В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвращении речевых нарушений у детей раннего возраста.
Ключевые слова: ранний возраст, дошкольники, задержка речевого развития, речевые игры, коррекционная работа.
В настоящее время накоплено достаточно много материала по речевому развитию и общению дошкольников, есть работы как изучающие развитие речи в норме, так и с различными нарушениями. На практике отмечается увеличение количества детей с задержкой речевого развития, что вызывает необходимость создания системы профилактической работы в раннем возрасте [4]. Расстройства развития у детей раннего возраста влияют на дальнейшее психическое и интеллектуальное формирование, и проблема приобретает не только медицинскую и педагогическую, но и социальную значимость.
По данным Института коррекционной педагогики РАО, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3 % до 26,5–36,5 %. Сегодня до 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70 % имеют патологию периода беременности и родов. В этих случаях в первую очередь страдает нервная система ребенка. При грамотном подходе со стороны родителей и врачей основные неврологические проблемы компенсируются в возрасте до одного года, но в дальнейшем полноценное развитие отмечается лишь у 15–20 % детей [2]. Однако длительные наблюдения показывают, что и у этих детей в возрасте 3–5 лет отмечаются различные речевые нарушения, поскольку речь является наиболее сложной психической функцией. Поэтому важное значение приобретает выявление, устранение и профилактика речевых нарушений на раннем этапе развития речи ребенка.
Е. А. Стребелева считает, что исследования, посвященные изучению нарушений речевого развития в младенческом и раннем возрасте, разработке методик ранней коррекционно-развивающей работы при различных речевых расстройствах, становятся все более актуальными [4].
Н. В. Серебрякова утверждает: «Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка». [5. с.2]
Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия убедительно доказали, что все психические процессы у ребенка — восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение — развиваются через речь.
Отметим опыт работы специалистов из МБОУ «Детский сада комбинированно вида № 38» города Тамбова, где ведущим компонентом профилактики ЗРР у детей раннего возраста выступает устное народное творчество. В повседневной работе с детьми используются песни, потешки, пестушки, которые позволяют совершенствовать артикуляционную моторику в раннем возрасте, развивают артикуляционные движения. Работа с детьми 2–3 летнего возраста основывается на скороговорках и потешках, где используются упражнения на звукоподражание [1].
Целью работы с детьми в дошкольном учреждении является профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста с использованием потешек. Педагоги и родители разучивают с детьми потешки и чистоговорки, следуя специальным рекомендациям, разработанным учителем-логопедом. В результате у детей раннего возраста было выявлено, что педагогическая работа по развитию артикуляционных движений с использованием потешек у детей раннего возраста дала эффективные результаты.
В Центре семьи и детства «ИМКА» г. Барнаул с целью профилактики речевых нарушений логопедами была разработана программа «Логоритмическая мозаика». Данная программа основана на включении родителей (одного из родителей) или бабушек (дедушек) в двигательную активность вместе с ребенком. Двигательные задания основаны на доступном ребенку материале, а многократное повторение речевых игр, песенок и пальчиковых упражнений способствует формированию правильных речевых динамических стереотипов [3].
Сочетание музыкально-ритмических и речевых игр положительно влияют на эмоциональный фон, двигательную активность и речь ребенка раннего возраста, заставляя активно подражать своему взрослому. Именно поэтому родители отмечают, что ребенок начинает повторять за ними знакомые слова, фразы, а затем и слова знакомой песенки.
Как было выяснено, структура логоритмических занятий центра включает в себя активные двигательные игры, мелодекломации, игры на музыкальных инструментах, пальчиковые игры или спокойную песенку, которая исполняется сидя в кругу на ковре [3]. Специалисты отмечают, что среди детей есть любимая пальчиковая игра — игра с кремом, когда малыши с мамой под ритмичную музыку растирают ладошками крем, а затем говорит, какой он имеет запах.
При этом у детей вызывает восторг задание, где нужно угадать, какой предмет находится в мешочке. Малыши выбирают один из цветных мешочков и с интересом ощупывают его, называя свои предположения. Не менее интересной является игра в кругу с бубном, где каждый из детей играет в бубен и передает его другому ребенку, говоря: «На, Маша» [3].
