В период цифровизации процессов экономики происходит стремительный рост всех сопутствующих технологий, поэтому остро встает вопрос об значимости стратегического управления в сфере государственного управления. В статье кратко рассмотрено влияние перспективных цифровых технологий как на развитие общества, так и на развитие государственной службы. Приведён прогноз кадровых потребностей на государственной службе в связи с цифровизацией государственного управления. Проанализированы действующие квалификационные требования и компетенции государственного служащего, связанные с цифровыми технологиями. Внесены предложения по уточнению профессионально-функциональных квалификационных требований и компетенций государственного служащего в области цифровизации государственного управления и взаимодействия с искусственным интеллектом. Предложен путь реализации этих мер.
Ключевые слова: стратегическое управление, стратегическое планирование, органы государственной власти, система государственного управления, стратегический подход, ситуативная деятельность.
Изменения современного мира в процессе развития технологий, внедрение искусственного интеллекта в государственное управление требуют своевременной и всеобъемлющей подготовки кадров государственного управления. Размышляя о развитии технологий, Клаус Шваб в качестве процессов, определяющих их введение, называет следующие: расширение цифровых технологий, включающее в себя новые вычислительные технологии (в том числе квантовые вычисления), технологии блокчейна, «интернета вещей»; развитие искусственного интеллекта и робототехники, многомерной печати, использование «передовых материалов» [12, с. 155]; развитие био- и нейротехнологий, внедрение виртуальной и дополненной реальности и др. [12, с. 89–248]. Там же описываются и возможные проблемы, связанные с этими процессами. Ряд независимых современных исследователей в своих трудах подтверждают выводы, сделанные Швабом и его соавторами. Проблемы, связанные с юридической составляющей внедрения искусственного интеллекта, в своих трудах освещают Гордиенко В. В. и Глаголев Р. В. [3], Свиридова Е. А. [10], Лаптев В. А. [5]. Проблемы этических норм использования искусственного интеллекта описаны Разиным А. В. [8], Поповой А. В. [6], в ходе дискуссии «Искусственный интеллект — главная технология 21 века» затронуты государственными лидерами Путиным В. В. и Токаевым К.-Ж. [7]. Ревякиным С. А. представлены угрозы правам человека, связанные с внедрением цифровизации [9]. Довгаль В. А. и Довгаль Д. В. описали проблемы работы устройств, основанной на применении технологии интернета вещей [4]. Баркова Н. Ю. оценивает влияние 3D-печати на цепи поставок товаров массового производства и вызванный этим обвал рынка труда в этой сфере [2]. Турчинов А. И. уделил внимание проблеме подготовки кадров государственной службы в условиях «модернизации общества» [11].
Мы полностью поддерживаем точку зрения исследователей и, вместе с этим, отмечаем, что совместное развитие таких инноваций, без должного внимания к этому и подготовки высококвалифицированных кадров, может привести к усугублению описанных выше проблем. В качестве прогноза на недалёкое будущее, основываясь на опыте развития искусственного интеллекта, можем рассмотреть труд американца Роберта Шекли «Страж-птица» [13]. Автор описывает отсутствие контроля над искусственным интеллектом на государственной службе, юридические и этические аспекты деятельности искусственного интеллекта, а также уровень подготовки руководителей, в том числе и высших чиновников, приведшие к ухудшению сложившейся ситуации. По нашему мнению, непродуманное, неподготовленное в кадровом отношении внедрение цифровых инноваций может привести к непредсказуемым последствиям, и в связи с этим остро встает вопрос о подготовке квалифицированных кадров в системе управления, способных контролировать и регулировать инновационные процессы.
Нами не исключается возможность того, что в ближайшее время аппарат государственной службы на всех уровнях власти может столкнуться с проблемой нехватки квалифицированных специалистов во многих областях сферы государственного управления и предоставления государственных услуг. Цифровизации государственного управления, подготовке разработчиков искусственного интеллекта, внедрению искусственного интеллекта в систему государственного управления посвящены многие исследования. Существует обоснованная и вполне рабочая система подготовки персонала и руководителей по направлениям ведения электронного бюджета, работы с большими данными при разработке и применении программ многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и др. Эти специалисты нужны уже сегодня.
