Повышение экологической грамотности студентов Бирского филиала Уфимского государственного университета науки и технологий в области раздельного сбора отходов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 02.05.2023

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Злыгостев, П. С. Повышение экологической грамотности студентов Бирского филиала Уфимского государственного университета науки и технологий в области раздельного сбора отходов / П. С. Злыгостев, Э. К. Яхин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102035/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описываются способы повышения экологической грамотности студентов Бирского филиала Уфимского университета науки и технологии в области раздельного сбора отходов.

Ключевые слова: студенты, отходы, раздельный сбор, мероприятия

The article describes ways to improve the environmental literacy of students of the Birsky branch of the Ufa University of Science and Technology in the field of separate waste collection.

Keywords: students, waste, separate collection, events.

Экологическая грамотность — это уровень знаний, умений и навыков, позволяющих осознанно и компетентно участвовать в природоохранной деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе деятельностью человека.

Прикладной аспект функциональной экологической грамотности связан с формированием обыденных (социально-бытовых) знаний и умений в области экологии, с практической социально-бытовой экологией, когда осваиваются элементарные знания об экологии жилища, поселений, пищи, досуга, производственных процессов и трудовой деятельности людей. В этих определениях экологическая грамотность представлена как результат достижения предметных требований к результатам образования.

Экологическая грамотность неразрывно связана с экологической культурой. Такая связь должна рассматриваться в цепочке понятий: грамотность (минимальный уровень первоначальных знаний и умений) — образованность (необходимые и достаточные знания об окружающем мире, овладение наиболее общими способами деятельности) — компетентность (личностные качества, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах деятельности) — культура (осознание материального и духовного наследия прошлого и своего участия в непрерывный культурообразующий процесс) — менталитет (устойчивые, глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, способность к всесторонней самореализации в духовном пространстве человечества). То есть, экологическая грамотность, расценивается как ступень на пути к экологической культуре.

Современные люди постоянно потребляют различные промышленные продукты, продукты питания и при этом образуется большое количество различных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов (ТКО),, обычно называемых просто «мусором».

Каждый год человечество создает более 7 млрд. тонн отходов. Большая часть этих отходов идёт на захоронение и сжигание, что негативно влияет на состояние окружающей среды.

Образование мусора в мире

Рис. 1. Образование мусора в мире

Таблица 1

Образование отходов производства и потребления по федеральным округам РФ, млн т

Годы / Округ

2017 г

2018 г

Изменение, %

Всего

6220,6

7266

17 %

Дальневосточный федеральный округ

632,3

893,5

41 %

Приволжский федеральный округ

153,6

168,9

10 %

Северо-Западный федеральный округ

464,7

490,5

6 %

Северо-Кавказский федеральный округ

3,7

3,23

-13 %

Сибирский Федеральный округ

4417,6

5146

16 %

Уральский федеральный округ

281,1

291,1

4 %

Центральный федеральный округ

248,9

245,3

-1 %

Южный федеральный округ

18,7

27,73

48 %

Разделение мусора (точнее, сепарационный сбор мусора, селективный сбор отходов) — действия по сбору мусора в зависимости от его происхождения. Разделение мусора производится для того, чтобы избежать смешивания различных видов мусора и загрязнения окружающей среды. Этот процесс позволяет придать отходам «вторую жизнь», в большинстве случаев за счет их вторичного использования и вторичной переработки. Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, снижается вредное воздействие на окружающую среду.

10 марта 2023 года среди студентов Бирского филиала Уфимского университета было проведено тестирование, целью которого было узнать степень осведомленности обучающихся об отходах и методах раздельного сбора ТКО.

Тестирование показало, что уровень осведомленности находится на довольно низком уровне (рисунок 2).

Уровень осведомленности обучающихся БФ УУНиТ

Рис. 2. Уровень осведомленности обучающихся БФ УУНиТ

В связи с этим были предложены мероприятия по повышению экологической грамотности студентов БФ УУНиТ:

  1. Экологические лектории, Данные мероприятия позволят получить первичные знания об отходах, о раздельном сборе отходов и об их вреде на окружающую среду.
  2. Экологические субботники с одновременным раздельным сбором ТКО. Проведение подобных мероприятий позволяет участникам практическим способом, как отходы разделяются и на какие классы.
  3. Озеленение территории на которых проводились субботники. Данные мероприятия позволят придать очищенной от отходов эстетический вид и очистить местность от загрязнения, вызванного отходами.

