Железнодорожный транспорт − один из крупнейших транспортных потребителей энергоресурсов в стране (около 6 % электроэнергии и почти 11 % дизельного топлива).
Годовое потребление российских железных дорог составляет около 23 млн. т условного топлива (рис. 1).
Рис. 1. Топливный баланс в ОАО «РЖД» в 2020 г
1 — электроэнергия на тягу поездов; 2 — дизельное топливо на тягу поездов; 3 — дизельное топливо в стационарной энергетике; 4 — уголь; 5 — мазут топочный; 6 — газ природный; 7 — бензин автомобильный; 8 — тепловая энергия со стороны; 9 — электроэнергия в стационарной энергетике; ТЭР — топливно-энергетические ресурсы
Основной объем этой электроэнергии приходится на электрическую тягу поездов, что составляет более 35 млрд. кВтч. В 2016 году ОАО «РЖД» утвердило энергетическую стратегию до 2020 г. И на перспективу до 2030 г. []3].
Согласно «Стратегии», повышение энергетической эффективности планируется за счет внедрения: энергоэффективных технологий управления процессом перевозок; экономичных средств на основе светодиодного оборудования и «интеллектуальных систем управления освещением»; систем управления энергоресурсами на основе результатов энергетических аудитов, паспортизации, и приборного учета расхода энергоресурсов; энергосберегающих технологий на объектах инфраструктуры [2]
Среди основных направлений к тяговым показателям реализации энергосбережения относят:
— повышение энергоэффективности перевозочного процесса;
— совершенствование методов управления движением поездов;
— повышение значений показателей использования локомотивов и показателей системы тягового электроснабжения.
Нетяговые показатели энергосбережения следующие:
— улучшение технического состояния подвижного состава и путевого хозяйства;
— повышение уровня возврата энергии рекуперации на электрической тяге;
— повышение энергоэффективности на нетяговые нужды:
— модернизация и оптимизация режимов работы систем отопления;
— оптимизация режимов работы систем освещения;
— повышение энергетической эффективности технологических процессов [1].
Кроме того, в настоящее время ставится задача определения основных технических средств и технологий во всех сферах деятельности железных дорог технически достижимых и экономически оправданных предельных показателей, влияющих на энергопотребление (реальный потенциал энергосбережения). К таким показателям относятся:
— электрификация железнодорожных линий и замещение по электрификации железнодорожных линий и замещение потребляемого на тягу поездов дизельного топлива на электрическую энергию, ограничению использования тяжелых видов топлива, развитие возобновляемой энергетики (в том числе солнечных электростанций, тепловых насосов);
— перевод объектов теплоснабжения, работающих на дизельном топливе, мазуте и угле, с вводом взамен котельных, работающих на природном газе, электрической энергии и пеллетах, а также на прочих возобновляемых источниках энергии;
— увеличение доли использования газомоторного топлива на автономном железнодорожном подвижном составе и автотранспортной технике;
— улучшение технического состояния и показателей использования путевого хозяйства, влияющих на энергетическую эффективность перевозочного процесса [4].
Исходя из потенциальных возможностей энергосбережения в целом на железнодорожном транспорте, безусловно, основной ресурс экономии ТЭР находится в перевозочном процессе и, прежде всего, в рациональном энергоэкономном использовании подвижного состава. Сделать это возможно при комплексном внедрении высокотехнологических способов и методов повышения энергоэффективности во всех сферах деятельности железных дорог.
Литература:
- Андреев В. А. Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» и актуальные вопросы ее реализации/ Андреев В. А. — Текст: непосредственный / Евразия Вести XI — 2021.
- Кобзев С. А. О приоритетах в инновационной деятельности ОАО «РЖД» // Железнодорожный транспорт. 2019. No 2. С. 29–36.
- Колесник, И. О. Экономия электроэнергии электропоездов / И. О. Колесник. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 159–161. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34715/.
- Энергосбережение на железнодорожном транспорте. Под общей редакцией В. А. Гапановича. М.:Изд. Дом МИСиС, 2012. — 620с.