В свою очередь перспективное внедрение искусственного интеллекта в государственное управление предусматривает принятие каких-либо решений, например, о праве на льготы отдельного гражданина и др., а также постоянное саморазвитие этого искусственного интеллекта при приятии таких решений. И в этом направлении по системе подготовке государственных служащих, персонала и руководителей, непосредственно работающих с искусственным интеллектом, совместно с ним контролирующих его работу, прямых предложений и рекомендаций исследователи не дают. Здесь необходимо в первую очередь обратить внимание на уже действующее законодательство, регулирующее отношения между гражданином, получающим государственную услугу, и автоматизированной системой обработки персональных данных с помощью вычислительной техники, в рассматриваемом случае — искусственным интеллектом. В соответствии со статьёй 16 Федерального закона 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» [1] оператор многофункционального центра, государственный служащий обязаны объяснить гражданину алгоритм принятия искусственным интеллектом решения в отношении этого гражданина. Также статьёй 22.1 предписан контроль за обработкой персональных данных, обращений и запросов. Таким образом, в отдельно взятом многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, в администрации субъекта Российской Федерации, организующей и координирующей деятельность этого многофункционального центра, а также в органах, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в ближайшей перспективе должно быть минимум по два должностных лица, способных контролировать и объяснять процесс принятия решений искусственным интеллектом. В свою очередь, описанная выше прогнозируемая ситуация, касающаяся этических и правовых аспектов применения искусственного интеллекта органами исполнительной власти, на текущее время нормативными правовыми актами Российской Федерации не определена.
Также необходимо учесть тот факт, что некоторые нормативные правовые акты одного уровня могут не соответствовать друг другу в рамках отдельно взятого вопроса. Такое явление может привести к условной «бюрократизации» искусственного интеллекта, когда транзакции между ним и базой данных законодательства не позволят ему ни своевременно, ни правильно, ни однозначно принять необходимое решение. По нашему мнению, подготовку руководителей и специалистов, осуществляющих регулирование и контроль в этих областях, необходимо начинать уже сегодня.
Таким образом, по нашему мнению, назрела потребность определения необходимых в перспективе универсальных и общепрофессиональных компетенций, связанных с цифровизацией государственного управления и взаимодействием с искусственным интеллектом, в том числе связанных с этическими и правовыми аспектами использования цифровых технологий в государственном управлении. Такую модель компетенций государственного служащего необходимо предлагать на основании уточнённых профессионально-функциональных квалификационных требований (см. табл. 1).
Таблица 1
Предлагаемые дополнения к профессионально-функциональным квалификационным требованиям в области взаимодействия с искусственным интеллектом
Функциональные обязанности |
Квалификационные требования к функциональным знаниям |
Квалификационные требования к функциональным умениям |
Взаимодействие с искусственным интеллектом |
— знания тенденций развития цифровых технологий, перспектив их внедрения на государственной службе; — понятие правовых, этических норм в области взаимодействия с искусственным интеллектом; — понятие, процедура рассмотрения обращений граждан с использованием автоматизированной системы обработки персональных данных с помощью вычислительной техники, в том числе под управлением искусственного интеллекта; — принципы, методы, технологии и механизмы осуществления контроля (надзора) за алгоритмами искусственного интеллекта; — алгоритмы действий при выявлении сбоев работы искусственного интеллекта; — основные модели коммуникаций с искусственным интеллектом |
— коммуницирование с закреплённым (подведомственным) искусственным интеллектом; — понимание и объяснение алгоритма принятия решений закреплённым (подведомственным) искусственным интеллектом; — подготовка материалов для разъяснения принятого закреплённым (подведомственным) искусственным интеллектом решения; — организация (проведение) мониторинга деятельности закреплённого (подведомственного) искусственного интеллекта; — выявление первичных признаков сбоя работы закреплённого (подведомственного) искусственного интеллекта; — принятие своевременных обоснованных решений при сбое работы закреплённого (подведомственного) искусственного интеллекта. |
Для конкретных областей профессиональной служебной деятельности аналогичные дополнения необходимо приводить с учётом специфики деятельности государственного органа.
