В статье рассматривается вопрос характеристики личности несовершеннолетнего преступника и влияния социального окружения и факторов на формирование его личности.
Ключевые слова: несовершеннолетний, уголовная ответственность, родители несовершеннолетнего, преступление, социальная среда.
The article considers the question of the characteristics of the personality of a juvenile offender and the influence of the social environment and factors on the formation of his personality.
Keywords: minor, criminal liability, parents of a minor, crime, social environment.
Уголовная ответственность является наиболее строгим видом ответственности за преступления. Вид наказания и ответственности зависит от возраста и тяжести совершенного деяния.
Каждый гражданин имеет права и обязанности и несет ответственность перед государством и другими людьми за совершенные им правонарушения, в том числе и несовершеннолетние.
Россия исторически сталкивалась с проблемой беспризорности и безнадзорности, которые являются детерминантами преступности несовершеннолетних. Актуальность вопроса заключается в том, что преступность несовершеннолетних является одной из острейших проблем современного общества, ее доля в общей структуре преступности постоянно растет, растет социальная угроза преступности несовершеннолетних. Нарушение несовершеннолетними норм уголовного права свидетельствует о недостатках в их воспитании, а также о слабости механизма включения несовершеннолетних в общество [3].
Понятие личности преступника в той или иной мере охватывает весь комплекс социально-психологических и уголовно-правовых признаков, связанных с преступным деянием.
С юридической точки зрения изучение личности виновного позволяет охарактеризовать лиц, определяемых законом как субъект преступления. Субъектом преступления является лицо, совершившее общественно опасное деяние, которое может быть привлечено к уголовной ответственности за него. Личность преступника имеет решающее значение при определении и отмене наказания, а также при разработке мер борьбы с преступностью.
Преступления, совершенные несовершеннолетними, являются следствием экономического неравенства граждан, уровня материального достатка и благополучия семьи, культурных и духовных ценностей, низкого уровня нравственности и образованности. Результатом стала жестокость подростков.
Ложные ценности и распространение негативной информации через СМИ продолжают прививать детям легкость наживы, безнравственность и безнаказанность. Наличие любого рода информации негативно влияет на формирование личности подростка, предлагая ему совершенно иные ценности. Отсюда и моральные нормы у современного поколения противоположные.
Важно понимать, что несовершеннолетние являются очень уязвимой категорией лиц, вовлеченных в систему правосудия. Уголовное преследование несовершеннолетних не может и не должно быть связано с нарушением их прав. Все это предопределяет особую структуру системы работы с преступниками, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, и наличие в этой системе специальных средств воздействия на данную категорию лиц.
Основная роль в формировании личности несовершеннолетнего отводится семье и уровню ее социального обеспечения. Подростки учатся и перенимают моральные ценности и многие аспекты социализации у взрослых членов семьи. Не менее важны также состав и возраст членов семьи, образование, профессия, должность, место работы и образования, отношения между членами семьи, культурно-нравственный уровень, привлекался ли кто-либо из них к уголовной ответственности за ранее совершенные правонарушения и преступления. Иногда полезно изучить жилищное и материальное положение семьи, состояние психического и физического здоровья каждого ее члена. Ведь нет ничего важнее влияния семейного окружения на психологическую зрелость молодых людей.
Например, в семье, где главными ценностями являются уважение, добропорядочность, честность и ответственность, то их ребенок и не подумает связывать свою жизнь с противоправными действиями. Наоборот же, в семье алчной, завистливой и аморальной, дети все чаще бояться раскрыть свой потенциал и идут на преступления, как одним из легких путей достижения какой-либо цели.
В ситуациях, когда несовершеннолетний совершает преступления, и родители узнают об этом, то они зачастую пытаются скрыть это от правоохранительных органов и самостоятельно провести разъяснительною беседу. Родители считают, что смогут разобраться со своим ребенком и наставить его на правильный путь. Зачастую они просто не обладают достаточно профессиональной информацией, чтобы донести всю пагубность выбора несовершеннолетнего. Однако, если профилактическую беседу проводит сотрудник правоохранительных органов, то несовершеннолетние более серьезно воспринимают свой проступок. Я считаю, такие встречи и профилактические беседы должны проводится еще на уровне школы, где сотрудник правоохранительных органов наглядно объяснит каждое преступление и разъяснит какой значимостью они обладают в юридическом мире.
Поэтому считаю, что для эффективности проведения сотрудником органов внутренних дел профилактической беседы с подростком, совершившим преступление, необходимо проводить беседы как с родителями несовершеннолетнего, так и соответственно с ним с участием психолога, который составит «эмоциональный портрет» подростка, запросить характеристику о нем в школе, о его поведении и социализации, и также составить статистическую справку о уже возможных совершениях подростком противоправных деяний.
Очень важно отследить предпосылки формирования личности несовершеннолетнего, имеющего девиантные наклонности. Обычно это не проходит незаметно. Асоциальное поведение может начинать проявляться в школьной жизни, семейных взаимоотношениях, отношениях со сверстниками.
В переходном возрасте у несовершеннолетних отмечаются чрезмерные эмоции на складывающиеся ситуации, стремление занять свое место в социальной группе, самовыражение любой ценой. Иногда такие возрастные особенности выходят за рамки дозволенного. Сложный период развития личности подростка, накладывающийся на конфликты ребенка с родителями, развитие в неблагополучной семье или в группе сверстников, ведущих аморальный образ жизни, может способствовать формированию девиантного отклонения [2].
