Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие речи является одним из главных направлений работы с дошкольниками. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Одним из таких является кинезиологический метод, который мы активно используем в работе с детьми. Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движения или, по-другому, «Гимнастика мозга». Кинезиология состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.
Как правило, ребёнок, имеющий достаточно высокую степень развития мелкой моторики, имеет высокие показатели по развитию памяти, связной речи, внимания, мышления, а также у него обнаруживается умение рассуждать логически, обосновывать свои ответы, определять причинно-следственные связи, что говорит о высоком уровне интеллектуальной готовности к обучению.
Кинезиологические игры и упражнения пользуются популярностью в нашей группе и вызывают у детей большой интерес.
Предлагаем вашему вниманию упражнение «Пройди по дорожке».
Правила: На дорожке расположены разноцветные круги. Пальчиком левой руки ребенок ведет по дорожке от одного кружка к другому, а правой рукой показывает жест, соответствующий цвету кружка. При выполнении упражнений на карточке имеется зрительная опора, которая помогает контролировать порядок выполнения движений (жестов). Дойдя до конца дорожки, ребенок меняет руки, и теперь в путь отправляется правая рука, а жесты показывает левая.
Большой популярностью у детей нашей группы пользуются кинезиологические сказки. Педагог читает сказку, а дети показывают руками знакомые движения. Эти движения разучиваются заранее в ходе специальных игровых занятий.
Одна из эффективных игровых методик речевого развития — это методика «Расскажи стихи руками» Алябьевой Елены Алексеевны. Мы так же используем эту методику в речевом развитии детей. Целью занятий по этой методике является развитие речи и мелкой моторики и координации слова с движением у детей. Чтение простых стихотворений сопровождается движениями рук, пальцев. Взрослый читает стихи по одной строчке, а дети воспроизводят эту строчку, сопровождая соответствующими движениями рук. У детей активно начинает развиваться речь, когда рассказывание стихов сопровождается движением пальцев рук, жестами, мимикой, позой. Так как двигательная функция руки оказывает большое стимулирующее значение на деятельность детского мозга. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Эти упражнения можно использовать на занятии в детском саду, на прогулке, в бытовой деятельности в семье. В этом их преимущество! Стихи детям очень нравятся, поэтому такие занятия вызывают у ребят живой интерес.
Алгоритм действия по методике:
- Стихотворение повторяется 2–3 раза с разучиванием движений рук и пальчиков;
- Проговаривание текста воспитателем, сопровождаемое движениями детей;
- Воспитатель показывает движения, а дети читают стихи.
Но, как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Предлагаю вам обыграть и разучить одно из стихотворений:
Иван Демьянов «Зиму всю мели метели»
Чтобы было легче запомнить такие стихи, мы предлагаем детям самим придумать то или иное движение на каждую строчку. Занятие в этом случае проходит очень весело, с большой пользой.
Литература:
- Крупенчук О.: Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи, Литера, 2023 г.
- Сиротюк А. Л. «Кинезиологические упражнения» М., 2003г.
- Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон. «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей, Москва, 2019г
- Ткачева М. В. Рисуем обеими руками. От линии к линии: рабочая тетрадь/М. В. Ткачева — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (Редакция «Поколение V»), 2018. — 32 с.
- Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
- Рыжонкова О. А. Расскажи стихи руками: [методическое пособие по пальчиковой гимнастике для педагогов дошкольных учрежд.] / О. А. Рыжонкова. — Армавир, 2020. — 47 с.
- Покажи стихи руками / Авт.-сост. А. В. Никитина. — СПб.: КАРО, 2009. — 96 с.: ил. — (Серия «Популярная логопедия»).
- https://bestlavka.ru/sinxronizaciya-polusharij-golovnogo-mozga-uprazhneniya-i-praktiki-aktivacii/
- https://www.defectologiya.pro/zhurnal/rasskazhi_stixi_rukami/?ysclid=lgwrpeve6t878062888