С учётом предложенных квалификационных требований универсальные компетенции следует дополнить пониманием этических и правовых основ принятия решений искусственным интеллектом, способностью интерпретировать сбои в алгоритме работы искусственного интеллекта для своевременного их устранения, способностью коммуницирования с искусственным интеллектом, способностью своевременно принимать обоснованные решения по кругу ведения при сбоях искусственного интеллекта и т. п.
К общепрофессиональным компетенциям следует отнести способность понимать и объяснять алгоритм принятия решений искусственным интеллектом, способность выявлять нарушения алгоритма принятия решений искусственным интеллектом, вызванные внешним вмешательством или внутренним «переосмыслением» алгоритма, и др.
Исходя из содержания программ, реализуемых образовательными организациями, необходимо определять следующие профессиональные компетенции: способность прогнозирования принятия решений искусственным интеллектом, способность воздействия на формирование принципов самообучения искусственного интеллекта (в области права, истории, этики, психологии и т. п.), способность предотвращения деструктивного влияния искусственного интеллекта на государственное управление, предоставление государственных услуг и навыки ликвидации последствий такого влияния и др.
Рассмотрим текущую ситуацию на примере дополнительной профессиональной подготовки руководителей цифровой трансформации, где для поступления на обучение по определённой программе необходимо получить оценку компетенции поступающего по вопросам программы при условии ограниченного количества мест. Из этого следует, что кандидат, не получивший ранее определённых знаний и навыков в этой области, может не только не попасть на необходимую программу обучения, но и не быть даже допущенным к конкурсному отбору. Таким образом, чтобы стать компетентным управленцем, необходимо пройти соответствующую дополнительную подготовку, чтобы пройти эту подготовку, необходимо обладать определёнными знаниями и умениями в конкретной сфере, необходимая подготовка на вышеописанных этапах государством в образовательные стандарты не заложена, заложить эту подготовку в стандарты (сделать соответствующие предложения для изменения ФГОС) государственный служащий из Министерства науки и высшего образования не сможет, так как не обладает определёнными знаниями в этой сфере и не может стать компетентным в этих вопросах управленцем.
Оптимальная, по нашему мнению, программа внедрения вышеуказанной модели компетенций включает сочетание и выполнение следующих мероприятий:
принятие федеральных и локальных нормативных и правовых актов, регламентирующих работу государственных служащих в сфере деятельности искусственного интеллекта;
дополнение ФГОС любой ступени образования предложенными универсальными и общепрофессиональными компетенциями;
создание постоянной возможности доступа государственного служащего (кандидата на замещение должности государственного служащего) к информационной среде, включающей федеральные программы внедрения и развития цифровизации государственного управления, взаимодействия с искусственным интеллектом, а также программы дополнительного профессионального образования в указанной области;
начальное освоение государственным служащим (кандидатом на замещение должности государственного служащего) базовых основ взаимодействия с искусственным интеллектом в системе дополнительного образования с аттестацией путем экспертной оценки его умений и навыков в области внедрения и развития цифровизации государственного управления и взаимодействия с искусственным интеллектом.
Мы предлагаем поэтапную реализацию такой программы в системе подготовки государственных служащих (см. рис. 1).
