В данной статье автор пытается проанализировать особенности таможенно-тарифного регулирования и порядок применения преференциального режима в Евразийском экономическом союзе и Исламской Республике Иран. Проведенное исследование показывает актуальность данного вопроса в рамках современных торговых отношений ЕАЭС и Ирана.
Ключевые слова : ЕАЭС, Исламская Республика Иран, таможенно-тарифное регулирование.
In this article, the author tries to analyze the features of customs and tariff regulation in the Eurasian Economic Union and the Islamic Republic of Iran. The conducted research shows the relevance of this issue in the framework of modern trade relations between the EAEU and Iran.
Keywords : EAEU, Islamic Republic of Iran, customs and tariff regulation.
В законодательстве ЕАЭС не раскрыто понятие таможенно-тарифного регулирования, однако по своей сути ТТР — способ регулирования государством внешней торговли путём установления определенных мер, направленных на регулирование структуры экспорта и импорта.
Структурными элементами таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в ЕАЭС являются следующие компоненты:
- Единый таможенный тариф (далее — ЕТТ);
- Методы определения таможенной стоимости товаров, которые перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза;
- Система тарифных преференций и льгот;
- Порядок подтверждения страны происхождения товаров.
В данной статье будет подробно рассмотрен нормативный порядок предоставления тарифных преференций как элемента таможенно-тарифного регулирования при взаимной торговле ЕАЭС и Исламской Республики Иран (Далее — ИРИ).
Актуальность данного исследования заключается в том, что в нынешних экономических условиях Иран стал важным торговым партнёром ЕАЭС, с которым действует взаимный преференциальный режим. В связи с этим, необходимо рассмотреть и сравнить нормативно-правовую базу таможенно-тарифного регулирования как Союза, так и ИРИ.
Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 № 47 (ред. от 19.12.2019) «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза», в настоящее время действует Единая система таможенных преференций (Далее — ЕСТП) [5]. Данная система создана для стимулирования экономик развивающихся и наименее развитых стран.
Решение Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009 № 130 «O едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» устанавливает Перечень развивающихся и наименее развитых стран, которым государства-члены ЕАЭС предоставляют тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из указанных в данном списке стран. В Перечне указаны 49 наименее развитых и 104 развивающихся страны [6].
Список товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставляются тарифные преференции при ввозе на территорию EАЭС, указан в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 № 8 «O перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского Экономического союза предоставляются тарифные преференции» [3].
Ст. 36 Договора о ЕАЭС гласит, что в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а в отношении преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС [1].
Обращаясь к российской нормативной базе, Федеральный закон «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 регламентирует понятие тарифной преференции. В нём она регламентируется как «освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли (далее — 3СТ) либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся Или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Евразийского экономического союза» [8]. Одним из пользователей ЕСТП является Исламская Республика Иран.
В 2019 году между Ираном и ЕАЭС было подписано Временное соглашение, которое впоследствии гарантирует образование ЗСТ, согласно которому предусмотрена полная отмена таможенных пошлин [2].
В октябре 2022 года срок действия Временного соглашения закончился, поэтому в Тегеране был подписан Протокол к Временному соглашению, предусматривающий продление его применения на три года или до момента вступления в силу соглашения о свободной торговле. Протокол вступил в силу 25 октября 2022 года, тем самым продлив преференциальный режим.
Согласно вышеуказанному соглашению, таможенные пошлины снижены или полностью отменены на определенные группы товаров, указанных в Решении Коллегии ЕЭК от 22.01.2019 № 10 «О преференциальных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» [7].
Для применения тарифных преференций при ввозе товаров, в таможенный орган должен быть предъявлен сертификат формы СТ-3, подтверждающий происхождение товара из страны-участницы Соглашения [2].
В свою очередь, чтобы получить статус происходящего товара из стран ЕАЭС или Ирана, такой товар должен быть либо полностью получен (произведен) в государстве-участнике Соглашения, либо должен быть подвергнут достаточной степени переработки. При этом важно, что доля добавленной стоимости для товаров должна быть не менее 50 %, за исключением труб, моторных транспортных средств, для которых особые критерии содержатся в Приложении 2 к Временному соглашению с Ираном.
В Соглашении также указывается возможность восстановления тарифных преференций в случае непредоставления сертификата о происхождении товара при таможенном декларировании [2]. Кроме того, для упрощения процедур таможенного оформления в Соглашении рассматривается возможность применения электронной системы сертификации происхождения товаров, что позволяет не предоставлять сертификаты о происхождении на бумажном носителе.
Переходя к обзору таможенно-тарифного регулированию в Иране, необходимо отметить, что Иран не состоит во Всемирной торговой организации.
В связи с этим, немаловажно определить слияние законодательства Ирана и ЕАЭС в области таможенного регулирования. Положения Соглашения основываются на стандартах Всемирной таможенной организации (Далее — ВТамО) и нормы Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли. В Соглашении регламентируется достижение опубликования таможенного законодательства и мер регулирования в данной области.
В Приложении 4 к Временному Соглашению установлен порядок определения таможенной стоимости согласно с требованиями, оглашенными в статьях VII ГАТТ и Соглашении по применению статьи VII ГАТТ [2].
Кроме того, развивается сотрудничество между таможенными органами путем обмена информацией по каналам электронной связи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассмотрение законодательство ЕАЭС и ИРИ в области таможенно-тарифного регулирования, и непосредственно в сфере предоставления тарифных преференций, действительно является актуальным вопросом, т. к. преференциальный режим помогает стимулировать экономики Союза и Ирана и увеличивать торговый оборот.
Литература:
- Договор о Евразийском экономическом союзе. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
- Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, заключенное 17 мая 2018 года. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/Pages/Временное-соглашение-с-Ираном.aspx
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 № 8 (ред. от 12.11.2021) «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213383/
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60 (ред. от 17.03.2022) «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302985/
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 № 47 (ред. от 19.12.2019) «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза». [Электронный ресурс]. — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16sr0047/
- Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 (ред. от 15.04.2022) «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.05.2022). [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94243/
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.01.2019 № 10 (ред. от 21.09.2021) «О преференциальных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».
- Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003–1. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995/