В статье анализируется мусульманское семейное право в дореволюционной России; исследуется специфика институтов брака и развода согласно шариату.
Ключевые слова: мусульманское семейное право, шариат, брак, развод.
The article analyzes Muslim family law in pre-revolutionary Russia; examines the specifics of the institutions of marriage and divorce according to Sharia.
Keywords: Muslim family law, Sharia, marriage, divorce.
В России мусульманское семейное право занимает важное место и по сей день, поскольку мусульмане представляют значительную часть населения страны.
Российская Империя в XIX в. уже стала многонациональным государством, и, соответственно, у правящей власти сложилась определенная политика в отношении неславянского населения государства.
С присоединением новых земель в XIX в., правительство не внесло значительных изменений в жизнь народов, населявших земли Востока, однако изменения со стороны государства все — таки затронули самые жесткие народные обычаи.
Хотелось бы отметить немаловажный факт, что легитимизация мусульман в Российской Империи началась еще с эпохи правления Екатерины II, а именно с указа 1788 г. «О создании Оренбургского магометанского духовного собрания». Собрание во главе с муфтием имело право осуществлять шариатское судопроизводство по гражданским делам. Это была попытка официального создания исламского духовенства в России. [1, с. 128]
Инкорпорация адата и шариата, а также признание их Российской Империей, создание «Свода мусульманских узаконений» в 1843 г. обусловило формирование нового правового института. [2, с. 33]
Главная особенность мусульманского права состоит в том, что оно регулируется религией. Шариат акцентирует своё внимание на вере супругов.
Что касается брачно-семейных отношений, то мусульмане могли жить по магометанскому закону. Понятие «брак» определяется мусульманским кодексом предписаний — шариатом, как заключение договора, согласно которому женщина для мужчины, с которым она вступила в брак, перестаёт быть посторонней. [3, с. 260]
Мусульмане в России при заключении брака придерживались обычаев, установленных нормами Корана и шариата, где возраст для вступления в брак не оговаривался. [1, с. 128]
Однако, «Полное собрание законов Российской Империи» 1830г. запрещало заключать браки до достижения 18 лет — для жениха, 16 — для невесты. В случае, если брак был заключён до достижения указанного возраста, такой брак расторгался, а мулла, заключивший такой брак, наказывался по закону.
Но конкретно в мусульманском праве возраст совершеннолетия определялся достижением половой зрелости. [4, с. 64]
Брак может быть действителен в случае соблюдения всех установленных мусульманским законодательством условий: вступающие в брак одной веры, согласие брачующихся с произнесением конкретной формулы «предложения и согласия» при свидетелях, а также определенное вознаграждение (махр) за право пользования своей женой. Брак не мог быть действителен в случае кровного родства, свойства, наличия у мужа четырёх жён, а также различных вероисповеданий супругов. [1, с. 129]
При заключении брака было необходимо присутствие опекуна невесты (отца, а при его отсутствии — брата, дедушки, дяди).
Необходимо также отметить, что нормы мусульманского права признают равенство мужчины и женщины в браке перед Аллахом. Однако нельзя не сказать про то, что мусульманское семейное право различает мужчину и женщину по биологическим показателям, поэтому тяжелой работой занимался муж, который содержал семью, а на женщину были возложены домашние обязанности, например, уход за детьми, членами семьи и т. д.
Нормы шариата допускали многожёнство, однако должно было быть соблюдено условие, обусловленное экономическим состоянием супруга. Некоторые бедные народы Российской Империи, например, башкиры не могли обзавестись многожёнством в силу малообеспеченности.
В мусульманском праве предусматривался развод. Поскольку мусульманское право регулируется нормами религии, то развод рассматривается как крайняя мера для лиц, вступивших в брак, в Коране есть положения о том, что развод противен Богу. Наиболее распространёнными причинами развода являются: отступничество от ислама, смерть, развод с женой по инициативе мужа. [5, с. 18]
После развода супругов, в случае, если имеются несовершеннолетние дети, то они остаются на попечении у одного из родителей, который был обязан обеспечить материальное благосостояние ребёнка.
Важно отметить и правовое положение женщины в мусульманском праве. Нормы шариата, а также нормы обычного права защищали имущество жены, состоявшего из приданого, подарков, унаследованного имущества. Без согласия жены, супруг не мог распоряжаться ее имуществом, а в случае, если такое произошло, то женщина могла обратиться за помощью к родителям, а те в суд, чтобы потребовать возмещения.
За совершенный проступок жена и дети могли наказываться отцом семейства, однако процесс наказания не должен происходить на виду у общественности, иначе такое действие будет расцениваться в отношении мужа как позор для него самого. [6, с. 18]
Таким образом, в XIX в. в России было законодательно закреплено мусульманское право. Нормы мусульманского семейного права признавали высшей ценностью брак и семью, а развод, согласно Корану был нежелателен.
Литература:
- Косых, Е. С. Мусульманский брак в Российской империи: право и шариат / Е. С. Косых // Право и государство история и современность, перспективы развития: сборник материалов по итогам научно-практического семинара, Стерлитамак, 20 сентября 2019 года. Том Выпуск 2. — Стерлитамак: Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал, 2019. — С. 127–131.
- Джамалова, Э. К. Интеграция мусульманского права в российскую правовую систему / Э. К. Джамалова, Ш. А. Алибеков // Закон и право. — 2020. — № 5. — С. 32–34.
- Магомедов, И. А. Особенности мусульманского семейного права / И. А. Магомедов // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2005. — № 3–2(41). — С. 258–262.
- Мирасов, Р. Р. Что говорит мусульманская религия в вопросах заключения брака? Как происходит бракосочетание? Какие роли играют родители? / Р. Р. Мирасов // Здоровое, ответственное родительство — залог счастливого детства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Стерлитамак, 15 апреля 2022 года. — Стерлитамак: Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», 2022. — С. 61–67.
- Кучерова, Л. В. Брак и семья по мусульманскому праву / Л. В. Кучерова, Е. А. Васева // Право и государство история и современность, перспективы развития: сборник материалов по итогам научно-практического семинара, Стерлитамак, 20 сентября 2019 года. Том Выпуск 2. — Стерлитамак: Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал, 2019. — С. 131–133.
- Гусейнов, Ю. М. Роль адата и шариата в семейном положении кумыкской женщины (конец XIX — начало XX в.) / Ю. М. Гусейнов // Проблемы востоковедения. — 2017. — № 2(76). — С. 17–20.