Рис. 1. Этапы реализации предложенной модели
На первом этапе следует провести широкое обсуждение квалификационных требований (профессионального стандарта государственного служащего) в области внедрения и развития цифровизации государственного управления и взаимодействия с искусственным интеллектом всеми заинтересованными сторонами: специалистами Министерства труда и социальной защиты, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерства науки и высшего образования, экспертным сообществом и др. Целью такого обсуждения должен стать прогноз развития цифровых технологий, анализ общественного мнения, систематизация предложений по усовершенствованию квалификационных требований и компетенций, разработка проектов нормативных правовых актов, дополнений к квалификационным требованиями компетенциям. На этом же этапе целесообразно запустить государственный механизм апробации и внедрения разработанных требований. С этой целью мы предлагаем создать специализированное ведомство (подотчётное Временной комиссии Совета Федерации по законодательному регулированию вопросов кибербезопасности, развития и использования цифровых технологий) на базе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций с обязательным привлечением специально созданной экспертной группы, в состав которой необходимо включить представителей научного сообщества (60 %), представителей ведущих организаций, занятых в этой сфере (20 %), представителей Министерства труда и социальной защиты, Министерства науки и высшего образования (20 %). Ведомство, по нашему мнению, должно решать следующие задачи:
— контроль обсуждения, апробации и внедрения разработанных требований;
— мониторинг подготовки кадров в соответствии с квалификационными требованиями и приведёнными выше компетенциями;
— правовая, методическая и информационная поддержка образовательных организаций, выполняющих пилотные проекты подготовки необходимых кадров
— организация информационного взаимодействия между такими образовательными организациями;
— разработка и постоянное (при необходимости) уточнение перечня должностей государственных служащих, связанных с непосредственным внедрением и развитием цифровизации государственного управления, взаимодействием с искусственным интеллектом (оператор искусственного интеллекта, аудитор/специалист алгоритмов искусственного интеллекта, аудитор/специалист машинного самообучения, специалист по этическому взаимодействию, специалист по правовому взаимодействию и др.);
— своевременное уточнение и дополнение (при необходимости) квалификационных требований, универсальных и общепрофессиональных компетенций;
— правовое сопровождение выполнения возложенных на комитет задач.
На втором этапе необходим запуск пилотных проектов, в которые добровольно, по согласованию с Министерством науки и высшего образования, входят образовательные организации, предлагающие услуги дополнительного профессионального образования, имеющие возможность и готовые реализовывать инновационные образовательные программы по предложенным направлениям. Целью таких проектов должна стать разработка, апробация и корректировка до 2025 года программ подготовки в соответствии с предложенными квалификационными требованиями и компетенциями. Для достижения этой цели организации дополнительного профессионального образования необходимо наделить правом разработки таких программ образования. Насыщение программ подготовки требует внимательного отношения узкопрофильных специалистов. На этом же этапе комитету необходимо определить правовые, экономические, организационные и кадровые параметры, позволяющие эффективно достичь поставленных целей.
На последующих этапах необходимо пошаговое внедрение образовательных программ в области внедрения и развития цифровизации государственного управления и взаимодействия с искусственным интеллектом в систему обязательного (для отдельно определённых ведомством должностей государственной службы) дополнительного профессионального образования до 2026 года, в систему высшего образования до 2028 года и в систему среднего общего образования до 2030 года.
Таким образом, к предложенному сроку возможно экспертное уточнение квалификационных требований и компетенций государственного служащего в области внедрения и развития цифровизации государственного управления и взаимодействия с искусственным интеллектом, поэтапное дополнение образовательных программ всех уровней, переподготовка действующих и подготовка будущих государственных служащих в указанной области. По нашему мнению, реализация указанных предложений позволит Российской Федерации к началу следующего десятилетия если не опередить иностранных партнёров [14], то конкурировать в сфере развития перспективных цифровых технологий, цифровизации государственного управления и подготовки кадров государственной службы в этой области.
Литература:
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» в редакции от 2 июля 2021 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 11.04.2023).
