Повышение энергоэффективности и энергосбережения железнодорожного транспорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 26.04.2023

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Кажихин, К. О. Повышение энергоэффективности и энергосбережения железнодорожного транспорта / К. О. Кажихин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101954/ (дата обращения: 15.11.2024).



Железнодорожный транспорт − один из крупнейших транспортных потребителей энергоресурсов в стране (около 6 % электроэнергии и почти 11 % дизельного топлива).

Годовое потребление российских железных дорог составляет около 23 млн. т условного топлива (рис. 1).

Топливный баланс в ОАО «РЖД» в 2020 г

Рис. 1. Топливный баланс в ОАО «РЖД» в 2020 г

1 — электроэнергия на тягу поездов; 2 — дизельное топливо на тягу поездов; 3 — дизельное топливо в стационарной энергетике; 4 — уголь; 5 — мазут топочный; 6 — газ природный; 7 — бензин автомобильный; 8 — тепловая энергия со стороны; 9 — электроэнергия в стационарной энергетике; ТЭР — топливно-энергетические ресурсы

Основной объем этой электроэнергии приходится на электрическую тягу поездов, что составляет более 35 млрд. кВтч. В 2016 году ОАО «РЖД» утвердило энергетическую стратегию до 2020 г. И на перспективу до 2030 г. []3].

Согласно «Стратегии», повышение энергетической эффективности планируется за счет внедрения: энергоэффективных технологий управления процессом перевозок; экономичных средств на основе светодиодного оборудования и «интеллектуальных систем управления освещением»; систем управления энергоресурсами на основе результатов энергетических аудитов, паспортизации, и приборного учета расхода энергоресурсов; энергосберегающих технологий на объектах инфраструктуры [2]

Среди основных направлений к тяговым показателям реализации энергосбережения относят:

— повышение энергоэффективности перевозочного процесса;

— совершенствование методов управления движением поездов;

— повышение значений показателей использования локомотивов и показателей системы тягового электроснабжения.

Нетяговые показатели энергосбережения следующие:

— улучшение технического состояния подвижного состава и путевого хозяйства;

— повышение уровня возврата энергии рекуперации на электрической тяге;

— повышение энергоэффективности на нетяговые нужды:

— модернизация и оптимизация режимов работы систем отопления;

— оптимизация режимов работы систем освещения;

— повышение энергетической эффективности технологических процессов [1].

Кроме того, в настоящее время ставится задача определения основных технических средств и технологий во всех сферах деятельности железных дорог технически достижимых и экономически оправданных предельных показателей, влияющих на энергопотребление (реальный потенциал энергосбережения). К таким показателям относятся:

— электрификация железнодорожных линий и замещение по электрификации железнодорожных линий и замещение потребляемого на тягу поездов дизельного топлива на электрическую энергию, ограничению использования тяжелых видов топлива, развитие возобновляемой энергетики (в том числе солнечных электростанций, тепловых насосов);

— перевод объектов теплоснабжения, работающих на дизельном топливе, мазуте и угле, с вводом взамен котельных, работающих на природном газе, электрической энергии и пеллетах, а также на прочих возобновляемых источниках энергии;

— увеличение доли использования газомоторного топлива на автономном железнодорожном подвижном составе и автотранспортной технике;

— улучшение технического состояния и показателей использования путевого хозяйства, влияющих на энергетическую эффективность перевозочного процесса [4].

Исходя из потенциальных возможностей энергосбережения в целом на железнодорожном транспорте, безусловно, основной ресурс экономии ТЭР находится в перевозочном процессе и, прежде всего, в рациональном энергоэкономном использовании подвижного состава. Сделать это возможно при комплексном внедрении высокотехнологических способов и методов повышения энергоэффективности во всех сферах деятельности железных дорог.

Литература:

  1. Андреев В. А. Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» и актуальные вопросы ее реализации/ Андреев В. А. — Текст: непосредственный / Евразия Вести XI — 2021.
  2. Кобзев С. А. О приоритетах в инновационной деятельности ОАО «РЖД» // Железнодорожный транспорт. 2019. No 2. С. 29–36.
  3. Колесник, И. О. Экономия электроэнергии электропоездов / И. О. Колесник. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 159–161. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34715/.
  4. Энергосбережение на железнодорожном транспорте. Под общей редакцией В. А. Гапановича. М.:Изд. Дом МИСиС, 2012. — 620с.
Основные термины (генерируются автоматически): дизельное топливо, перевозочный процесс, тяг поездов, энергетическая эффективность, железнодорожный транспорт, подвижной состав, путевое хозяйство, стационарная энергетика, техническое состояние, электрическая энергия.


Похожие статьи

Повышение эффективности и энергосбережения в холодильных машинах

Применение энергоэффективных технологий в многоквартирных домах

Повышение эффективности использования миниэлектростанций возобновляемой энергетики

Обеспечение устойчивого развития экономики и современность инновационных технологий

Использование информационных технологий в повышении эффективности систем управления персоналом предприятия

Энергосбережение как фактор устойчивого развития Республики Мордовия

Эффективное использование земельных ресурсов в условиях модернизации экономики

Способы повышения энергоэффективности магистрального трубопровода

Эффективность использования солнечной энергии при строительстве домов в России

К вопросу о повышении инвестиционной привлекательности организаций сельского хозяйства

Похожие статьи

Повышение эффективности и энергосбережения в холодильных машинах

Применение энергоэффективных технологий в многоквартирных домах

Повышение эффективности использования миниэлектростанций возобновляемой энергетики

Обеспечение устойчивого развития экономики и современность инновационных технологий

Использование информационных технологий в повышении эффективности систем управления персоналом предприятия

Энергосбережение как фактор устойчивого развития Республики Мордовия

Эффективное использование земельных ресурсов в условиях модернизации экономики

Способы повышения энергоэффективности магистрального трубопровода

Эффективность использования солнечной энергии при строительстве домов в России

К вопросу о повышении инвестиционной привлекательности организаций сельского хозяйства

Задать вопрос