В статье описаны актуальные процессы цифровизации образования. Авторы проанализировали этапы цифровизации и появления новых цифровых технологий, демонстрирующих огромный педагогический потенциал. Возможности цифровых технологий также рассматриваются в образовательном процессе вуза. Приведены особенности цифровой среды обучения. Стратегия цифровизации образования предусматривает перспективные инновационные технологии, такие как искусственный интеллект. Авторы приходят к выводу, что цифровизация образования меняет содержание преподаваемых курсов, а также подачу информации, которая представляет собой не просто презентацию или видео, а прямое подключение к информационным сетям, базам данных, форумам.
Ключевые слова: образовательная организация, образовательная среда, электронное обучение, цифровые технологии, цифровизация образования.
В эру Возрождения новой эпохи нового стабильного государства независимая страна стремительно выходит на новые этапы своего развития. Государство играет важную роль во внедрении цифровых технологий в общество. Государственная политика по цифровизации экономики напрямую связана с трансформацией системы образования, в том числе профессионального образования, так как перед экономикой поставлена задача обеспечения необходимой рабочей силой с хорошо развитыми цифровыми навыками. Целью данного исследования является изучение потенциала цифровых сред обучения как важной части современного образовательного процесса.
Государственная система образования Туркменистана идет по пути к инновациям. Цифровая среда как часть социальной, культурной, технологической среды является материальным воплощением новой реальности современного образования, что подчеркивает актуальность исследования. Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества обучения является одним из приоритетных направлений государственной политики Туркменистана.
Приоритетным направлением образовательной политики является с точки зрения цифровизации, это повышение качества образования на всех уровнях. Конкурентное преимущество образовательных учреждений определяется их готовностью внедрять в образовательный процесс технологии нового поколения. Создание цифровой образовательной среды в учреждениях профессионального образования способствует повышению качества подготовки студентов, эффективному решению различных задач образовательного процесса [1].
Использование цифровых медиа в туркменском образовании предусмотрено и регулируется рядом нормативных документов, в том числе принятой «Государственной программой развития цифровой экономики в Туркменистане на 2019–2025 годы», а также «Концепцией развития Система цифрового образования в Туркменистане» [2, 3].
Дистанционные цифровые образовательные технологии стремительно внедряются в информационное пространство обучения в организациях высшего профессионального образования. Электронная информационно-образовательная среда, являясь гибкой системой, учитывающей потребности общества и отдельных субъектов процесса образования, принимает специфику вуза, направлений подготовки, отдельно взятых учебных курсов. Задача цифровой образовательной среды состоит в содействии устойчивому инновационному развитию каждого конкретного вуза, с учетом трендов в туркменским и международном образовательном пространстве.
Сервисы электронного обучения позволяют активно использовать дистанционные образовательные технологии, например аудио- и видеозвонки студентов и преподавателей, демонстрации контента совместного доступа к файлам и др. Опыт показывает, что при организации образовательного процесса на современной цифровой образовательной платформе преподаватель делает акцент на формировании необходимых компетенций по дисциплине у обучающегося, на его социализации в цифровой образовательной среде в процессе учебного взаимодействия и совместной деятельности по созданию нового знания.
Данные исследование показали, что цифровая образовательная среда развивает самостоятельность в поиске и использовании необходимой информации, предоставляет удобство обучения, повышает уровень знаний, умений и навыков. В высших учебных заведениях используются такие цифровые технологии, как электронное портфолио студентов, дистанционное обучение, электронная библиотека, электронное расписание на факультете, онлайн-курсы. Кроме того, было отмечено, что с использованием электронного обучения улучшится качество образования, но для этого необходимо усовершенствовать методическую базу.
Цифровые технологии помогают на деле использовать новые педагогические практики, способствуют формированию необходимых компетенций для профессиональной деятельности в условиях цифровизации экономики.
Литература:
- Гамбеева Ю. Н., Сорокина Е. И. Цифровая трансформация современного образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. No 5. С. 35–43.
- Türkmenistanda 2019–2025-nji ýyllarda Sanly ykdysadyýeti ösdürmegiň Konsepsiýasy. Aşgabat, 2018
- Türkmenistanda sanly bilim ulgamyny ösdürmegiň Konsepsiýasy. Aşgabat, 2017