В статье рассматривается сущностная характеристика понятия «социокультурная реабилитация», специфика социокультурной реабилитации детей с ОВЗ, главные проблемы социокультурной реабилитации детей с ОВЗ и основные формы и методы социокультурной реабилитации детей с ОВЗ в современных условиях.
Ключевые слова: социокультурная реабилитация, ребенок с ОВЗ, принципы социокультурной реабилитации, интеграция детей в общество.
The article examines the essential characteristics of the concept of «socio-cultural rehabilitation», the specifics of socio-cultural rehabilitation of children with disabilities, the main problems of socio-cultural rehabilitation of children with disabilities and the main forms and methods of socio-cultural rehabilitation of children with disabilities in modern conditions.
Keywords: socio-cultural rehabilitation, a child with disabilities, principles of socio-cultural rehabilitation, integration of children into society.
В современном обществе исследованиями социокультурной реабилитации занимаются специалисты разных областей науки: психологии, философии, социологии, педагогики, медицины и др. Исследователи изучают этапы, факторы, стадии, аспекты социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Теоретические проблемы социокультурной реабилитации исследуются многими учеными. Так, Л. В. Мерцалова считает, что индивид, приобщаясь к культуре, становится частью культурного сообщества; Ю. С. Моздокова и А. В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию как, во-первых, процесс и, во-вторых, комплекс мероприятий. Социокультурная реабилитация освещена так же в работах Е. И. Холостовой, Л. И. Дементьевой, Л. Н. Петуховой, М. А. Беляевой, С. М. Микрюковой. А. Д. Жарков. Т. Г. Киселева рассматривали взаимодействие ребенка с ОВЗ и культурной средой, окружающей его, выработку навыков его общения в ходе интеграции и адаптации. В свою очередь, проблемами развития творческих способностей у детей с ОВЗ социокультурной сфере занимались российские ученые, психологи, педагоги: Ю. Д. Красильников, Е. О. Самохина, Г. Г. Силласте, Н. Ф. Спинжар, Л. А. Акимова, М. Н. Гуслова, О. Ю. Мацукевич, Ю. С. Моздокова, Т. Г. Киселева, М. П. Коновалова и др.
Многие авторы отмечают, что защитой прав и интересов детей с ОВЗ, кроме государства, занимаются и региональные общественные организации. Однако, опыт специалистов социокультурной реабилитации с такими детьми, в региональных общественных организациях носит, к сожалению, несогласованный характер и требует обобщения и анализа.
Социокультурная реабилитация людей с ОВЗ в общем виде рассматривается как комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и, в целом, восстановлению культурного статуса инвалида как личности. По мнению Л. В. Мерцаловой, инвалид, приобщаясь к культуре, становится частью культурного сообщества. [6, с. 63].
Наиболее полно определен процесс социокультурной реабилитации в исследовании О. А. Шабановой: «Социокультурная реабилитация — это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.
Автор также рассматривает социокультурную реабилитацию как «комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.… Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга».
Социокультурная реабилитация в обобщенном виде характеризуется как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социокультурная реабилитация может оказать существенное положительное влияние на детей всех возрастных и социальных групп, но особое значение она имеет именно для детей с особыми нуждами. Главная ее задача — приобщение детей к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничному развитию.
Основные направления социокультурной реабилитации:
– досуговое — организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей больных детей и детей-инвалидов;
– коррекционное — полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развитие личности ребенка;
– познавательное — приобретение больными детьми и детьми-инвалидами знаний, понятий о реальных явлениях, осознание окружающего мира, связи с окружающими людьми, использование знаний в практической деятельности с целью преобразования мира;
– эмоционально-эстетическое — эстетическое освоение человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.
Под социокультурной реабилитацией понимается процесс, который позволяет ребенку с ограниченными возможностями адаптироваться в стандартных социокультурных условиях, участвовать в культурно-досуговой деятельности, заниматься посильной работой, приобретая умения находить и использовать нужную информацию для жизни.
Процесс социокультурной реабилитации поддерживается такими принципами, как индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями.
Основной проблемой у детей с ограниченными возможностями, чаще всего является одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений с противоположным полом. Переоценка и недооценка своих собственных сил, способностей, положения в обществе встречаются у аномальных чаще, чем у нормальных.
Таким образом, ограничение возможностей ребенка не является чисто количественным фактором (т. е. ребенок просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком.
Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять
Далее рассмотрим основные формы и методы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для более успешной социально-культурной реабилитации детей с ОВЗ используются следующие методы:
- Сказкотерапия — уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
- Смехотерапия — метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.
- Куклотерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты.
- Пескотерапия — метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Арт-терапия вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Для арт-терапии используется музыка, танец, движения, драматическое искусство. Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе. [3].
- Игротерапия — метод коррекционного и реабилитационного воздействия на детей с использованием игры, Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами
- Рисование как средство реабилитации позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. [6, c. 15].
- Музыкотерапия активно используется и в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. [5, c.19].
- Библиотерапия — это специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
Таким образом, социокультурная реабилитация позволяет ребенку с ограниченными возможностями адаптироваться в стандартных социально — культурных условиях, активно участвовать в культурно-досуговой деятельности, заниматься посильной работой, приобретая умения находить и использовать нужную информацию для жизни, при этом используя систему организационных приемов и методов воздействия на ребенка с ограниченными возможностями с целью оказания ему помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных функций организма.
Литература:
- Беляева, М. А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка инвалида: учеб. пособие / М. А. Беляева. — Екатеринбург: АМБ, 2001. — 120 с.
- Быков, Д. А. Дети с ограниченными возможностями и общество [Текст] /Д. А. Быков //Дополнительное образование. — 2006. — № 1. — 26 с.
- Гадирова, Н. Г. Реабилитация детей с ограниченными возможностями физического здоровья в социокультурной среде Германии [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Г. Гадирова. — М., 2002. — 243 с.
- Ерошенков, И. Н. Культурно досуговая деятельность в современных условиях [Текст]: Лекция / И. Н. Ерошенков. — М.: МГИК, 1994. — 32 с.
- Лукомская, И. Л. Социокультурная интеграция специалистов и родителей в реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст]: автореф. дис.…канд. пед. наук / И. Л. Лукомская. — М.,2004. — 188 с.
- Мерцалова, Л. В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы [Текст] / Л. В. Мерцалова // Материалы I Международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001. — 363 с.
- Моздокова, Ю. С. Совершенствование технологических процессов социокультурной реабилитации инвалидов [Текст] / Ю. С. Моздокова // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. — М.: МГУКИ, 2001. — С. 23.