Целью представленного в статье исследования было изучение современного состояния автоматизированных систем обслуживания пассажиров.
Ключевые слова: автоматизированные системы управления, гражданская авиация, маломобильные пассажиры.
The purpose of the study presented in the article was to study the current state of automated passenger service systems.
Keywords : automated control systems, civil aviation, passengers with limited mobility.
Инвалиды составляют значительную и растущую часть населения мира и являются самым крупным меньшинством в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире насчитывается более 1 миллиарда инвалидов. Это примерно один из десяти людей на планете. И их число увеличивается с ростом народонаселения, а также в связи с достижениями современной медицины и общим старением населения.
Авиации, как и другим видам транспорта, необходимо учитывать наличие этой растущей категории пассажиров и удовлетворять их потребности. Наравне с другими гражданами инвалиды обладают теми же международными правами, включая принципы доступности и эффективного вовлечения в общество, в том числе правом на свободу передвижения и свободу выбора. Люди с ограниченными возможностями здоровья должны иметь равный доступ к воздушному транспорту.
Эксплуатантам аэропортов и эксплуатантам воздушных судов следует постоянно пересматривать свой порядок предоставления обслуживания инвалидам, с тем чтобы такое обслуживание неуклонно совершенствовалось и учитывало новые практические наработки и технологии.
В современном мире все чаще используются автоматизированные системы самообслуживания для пожилых людей и инвалидов. Однако такие системы, как правило, доступны для постоянных пассажиров. Они могут зарегистрироваться онлайн на рейс, получить электронный посадочный талон и использовать его в системах автоматического сканирования.
Автоматизированная информационная система оформления воздушных перевозок должна функционировать таким образом, чтобы информация об ограничениях жизнедеятельности и о потребности в помощи пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности была в ней зарегистрирована, указана в билете и передана перевозчику.
Для облегчения использования автоматизированных систем самообслуживания в аэропортах для инвалидов должны быть предусмотрены специализированные терминалы.
Экраны и системы ввода информации таких систем должны располагаться на разных уровнях или могут быть подвижными с возможностью регулировки высоты, для того, чтобы ими удобно могли воспользоваться люди, передвигающиеся в инвалидных креслах или с маленьким ростом.
Современные средства интерактивного взаимодействия способны воспринимать голосовые команды и предоставлять необходимую информацию в голосовом виде. Некоторые визуально-акустические системы совмещают в себе как функцию звукового, так и текстового оповещения. Такими средствами возможно оснащение систем регистрации, систем автоматической сдачи багажа, справочных систем аэропорта. При этом внедряя такие системы необходимо позаботиться о поддержке различных языков общения.
При разработке интерактивных систем для людей с ограниченными возможностями здоровья следует также предусмотреть выбор режима взаимодействия. Так при включении режима для слабовидящих терминал активирует высококонтрастные цветовые схемы отображения текстов и картинок и электронную лупу. В таком режиме слабовидящий человек проще воспринимает информацию и ориентируется в работе устройства. В режиме для абсолютно незрячих возможно добавление специального устройства — тактильно-сенсорной панели, с помощью которой слепые люди могут управлять терминалом. В режиме работы со слабослышащими людьми в терминал должна быть встроена индукционная система, благодаря которой слабослышащие люди могут воспринимать аудио сообщения из терминала, переведя слуховой аппарат в специальный режим.
Вместе с интерактивными терминалами для слабослышащих людей возможно предусмотреть выдачу специальных электронных оповещателей, которые с помощью визуальных и индукционных режимов дублировали бы клиентам звуковые оповещения, звучащие в залах аэровокзалов.
В последнее время получили развитие в автомобилестроении системы автоматического управления транспортными средствами. Внедрение подобных автопилотируемых кресел для лиц с ограничениями по здоровью возможно и в аэровокзальных комплексах. Вместо специальных кресел можно использовать и специальные платформы, на которых инвалиды могли бы размещаться в своем кресле-каталке. Пользуясь технологиями беспилотной езды и электроприводом достаточно легко разработать такое средство передвижения с плоским дном и удобными механизмами фиксации. Оснащение таких автопилотируемых платформ или кресел видеокамерами, датчиками и голосовыми помощниками с возможностями навигации по зданию и мощным искусственным интеллектом, наряду с оборудованием залов специальной разметкой, выглядит даже более решаемой задачей, чем оборудование автомобиля для движения по оживленным улицам городов.
Таким образом внедрение автоматизированных систем для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей, для решения которой уже сегодня существует множество технологий. Такие системы позволят людям легко ориентироваться в зданиях, строить нужные маршруты и самостоятельно передвигаться по ним, регистрироваться на рейсы и сдавать багаж, получать всю необходимую информацию и запрашивать требующуюся помощь персонала авиационных комплексов. И, при соответствующем подходе к этой проблеме, уже в ближайшем будущем можно будет говорить о создании полностью безбарьерной среды и предоставлении всем людям с теми или иными ограничениями здоровья равных возможностей на территории аэропортов в любом уголке нашей страны.
Литература:
- Руководство по обеспечению доступности http://aerohelp.ru/sysfiles/374_372.pdf
- Технология обслуживания маломобильных пассажиров https://ulvost.aero/upload/iblock/c1e/c1e5639011affe22cc98c71ecd8b196d.pdf