Занятия учитывают индивидуальные особенности детей, поэтому ребенок открывает для себя движение под ритмы элементарных народных танцев, музицирование на первых инструментах. При этом родитель малыша является основной фигурой при проведении данных занятий, так как является активным проводником в мир новых звуков, предметов, слов и песен. На ранних занятиях большинство заданий выполняют родители, а затем ребенок начинает повторять за ними. Тогда активность мамы уходит на второй план, когда мама может просто находиться за спиной ребенка или рядом с ним.
Таким образом, одно из условий успешного развития речи ребенка в раннем возрасте — это осведомленность родителей об этапах и способах речевого развития, эффективных в данном возрасте. На родительских клубах логопед информирует маму о содержании логоритмических занятий, рекомендует разные речевые игры и упражнения, направленные на формирование мотивации у ребенка к восприятию слова взрослого и самостоятельному проговариванию их.
В детском саду нами используются информационно-коммуникационные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста. С детьми применяются мультимедийные презентации и интерактивные игры, помогающие также познакомить детей с окружающими предметами, звукоподражанием и формированием произношения.
Активизация речи у детей раннего возраста происходит с использованием таких приемов в презентации, как внезапное появление животного или героя сказки, поиск предметов и животных, так как они осуществляют активизацию мышления и творческой инициативы, жестовой речи, средств общения. Средства анимации привлекают внимание звуками, яркими цветами, форме предметов и свойствами предметов. Данная ассоциативная связь способствует тому, что «приобретенные фонематические единицы преобразуются в их артикуляционные эквиваленты». У детей с ЗРР и алалией данная ассоциативная связь нарушается.
В интерактивных играх правильно выполненное задание ребенком сопровождается звуковым эффектом и наглядно-действенным упражнением. Опора на данные функции способствует ускорению процессов речевой памяти и формированию артикуляционной моторики.
Для корректной работы с детьми нами ведется протокол, в котором отражается весь речевой материал ребенка: звукоподражания, отдельные слоги, простые слова, лепетные элементы, обрывки слов и другие. Чаще всего у детей раннего возраста возникает омофония, когда во внешней форме речи совпадают по звучанию несколько слов одновременно.
Если какой-либо ребенок использует гласные звуки «а», «о», «у», их используем в презентации как модели-заменители слов «да» и «вот». Например, плач героя («А-а-а!»), поиск в лесу («Ау!», «Ау!»), находка потерявшихся объектов («Вот!»). На этом же этапе легко проводится анализ артикуляторных поз, доступных ребенку (мимика и жесты). В игровой ситуации важно проанализировать, как ребенок вытягивает губы, осуществляет движение языком, выявляя тем самым потенциальные возможности произнесения ребенком согласных звуков.
С помощью данных приемов у ребенка возникает мотивация к использованию вербального общения как основного средства коммуникации, а также расширение словарного запаса. Критериями положительной динамики в активизации экспрессивной речи выступают: положительная мотивация вербализации всё большего количества слов; активный самостоятельный поиск ребенком лепетных единиц, пригодных для коммуникации; попытки дошкольника имитировать речь и повторить речевую продукцию взрослых.
В дальнейшем семантизированные лепетные единицы, сформированные средствами мультимедийной презентации, послужат мотивом для формирования потребности в вербальном общении, начальным этапом по активизации экспрессивной речи и последующего ее развития.
Таким образом, дети раннего возраста c задержкой речевого развития представляют собой неоднородную группу. Только у части детей задержка может успешно компенсироваться без посторонней помощи и такое явление рассматривают как временное, обратимое состояние. Такие дети позднее начинают говорить, их речь развивается на более поздних сроках. Устное народное творчество является эффективным средством развития артикуляционной моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Ребенок приобретает навыки свободного выражения своего «Я» как в движении, так и в спонтанной речи, а родители обогащают копилку своих знаний детскими песенками, потешками, пестушками, которые так необходимы в процессе воспитания ребенка раннего возраста. Средствами анимации мультимедийных презентаций и интерактивных упражнений в процессе формирующего эксперимента привлекалось внимание детей раннего возраста к различным звукам, форме, цвету, различным свойствам и качествам предметов, и явлениям окружающего мира.
Литература:
- Жулина Е. В., Лебедева И. В. Логопедический потенциал русского фольклора в коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития — Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2020. — № 2(52). — С. 151–155.
- Козырева О. А. Задержка речевого развития детей раннего возраста: учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2022. — 80 с.
- Красавцева А. И. Коррекция речи в раннем возрасте — 2020. — № 1. — С. 58–61.
- Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2022. — 191 с.
- Серебрякова Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста — Каро, 2014. — 64 с