Литература:

  1. Безопасное обращение с отходами. Сборник нормативно-методических документов. — М.: Компания «Интеграл», 2019. — 652 c.
  2. Мамин, Р. Г. Инновационные механизмы управления отходами / Р. Г. Мамин. — М.: МГСУ, 2018. — 530 c.
  3. Соколов, Л. И. Сбор и переработка твердых коммунальных отходов: монография / Л. И. Соколов, С. М. Кибардина, С.Фламме, П. Хазенкамп. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Инфра-Инженерия, 2019. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическая грамотность, округ, отход, разделение мусора, Бирский филиал, раздельный сбор, раздельный сбор отходов, экологическая грамотность студентов, экологическая культура.


Похожие статьи

Повышение эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье проанализированы актуальные вопросы повышения эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами. В рамках исследования были решены следующие задачи: проведен анализ существующих видов отходов, методы в обращении с ними, разработаны р...

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах

В статье поднимаются вопросы использования материалов СМИ для развития знаний учащихся 8-х классов по экологической безопасности при изучении школьного курса ОБЖ.

Проектная деятельность в области экологии на уроке русского языка как иностранного: вопросы раздельного сбора мусора

Данная статья рассматривает использование проектной деятельности на уроках русского языка как иностранного на примере обсуждения вопросов раздельного сбора мусора. Статья содержит в себе практическую значимость, цели обучения, а также компетенции, пр...

Методическая модель дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области

В статье описывается методическая модель дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области. Данная модель лежит в основе системы дистанционной поддержки учителей безопасности Сахалина и Курильских островов, разрабаты...

Результаты анкетирования по применению инновационных технологий во внеурочной работе

В данной статье рассматривается вопрос о результатах анкетирования учителей биологии Сосновского района Нижегородской области по проблеме использования инновационных технологий при организации внеурочной деятельности по биологии.

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах с использование материалов СМИ как средство повышения уровня экологической культуры школьников

В статье поднимаются вопросы использования материалов СМИ для развития знаний учащихся 8-х классов по экологической безопасности при изучении школьного курса ОБЖ.

Анализ мероприятий пожарной безопасности на предприятиях текстильного производства

В статье рассмотрены вопросы обеспечения пожарной безопасности на предприятиях текстильного производства, проведен анализ возникновения пожара, а также даны рекомендации, способствующие повышению уровня пожарной безопасности.

Развитие правовых знаний учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ

В статье поднимаются вопросы развития правовых знаний учащихся 9-х классов по обеспечению безопасности жизнедеятельности при изучении школьного курса ОБЖ.

Методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела

В статье рассматривается разработанная и успешно апробированная методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела.

Похожие статьи

Повышение эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье проанализированы актуальные вопросы повышения эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами. В рамках исследования были решены следующие задачи: проведен анализ существующих видов отходов, методы в обращении с ними, разработаны р...

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах

В статье поднимаются вопросы использования материалов СМИ для развития знаний учащихся 8-х классов по экологической безопасности при изучении школьного курса ОБЖ.

Проектная деятельность в области экологии на уроке русского языка как иностранного: вопросы раздельного сбора мусора

Данная статья рассматривает использование проектной деятельности на уроках русского языка как иностранного на примере обсуждения вопросов раздельного сбора мусора. Статья содержит в себе практическую значимость, цели обучения, а также компетенции, пр...

Методическая модель дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области

В статье описывается методическая модель дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области. Данная модель лежит в основе системы дистанционной поддержки учителей безопасности Сахалина и Курильских островов, разрабаты...

Результаты анкетирования по применению инновационных технологий во внеурочной работе

В данной статье рассматривается вопрос о результатах анкетирования учителей биологии Сосновского района Нижегородской области по проблеме использования инновационных технологий при организации внеурочной деятельности по биологии.

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах с использование материалов СМИ как средство повышения уровня экологической культуры школьников

В статье поднимаются вопросы использования материалов СМИ для развития знаний учащихся 8-х классов по экологической безопасности при изучении школьного курса ОБЖ.

Анализ мероприятий пожарной безопасности на предприятиях текстильного производства

В статье рассмотрены вопросы обеспечения пожарной безопасности на предприятиях текстильного производства, проведен анализ возникновения пожара, а также даны рекомендации, способствующие повышению уровня пожарной безопасности.

Развитие правовых знаний учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ

В статье поднимаются вопросы развития правовых знаний учащихся 9-х классов по обеспечению безопасности жизнедеятельности при изучении школьного курса ОБЖ.

Методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела

В статье рассматривается разработанная и успешно апробированная методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела.

Задать вопрос