- Баркова Н. Ю. Технология 3D-печати в индустрии моды и ее влияние на управление цепями поставок [Электронный ресурс] / Н. Ю. Баркова // Вестник ГУУ. 2018. — № 8. — С. 42–46. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/tehnologiya-3d-pechati-v-industrii-mody-i-ee-vliyanie-na-upravlenietsepyami-postavok (дата обращения: 10.04.2023).
- Гордиенко В. В., Глаголев Р. В. Проблемы внедрения искусственного интеллекта и цифровых технологий в современную правовую систему [Электронный ресурс] / В. В. Гордиенко, Р. В. Глаголев // Auditorium. 2020. — № 1 (25). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-vnedreniya-iskusstvennogo-intelekta-i-tsifrovyh-tehnologiy-vsovremennuyu-pravovuyu-sistemu (дата обращения: 10.04.2023)
- Довгаль В. А., Довгаль Д. В. Проблемы и задачи безопасности интеллектуальных сетей, основанных на Интернете Вещей [Электронный ресурс] / В. А. Довгаль, Д. В. Довгаль // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2017. № 4 (211). С. 140–147. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-i-zadachi-bezopasnosti-intellektualnyh-setey-osnovannyhna-internete-veschey (дата обращения: 10.04.2023).
- Лаптев В. А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу [Электронный ресурс] / В. А. Лаптев // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 2. С. 79–102. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-iskusstvennogo-intellekta-iyuridicheskaya-otvetstvennost-za-ego-rabotu (дата обращения: 10.04.2023).
- Попова А. В. Этические принципы взаимодействия с искусственным интеллектом как основа правового регулирования [Электронный ресурс] / А. В. Попова // Правовое государство: теория и практика. 2020. № 3 (61). С. 34–43. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskie-printsipyvzaimodeystviya-s-iskusstvennym-intellektom-kak-osnova-pravovogoregulirovaniya (дата обращения: 10.04.2023).
- Путин В. В., Токаев К.-Ж. Дискуссия «Искусственный интеллект — главная технология 21 века», 4 декабря 2020 года, 15:40 / Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.kremlin. ru/events/president/news/64545 (дата обращения: 20.04.2023).
- Разин А. В. Этика искусственного интеллекта [Электронный ресурс] / А. В. Разин // Философия и общество. 2019. № 1 (90). С. 57–73. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 10.04.2023).
- Ревякин С. А. Влияние процессов цифровизации на права человека и развитие гражданского общества [Электронный ресурс] / С. А. Ревякин // Презентация результатов исследования Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Режим доступа: https:// www.hse.ru/mirror/pubs/share/503335409.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
- Свиридова Е. А. Проблема ответственности искусственного интеллекта через призму концепции гражданско-правовой ответственности Франции [Электронный ресурс] / Е. А. Свиридова // Образование и право. 2020. № 4. С. 516–523. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-otvetstvennosti-iskusstvennogo-intellekta-cherez-prizmu-kontseptsii-grazhdansko-pravovoy-otvetstvennosti-frantsii (дата обращения: 10.04.2023)
- Турчинов А. И. Кадровая политика и управление персоналом: проблемы теории и практики [Эл. ресурс] / А. И. Турчинов // Коммуникология. 2014. № 5. С. 103–117 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-politika-iupravlenie-personalom-problemy-teorii-i-praktiki (дата обращения: 10.04.2023).
- Шваб К. Технологии Четвёртой промышленной революции: [перевод с английского] / Клаус Шваб, Николас Девис. Москва: Эксмо, 2018. 320 с.
- Шекли Р. Страж-птица / Р. Шекли // Координаты чудес: Фантастические произведения: [перевод с английского]. М.: Эксмо, 2008. 1024 с.
- Preparing for the Future of Artificial Intelligence. [Эл. ресурс]. The White House President Barack Obama. Режим доступа: https://obamawhitehouse.archives. gov/sites/default/files/whitehouse_files/microsites/ostp/NSTC/preparing_for_ the_future_of_ai.pdf (дата обращения: 10.04.2023).