Если родители обходят ребенка вниманием и заботой, не дают ему чувства защищенности, то у него начинает формироваться неполноценность, желание самоутвердиться любой ценой. Риску социальных отклонений подвергается еще не до конца сформировавшаяся личность несовершеннолетнего.
У несовершеннолетних правонарушителей часто наблюдаются нарушения эмоционального фактора поведения, неадекватность и неестественные реакции на какие-то ситуации, восприятие своих проступков, как незначительность, обычно лексикон их очень скуден и неинформативен. Чаще всего они обладают такими чертами характера, как эгоизм, скрытность, безответственность, отсутствие уважения и этических норм, враждебность. У подростков часто наблюдается проявление дерзости. Любое слово поперек воли ребенка принимается им как предательство, и в связи с неустойчивой психикой и еще несостоявшейся эмоциональной зрелостью, он считает необходимым показать свой протест через противоправное поведение. Это говорит о значительном влиянии личных качеств несовершеннолетних на формирование преступной мотивации.
Важным составляющим для социальной характеристики личности несовершеннолетних является его уровень образованности. Он оказывает большое влияние на формирование ценностей, устоев, целей, желаний. В процессе получения образования несовершеннолетний формирует в себе образ своего будущего видения личности, чем выше уровень самопознания, тем четче подросток осознает свое будущее предназначение и желанную профессию. У таких детей не возникают антиобщественные мысли. Но, к сожалению, по статистике большое количество несовершеннолетних преступников имеют низкий уровень образования, что также мотивирует в них мотивацию на преступления [1]. Такой результат вытекает также из-за низкого уровня знаний о праве. У несовершеннолетних преступников нет базисных понятий о добре и зле, разграничения понятий преступления и проступок, определения уголовной ответственности и квалификации преступлений. В отличие от совершеннолетних лиц, которые могут подстраивать свое поведение под нормы закона и избегать их нарушения.
Несовершеннолетним преступникам характерно свойство работы в группе. В коллективе подобных себе, с таким же узким мышлением, направленным только на совершение правонарушения, будь то кража, разбой или угон, несовершеннолетнему легче раскрыть свой преступный потенциал. Совершая преступления в группе лиц, несовершеннолетний чувствует себя увереннее, ведь знает, что ответственность лежит не только на нем. Обычно преступления, совершенные группой несовершеннолетних лиц, происходят из-за отсутствия опыта, и один из участников может проявить здесь лидерские качества и стать руководителем этой группировки.
Главной отличительной чертой в формировании личности несовершеннолетних, совершивших преступления, является их возрастная категория. Они отличаются своими потребностями и интересами от взрослой части населения. Особенностью является недостаток жизненного опыта, подросток не так много знает о проблемах взрослой жизни, сталкиваясь с недоразумением, он не в состоянии самостоятельно его разрешить. Несовершеннолетние обладают повышенной внушаемостью, от этого все чаще происходит вовлечение их в преступление. Это подпитывает низкая самооценка, связь с маргинальной группой, отвержение всех запретов и предписаний, стремление к самостоятельности и самоутверждению.
Уголовно-правовая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя должна учитывать тяжесть совершенного преступления, форму вины, мотив преступного деяния, общественную опасность преступления, наличие судимости или иного совершенного преступления, направленность преступного посягательства, совершение нескольких одинаковых или разных преступлений, материальные и моральные последствия преступления, потерпевшие, общественное мнение, поведение на следствии.
Таким образом, личность несовершеннолетних правонарушителей имеет ряд различных характеристик — социально-психологических, демографических, нравственных, эмоционально-волевых, уголовно-правовых, психологических. Эти признаки и характеристики личности преступников определяют особенности их преступного поведения, которое во многом зависит от жизненной ситуации, в которой они существуют и под каким влиянием социальной среды находятся. Считаем, это важная проблема и изучению личности несовершеннолетних преступников нужно отдать большее значение, это предпосылка профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Полагаем, в настоящее время изучение вопроса о способе совершения преступления несовершеннолетними преступниками недостаточно изучено. Более детальное и глубокое изучение данного вопроса может дать в руки представителя правоохранительных органов надежный инструмент по выдвижению версий, планирования, расследования и своевременного розыска несовершеннолетних преступников.
Литература:
1. Андрюхин Н. Г. Проблемные аспекты реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Уголовное право. 2017. № 4. С. 9–12. 56
2. Детерминанты преступности несовершеннолетних и особенности личности несовершеннолетнего преступника // Акаева, К.А., в сборнике: Уголовная политика и культура противодействия преступности. Материалы Международной научно-практической конференции. 2020. С. 74–80.
3. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / А. А. Арямов, Т. Б. Басова, Е. В. Благов и др. отв. ред. Ю. В. Грачева, А. И. Чучаев. М.: КОНТРАКТ, 2017. 384 с.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // СПС «КонсультантПлюс»; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110315/ (Дата обращения 12.03.2022).
5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 09.03.2022). Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. // СПС «КонсультантПлюс»; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (Дата обращения 12.03.2022).