В статье описываются способы повышения экологической грамотности студентов Бирского филиала Уфимского университета науки и технологии в области раздельного сбора отходов.
Ключевые слова: студенты, отходы, раздельный сбор, мероприятия
The article describes ways to improve the environmental literacy of students of the Birsky branch of the Ufa University of Science and Technology in the field of separate waste collection.
Keywords: students, waste, separate collection, events.
Экологическая грамотность — это уровень знаний, умений и навыков, позволяющих осознанно и компетентно участвовать в природоохранной деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе деятельностью человека.
Прикладной аспект функциональной экологической грамотности связан с формированием обыденных (социально-бытовых) знаний и умений в области экологии, с практической социально-бытовой экологией, когда осваиваются элементарные знания об экологии жилища, поселений, пищи, досуга, производственных процессов и трудовой деятельности людей. В этих определениях экологическая грамотность представлена как результат достижения предметных требований к результатам образования.
Экологическая грамотность неразрывно связана с экологической культурой. Такая связь должна рассматриваться в цепочке понятий: грамотность (минимальный уровень первоначальных знаний и умений) — образованность (необходимые и достаточные знания об окружающем мире, овладение наиболее общими способами деятельности) — компетентность (личностные качества, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах деятельности) — культура (осознание материального и духовного наследия прошлого и своего участия в непрерывный культурообразующий процесс) — менталитет (устойчивые, глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, способность к всесторонней самореализации в духовном пространстве человечества). То есть, экологическая грамотность, расценивается как ступень на пути к экологической культуре.
Современные люди постоянно потребляют различные промышленные продукты, продукты питания и при этом образуется большое количество различных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов (ТКО),, обычно называемых просто «мусором».
Каждый год человечество создает более 7 млрд. тонн отходов. Большая часть этих отходов идёт на захоронение и сжигание, что негативно влияет на состояние окружающей среды.
Рис. 1. Образование мусора в мире
Таблица 1
Образование отходов производства и потребления по федеральным округам РФ, млн т
Годы / Округ |
2017 г |
2018 г |
Изменение, % |
Всего |
6220,6 |
7266 |
17 % |
Дальневосточный федеральный округ |
632,3 |
893,5 |
41 % |
Приволжский федеральный округ |
153,6 |
168,9 |
10 % |
Северо-Западный федеральный округ |
464,7 |
490,5 |
6 % |
Северо-Кавказский федеральный округ |
3,7 |
3,23 |
-13 % |
Сибирский Федеральный округ |
4417,6 |
5146 |
16 % |
Уральский федеральный округ |
281,1 |
291,1 |
4 % |
Центральный федеральный округ |
248,9 |
245,3 |
-1 % |
Южный федеральный округ |
18,7 |
27,73 |
48 % |
Разделение мусора (точнее, сепарационный сбор мусора, селективный сбор отходов) — действия по сбору мусора в зависимости от его происхождения. Разделение мусора производится для того, чтобы избежать смешивания различных видов мусора и загрязнения окружающей среды. Этот процесс позволяет придать отходам «вторую жизнь», в большинстве случаев за счет их вторичного использования и вторичной переработки. Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, снижается вредное воздействие на окружающую среду.
10 марта 2023 года среди студентов Бирского филиала Уфимского университета было проведено тестирование, целью которого было узнать степень осведомленности обучающихся об отходах и методах раздельного сбора ТКО.
Тестирование показало, что уровень осведомленности находится на довольно низком уровне (рисунок 2).
Рис. 2. Уровень осведомленности обучающихся БФ УУНиТ
В связи с этим были предложены мероприятия по повышению экологической грамотности студентов БФ УУНиТ:
- Экологические лектории, Данные мероприятия позволят получить первичные знания об отходах, о раздельном сборе отходов и об их вреде на окружающую среду.
- Экологические субботники с одновременным раздельным сбором ТКО. Проведение подобных мероприятий позволяет участникам практическим способом, как отходы разделяются и на какие классы.
- Озеленение территории на которых проводились субботники. Данные мероприятия позволят придать очищенной от отходов эстетический вид и очистить местность от загрязнения, вызванного отходами.
Литература:
- Безопасное обращение с отходами. Сборник нормативно-методических документов. — М.: Компания «Интеграл», 2019. — 652 c.
- Мамин, Р. Г. Инновационные механизмы управления отходами / Р. Г. Мамин. — М.: МГСУ, 2018. — 530 c.
- Соколов, Л. И. Сбор и переработка твердых коммунальных отходов: монография / Л. И. Соколов, С. М. Кибардина, С.Фламме, П. Хазенкамп. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Инфра-Инженерия, 2019. — 176 с.