товаров.
Использование информационных технологий имеет множество преимуществ, среди которых являются повышение контроля над участниками внешнеэкономической деятельности, ускорение процесса таможенного контроля и уменьшение нарушений со стороны сотрудников таможенных органов [1].
Оптимизация таможенного администрирования помогает повысить эффективность работы таможенных органов, а также способствует развитию внешней торговли, что в свою очередь благоприятно влияет на экономический рост страны.
Таможенное администрирование — это совокупность методов и инструментов, которые используются таможенными органами для обеспечения контроля за перемещением товаров через таможенную границу, а также соблюдения таможенного законодательства и сбора таможенных платежей в федеральный бюджет. Это важный элемент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, который обеспечивает защиту экономических интересов государства и общества в целом.
Основной целью таможенного администрирования является обеспечение безопасности государства, защита экономических интересов страны и ее национальной безопасности, а также сбор таможенных платежей в бюджет [2].
Другие задачи таможенного администрирования включают:
- Ускорение таможенного процесса;
- Обеспечение соблюдения правил торговли, включая защиту интеллектуальной собственности и борьбу с контрафактом;
- Защита здоровья и безопасности людей, защита окружающей среды;
- Предотвращение незаконной торговли и контрабанды товаров;
- Содействие устойчивому экономическому развитию и международной торговле;
- Развитие международного сотрудничества в области таможенного контроля и борьбы с таможенными преступлениями.
Правовой базой информационно-технической таможенной политики являются Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [3], федеральные законы и правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также внутренние нормативные документы таможенной службы по вопросам информационно-технической политики и обеспечения информационной безопасности.
Следует отметить, что информационные технологии играют важную роль в таможенном деле, что подчеркивается наличием отдельного раздела, посвященного информационным технологиям, в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС). Ни в одном другом кодексе подобного раздела нет. Глава 17 ТК ЕАЭС разрешает декларирование электронным способом.
Глава 48 ТК ЕАЭС посвящена применению информационных технологий в деятельности таможенных органов в странах-участниках Евразийского экономического союза. Согласно статье 365, автоматизированные информационные системы (АИС) таможенных органов должны соответствовать международным стандартам и требованиям законодательства стран-участников, а также обеспечивать защиту информации. В статье 366 говорится о том, что информационные ресурсы делятся на общедоступные и ограниченного доступа, а их публикация регулируется законодательством.
Кроме того, глава 18 ТК ЕАЭС содержит положения, связанные с электронным декларированием. В целом, ТК ЕАЭС уделяет важное значение применению информационных технологий в таможенном деле и обеспечивает правовую базу для использования электронного декларирования и управления рисками.
Стратегия развития таможенной службы до 2030 года определяет ключевые задачи и приоритеты для совершенствования работы таможенной службы в долгосрочной перспективе. Она определяет миссию Федеральной таможенной службы, которая заключается в содействии развитию международной торговли и росту товарооборота, обеспечении национальной безопасности, правомерном взимании таможенных платежей, высоком качестве таможенного администрирования и создании конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности.
К основным направлениям реализации Стратегии развития таможенной службы до 2030 года [4] можно отнести:
- «Интеллектуальный пункт пропуска»;
- Электронное межведомственное взаимодействие на пространстве ЕАЭС;
- Оценка уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени;
- Семантическая сверка электронных разрешительных документов;
В дополнение, к Приказам ФТС РФ, которые контролируют использование информационных технологий, также относятся:
- Приказ ФТС России от 10.03.2020 № 255 «Об утверждении положения по организации технической поддержки информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах».
- Приказ Федеральной таможенной службы от 18.12.2019 № 1907 «Об утверждении Технологии совершения таможенных операций, связанных с применением информационной системы таможенных органов для контроля над перемещением товаров, при экспорте и (или) импорте которых применяется лицензирование».
- Приказ Федеральной таможенной службы от 08.10.2019 № 1549 «Об утверждении Порядка использования программно-технических и иных средств защиты информации таможенными органами Российской Федерации».
