В статье раскрыт порядок и особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса в условиях применения различных автоматизированных учетных систем.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, предприниматели, малые предприятия, бизнес.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) — это организации и индивидуальные предприниматели, отнесенные к СМП в соответствии с определенными критериями, сведения о которых содержатся в едином реестре этих предприятий.
В соответствии со статьей 4 Закона № 209 — ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся различные хозяйствующие субъекты: индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, потребительские кооперативы и производственные кооперативы. [1]
Бухгалтерский учет жизненно важен для любого бизнеса. Грамотное ведение учета является ключом к мониторингу бизнес-расходов и поиску новых путей роста. Кроме того, ведение точного учета гарантирует, что владельцы бизнеса несут ответственность за налоговые обязательства перед государством и своими сотрудниками.
Основной нормативный документ, Закон № 402 ФЗ от 6 декабря 2011 года «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст. 6), устанавливает, что упрощенный бухгалтерский учет доступен субъектам малого предпринимательства. Он также устанавливает, что ведение бухгалтерского учета является обязанностью всех организаций (за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом), а упрощенный бухгалтерский учет является правом, предоставленным малому бизнесу. [2]
Организация бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства — процедура, требующая глубоких знаний требований законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения. Рекомендации для субъектов СМП по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, размещены на сайте Российской ассоциации профессиональных бухгалтеров и аудиторов, а также утверждены решением Президентского совета некоммерческого партнерства «Российская ассоциация профессиональных бухгалтеров и аудиторов» (2020 г. Протокол заседания от 2/20 № 27«дня февраля 2020 года). [3]
Эксперты согласны с мнением о том, что малые предприятия обычно терпят неудачу, когда денежный поток иссякает. Бизнес должен внедрить эффективную политику ведения учета и продуманную финансовую стратегию, чтобы избежать этой ситуации.
Бизнес малого предприятия также требует точного ведения бухгалтерского учета, что влечет за собой ведение организованного учета финансовых операций, включая продажи, расходы, активы и обязательства.
Бухгалтеры обычно работают с тремя типами бухгалтерских отчетов: бухгалтерский баланс, отчет о результатах и движении денежных средств. В каждом отчете фиксируются разные значения и предоставляется уникальная информация о финансовом состоянии бизнеса.
Балансовые отчеты измеряют, чем владеет и что должна компания. Этот тип отчета дает представление о финансовом состоянии малого бизнеса на определенный момент времени. Бухгалтеры могут сразу просмотреть данные об активах и обязательствах субъектов малого предпринимательства.
На начальном этапе малому бизнесу следует рассмотреть возможность либо передачи своих бухгалтерских потребностей на аутсорсинг, либо инвестирования в бухгалтерское программное обеспечение.
Технически подкованные владельцы бизнеса или те, кто знаком с принципами бухгалтерского учета, обычно используют бухгалтерское программное обеспечение. Цифровая бухгалтерия предлагает гораздо более быстрый метод, чем ручные расчеты. Эти приложения автоматически обрабатывают цифры, выполняют ввод данных, отслеживают показатели производительности и создают бизнес-отчеты. После правильного ввода ваших данных программное обеспечение гарантирует точные расчеты, что обеспечивает дополнительный комфорт в налоговый период. [4]
Более продвинутые версии интегрируются с другими программами управления офисом, отображают тенденции данных, отслеживают дебиторскую задолженность, отправляют счета-фактуры и обеспечивают выполнение налоговых требований. Обширное хранилище данных в бухгалтерском программном обеспечении повышает эффективность компании, обеспечивая быстрый доступ к истории платежей.
Некоторые программы предназначены для специалистов по бухгалтерскому учету малого бизнеса, а также существуют программы, которые предназначены для владельцев бизнеса, желающих развить свои навыки ведения бухгалтерского учета.
Компании с небольшим или полным отсутствием запасов и небольшим количеством сотрудников могут использовать недорогое или бесплатное базовое бухгалтерское программное обеспечение. Хотя владельцы бизнеса могут легко внедрить это доступное программное обеспечение, оно может подвергнуть риску аудита, вызванного неточной отчетностью.
В некоторых случаях владельцы малого бизнеса могут предпочесть нанимать индивидуальных работников или фирмы, предоставляющие бухгалтерские услуги, которые специализируются на малом бизнесе. Другие предприятия нанимают временный бухгалтерский персонал в определенное время года или приглашают бухгалтеров на неполный рабочий день.
Для молодых, растущих предприятий использование услуг бухгалтерской фирмы обеспечивает определенную гибкость. Привлечение фирмы для консультаций помогает предприятиям, которым их опыт требуется несколько раз в год.
Этот менее дорогой вариант по-прежнему обеспечивает высокий уровень знаний в области бухгалтерского учета. Бухгалтерские фирмы обычно взимают почасовую оплату, хотя некоторые аналитические функции стоят дороже, чем другие.
Многие индивидуальные предприниматели обходятся без бухгалтеров. Тем не менее, работа с фирмами, предлагающими бухгалтерские услуги, предлагает много преимуществ для обществ с ограниченной ответственностью и корпораций. Они могут анализировать бухгалтерские записи, помогать с начислением заработной платы и налогов, предлагать финансовые консультации и представлять интересы СМП во время проверок.
Стоит ли нанимать бухгалтера, зависит от размера бизнеса и сложности работы. Стоимость услуг бухгалтерской фирмы обычно возрастает по мере увеличения размера бизнеса. В определенный момент наем профессионала для ведения внутреннего учета может сэкономить предприятию деньги в долгосрочной перспективе.
Таким образом, можно сказать, что только субъекты малого предпринимательства и индивидуальные предприниматели выбирают форму своей бухгалтерии, учитывая объем производства, тип управления и количество работников. Компании выполняют бухгалтерские задачи вручную, с помощью бухгалтерского программного обеспечения или используя профессиональные бухгалтерские услуги. Малые предприятия также могут нанять профессиональных бухгалтеров или использовать бухгалтерское программное обеспечение для автоматизации своих финансов. Создание и развитие СМП является важной проблемой, и нельзя не отметить, что существует множество нерешенных вопросов, и в первую очередь вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Литература:
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ [Электронный ресурс] — [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/] — 25.03.2023
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ / КонсультантПлюс [Электронный ресурс] — [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/]- 26.03.2023
- Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность [Электронный ресурс] — https://www.ipbr.org/developments/small-business-accounting-recommendations/ -27.03.2023
- Цифровизация бухгалтерии: верность традициям или стремление к инновациям [Электронный ресурс] — [https://www.directum.ru/company/news-analytics/digital-advice-accountant] — 27.03.2023