В данной статье анализируется сущность творческого мышления, механизм творческого мышления и его критерии, специфика его в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется условиям формирования творческого мышления учащихся.
Ключевые слова: творчество, творческое мышление, творческое мышление младшего школьника, творческая задача, проблема.
This article examines the relationship between creative thinking and creative abilities of primary school students. This connection is considered as the influence of creative thinking on the development of creative abilities of children of primary school age, taking into account their psycho-emotional and age characteristics. The theoretical knowledge obtained can be used in educational, cultural, moral and artistic fields in order to develop the creative nature of children.
Keywords: primary school age, creative thinking of a junior student, creativity, creative abilities.
Прежде чем рассмотреть творческое мышление в младшем школьном возрасте, необходимо обратиться к психологическому пониманию творчества.
В исследованиях природы творчества отечественный психолог Я. А. Пономарев выделяет три подхода; первый — позволяет рассмотреть творчество как деятельность человека, созидающего новые ценности, имеющие общественную значимость; второй подход свидетельствует о том, что творчество связано с деятельностью человека, направленной на самовыражение, самоактуализацию личности; третий — рассматривает творчество как процесс решения задач [5]. Эти подходы взаимосвязаны и позволяют обосновать сущность творческого мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник не может созидать новые ценности, имеющие общественную значимость, но педагог, организуя творческую деятельность, вовлекает детей в процесс творческого самовыражения и решения творческих задач.
Я. А. Пономарев предлагал различать творческую задачу и проблему по критерию самостоятельности: творческая задача не требует самостоятельной постановки, являясь при этом мыслительным процессом; проблема — познавательная задача, требующая самостоятельной постановки, самостоятельного исследования и достижения нового знания [5].
Рассмотрим специфику творческого мышления. В отечественной психологии (А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров и др.) под творческим или продуктивным мышлением понимается такой тип мышления, когда в ходе решения мыслительной задачи получается объективно и субъективно новый «продукт» [3, 5]. Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и воображения. На каждом этапе онтогенеза творческое мышление будет отличаться своими характеристиками, так же будут отличаться и свойства личности, способствующие его развитию [5]. Творческое мышление, как полагает В. Н. Дружинин, связано с преобразованием знаний (фантазия, воображение и пр.). С этой точки зрения представляет большой интерес исследование детской мечты, которое позволило выявить ее ценностное содержание и гендерные предпочтения [2].
Ребенок младшего школьного возраста имеет ряд психоэмоциональных и возрастных особенностей, которые важно учитывать при создании условий для развития творческого мышления. Стратегическая цель педагога — содействовать становлению младшего школьника как субъекта школьной жизнедеятельности, чему в немалой степени способствует опыт решения творческих задач [1].
Творческое мышление младшего школьника — это способность анализировать возникающие в процессе обучения проблемы, устанавливать системные связи, видеть противоречия, находить для них решения и прогнозировать возможные варианты развития ситуации. В младшем школьном возрасте ребенок готовится к творческому труду. Именно в начальной школе складываются интересы, формируются потребности, которые впоследствии будут выражены в устойчивом стремлении к творчеству и творческой самореализации. Именно поэтому необходимо развивать творческое мышление системно. Развитие творческого мышления в условиях внедрения ФГОС включает все виды универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных [3].
Задатки мыслить творчески и воплощать задуманное в жизни имеются в каждом ребенке. Важно содействовать свободе творческого самовыражения младшего школьника, так как в творческой деятельности отражаются мысли ребенка, все то, что ему не удалось высказать языковыми и эмоциональными средствами.
Механизм творческого мышления своеобразен и характеризуется следующими критериями: нестандартность, зоркость, способность резко переключится на другой объект или действие, а затем вновь вернуться к началу, способность рассмотреть все варианты действий, даже те, которые кажутся не очень обоснованными, цельность восприятия, повышенный уровень активной работы памяти, гибкость мышления и интеллекта, беглая речь, отсутствие боязни ошибиться [4].
А. И. Савенков выделяет следующие условия для формирования творческого мышления учащихся:
- Учебный материал должен доминировать над знаниями учащихся, обладать информационной насыщенностью.
- Исследовательской практики должно быть больше, чем репродуктивного усвоения знаний.
- Ребенок должен проявлять «интеллектуальную инициативу» — самостоятельность при решении исследовательских и учебных задач, для поиска альтернативного, более оригинального пути решения.
- Стремиться оценивать свои идеи лояльно и критично.
- Обладать самостоятельностью в поиске новых знаний, учебной деятельности, исследовании проблем.
- Ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций [6].
Подводя итоги, необходимо констатировать, что педагог начальной школы должен содействовать формированию творческого мышления младшего школьника как в процессе организации учебной, так и внеурочной деятельности, тем самым развивая его субъектность.
Литература:
- Арапова П. И. Младший школьник как субъект жизнедеятельности // Начальная школа. — 2018. — № 4. — С. 7–11.
- Арапова П. И. Мечта современного младшего школьника // Народное образование. — 2021. — № 1. — С. 118–125.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2019.
- Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. — 2015. — № 09 (сентябрь). — ART 15320. — 0,5 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm. (дата обращения: 04.11.2022).
- Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. М., Институт психологии РАН, 2006. — 624 с.
- Савенков А. И. Развитие детской одаренности в образовательной среде. — 2002. – № 3. — С. 113–146.