Термин «таможенное администрирование» имеет различные аспекты и может быть толкован по-разному различными научными дисциплинами. Несмотря на это, его изучение является необходимым для достижения стабильных экономических отношений между участниками, сохраняя при этом их независимость и уникальность в социально-политической, культурной и других сферах.
Использование термина «таможенное администрирование» в некоторых нормативных актах, включая Федеральный закон № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5], свидетельствует о его важности в сфере таможенного регулирования.
Например, в Решениях Евразийской экономической комиссии термин может использоваться как предметная область или как сфера, в то время как в Таможенном кодексе ЕАЭС такого определения нет. Тем не менее, в законодательных актах есть упоминания о понятии «таможенное администрирование», которые определяют его важность и актуальность для таможенных органов и некоммерческих организаций, занимающихся таможенным делом.
Исходя из вышеперечисленного, таможенное администрирование можно трактовать как:
- Административно-государственное управление в таможенной сфере;
- Фактор перехода к цифровой таможне;
- Реализация задач и функций таможенных органов;
- Определенное функционирование системы управления в таможенной сфере;
- Таможенный менеджмент.
ФТС России создает систему электронных таможен, разрабатывает единый механизм прослеживаемости товаров и настраивает каналы электронного взаимодействия между ведомствами.
Внедрение автоматизированных систем в таможенных органах имеет множество преимуществ. Одним из главных является рациональность принимаемых решений, так как исключается влияние человеческого фактора на конечный результат. Кроме того, использование передовых технологий в уплате таможенных платежей и электронном декларировании значительно повышает скорость выполнения таможенных операций и уменьшает сроки выпуска товаров.
Современное электронное декларирование представляет под собой обособленный документооборот с таможенными органами, включая таможенные декларации и предварительное информирование о товарах, которые могут быть ввезены различными видами транспорта. Вся необходимая информация об операциях с товарами хранится в компьютере и может быть направлена в любой пост на территории Российской Федерации при наличии доступа к Интернету.
Электронное декларирование сегодня является основой для внедрения удаленной оплаты таможенных платежей, что упрощает процесс таможенного администрирования. Существуют два варианта оплаты таможенных платежей: через портативный терминал в организации или на портале Федеральной таможенной службы посредством Личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности.
При переходе на таможенные карты участникам ВЭД не нужно переводить деньги на счет таможенного органа заранее, так как зачисление средств происходит автоматически после оплаты на терминале. Чек, выданный терминалом, является приоритетным условием для выпуска товаров. Совмещение удаленной уплаты платежей и электронного декларирования позволяет участникам ВЭД избежать физического присутствия при таможенных операциях.
Федеральная Таможенная служба России играет важную роль в разработке концепции межведомственного электронного взаимодействия. Получение необходимой разрешительной документации напрямую от проверяющих органов, а не от участников внешнеэкономической деятельности, предотвращает риск предоставления недостоверной информации и ускоряет таможенные операции, снижая административную нагрузку на бизнес.
Еще одним примером удобного сотрудничества является внедрение единого лицевого счета участников ВЭД и сосредоточение учета таможенных платежей в единой базе данных.
Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности — это удобный способ взаимодействия между организациями и таможенными органами. Его главные преимущества заключаются в возможности самостоятельно заполнять декларации в электронном виде, подавать документы онлайн без использования специальных программ, а также получать сведения об оставшихся денежных средствах на лицевом счету.
Подводя итоги, следует отметить, что использование информационных технологий в таможенной сфере играет важную роль в повышении эффективности работы. Для успешного выполнения таких функций, как таможенные операции, таможенный контроль, взимание платежей и соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, таможенным органам необходимо использование администрирования, чтобы обеспечить максимальную эффективность работы.
Литература:
1. Баландина Г. В., Пономарев Ю. Ю., Синельников-Мурылев С. Г. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры. М.: Дело, 2019.
2. Боброва В. В., Рожкова Ю. В., Баженова Т. Л., Ильсаев З. А., Байкасенова В. Г. Совершенствование таможенного администрирования. М.: Креативная экономика, 2020.
3. Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»
5. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ)