Данная статья посвящена исследованию воспитательных возможностей сценической деятельности в условиях дополнительного образования на примере образцового коллектива театр-студия «ГлаголЪ» г. Воронеж. В статье рассматриваются методика работы театр-студии, а также анализируются воспитательные возможности сценической деятельности в воспитании творчески активной личности подростков. Также в статье представлены результаты исследования влияния сценической деятельности на формирование у подростков таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность, творческое мышление и способность к самовыражению. Работа над проектами театр-студии позволяет подросткам развивать свой творческий потенциал и приобретать навыки, которые могут пригодиться им в будущем. В заключении статьи представлены рекомендации по расширению использования сценической деятельности в дополнительном образовании для воспитания творчески активной личности подростков.
Ключевые слова: творчески активная личность подростка, сценическая деятельность, фестиваль, конкурс, библионочь, дополнительное образование, воспитательные возможности.
Основная цель дополнительного образования заключается в развитии творчески активных и креативных личностей, способных успешно адаптироваться в условиях современного информационного общества. Театральное искусство, как одна из форм сценической деятельности, является мощным средством для стимулирования творческой активности и развития личности подростков.
Важность этой темы определяется тем, что сегодня в России существует нормативно-правовая база, акцентирующая внимание на развитии творческих способностей подростков в рамках дополнительного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ и Концепция развития дополнительного образования до 2030 года в Российской Федерации определены задачи и ключевые направления дополнительного образования, включая творческие и художественные сферы деятельности [4,5].
Театральное искусство, как разновидность сценической деятельности, имеет значительный потенциал для формирования творческой активности у подростков. Это направление способствует развитию коммуникативных умений, самовыражения, социальной адаптации, а также культивирует эмоциональный интеллект и творческий потенциал. Тем не менее, для результативного применения сценической деятельности в дополнительном образовании важно обратить внимание на соответствующие теоретические и методические аспекты.
Цель данной статьи заключается в анализе воспитательных возможностей сценической деятельности в условиях дополнительного образования, на примере театрального искусства.
Сценическая деятельность — это вид творческой деятельности, в рамках которой создаются и исполняются сценические произведения, такие как театральные постановки, кинофильмы, танцевальные номера, цирковые представления и другие [3]. Сценическая деятельность является важной составляющей культуры и образования, так как помогает формировать эстетическое восприятие мира, развивать творческие способности и таланты, а также воспитывать личность. Она способствует развитию коммуникативных навыков, смелости, уверенности в себе, воображения и эмпатии.
Дополнительное образование — это форма образования, предоставляемая в дополнение к обязательной программе основного образования. Дополнительное образование позволяет учащимся развивать свои интересы и таланты, расширять свои знания и навыки в выбранных областях. Его главным преимуществом является индивидуальный подход к каждому ученику и гибкость программ. Дополнительное образование может быть организовано в различных формах, таких как курсы, секции, кружки, студии, летние школы и т. д. [4].
Воспитание творческой личности — это процесс развития индивидуальности человека, направленный на формирование творческих способностей, развитие творческой мысли и воображения, а также на развитие культуры общения. Воспитание творческой личности направлено на формирование у личности высокой культуры мышления, оригинальности и нестандартности мышления, эмоциональной отзывчивости, умения работать в коллективе и других навыков, которые важны в современном мире [1].
Творчески активная личность подростка(ТАЛП) — это личность, которая активно развивает свои творческие способности, проявляет интерес к современной культуре и искусству, проявляет активность и инициативу в учебной и внеклассной деятельности. Такая личность обладает высоким уровнем творческой мысли, умеет находить нестандартные решения и успешно применять их в жизни. Творчески активные личности подросткового возраста могут проявлять себя в разных областях, таких как литература, музыка, танцы, изобразительное искусство, дизайн и другие.
Каждое из этих понятий имеет свою важность и значимость в развитии личности подростка. Сценическая деятельность помогает учащимся развивать творческие способности и таланты, а также формировать коммуникативные навыки и самовыражение. Дополнительное образование дает возможность учащимся получить новые умения в дополнение к основной программе обучения и раскрыть свой потенциал. Воспитание творческой личности позволяет развивать индивидуальность, высокий уровень мышления и умения работать в коллективе. А творчески активная личность подростка является лидером и инициатором в различных видах деятельности, обладает творческим мышлением и умением находить нестандартные решения проблем. Все эти понятия взаимосвязаны и помогают формировать гармоничную личность, способную к успешной адаптации в современном информационном обществе.
Сценическая деятельность, как элемент учебно-воспитательного процесса, в образцовом коллективе театр-студия «ГлаголЪ» г. Воронеж представляет собой важный аспект воспитания творчески активной личности подростка [2]. Одной из таких форм являются районные и городские Дни поэзии, которые служат тренировочной площадкой для начинающих актёров и позволяют им проявить свой творческий потенциал. Кроме того, «ГлаголЪ» активно участвует в организации различных городских мероприятиях, таких как «Библионочь» — всероссийская акция, нацеленная на развитие чтения среди детей и молодежи.
«ГлаголЪ» также принимает участие в международных фестивалях и конкурсах, что способствует развитию творческих способностей участников и позволяет им показать свои достижения на международной арене. Кроме того, театр-студия активно участвует в Платоновском международном фестивале искусств, что позволяет молодым актерам общаться и обмениваться опытом с коллегами из других городов и стран.
Наконец, важной составляющей воспитательной деятельности театр-студии является благотворительная деятельность. Так, участники театр-студии выступают в центрах реабилитации, представляя театральные спектакли и принося радость зрителям. Все эти формы сценической деятельности способствуют развитию творческих способностей подростков и формированию у них творчески активной личности.
Методика воспитания ТАЛП, разработанная в «ГлаголЪе», позволяет выделить ряд воспитательных возможностей сценической деятельности. Основные принципы методики включают в себя использование инновационных технологий, современных методов обучения, тесную связь с профессиональными театрами и кинотеатрами, а также постоянное участие в конкурсах и фестивалях [6]. Благодаря такому подходу, воспитанники «ГлаголЪа» получают уникальные возможности для развития творческих способностей, технических и художественных навыков, а также уверенности и коммуникативных навыков. В данной статье мы приводим следующие воспитательные возможности, которые были выявлены в рамках исследования «Воспитание творчески активной личности подростка в учреждении дополнительного образования детей (театр-студии)»:
- Использование технологий виртуальной и дополненной реальности для создания интерактивных сценариев и уникальных сред для творческой работы.
- Организация мастер-классов и тренингов для развития актёрского мастерства и технических навыков в сфере театрального искусства.
- Создание командных проектов, где подростки работают вместе над созданием спектаклей, фильмов и других творческих проектов.
- Проведение образовательных экскурсий в театры, кинотеатры и другие культурные места для расширения кругозора и погружения в мир искусства.
- Организация литературных чтений, театрализованных постановок и других мероприятий, связанных с литературой и поэзией, для развития творческого мышления.
- Участие в конкурсах и фестивалях, чтобы показать свой творческий потенциал и получить обратную связь от профессионалов в сфере искусства.
- Развитие творческих способностей через создание собственных произведений, например, сценариев для спектаклей или фильмов.
- Создание театральных костюмов, декораций и других элементов театрального искусства для развития технических и художественных навыков.
- Использование методов импровизации и игровых техник для развития коммуникативных навыков, уверенности и творческого мышления.
- Организация тематических вечеров и мероприятий, посвященных различным культурам и традициям, для расширения кругозора и развития эмпатии.
- Использование современных технологий для создания мультимедийных спектаклей и других произведений, что позволит развивать навыки в области цифровой грамотности.
- Организация благотворительных мероприятий, например, выступления в домах престарелых, центрах реабилитации, для развития чувства социальной ответственности и сострадания.
Ниже приведены авторские практические рекомендации, которые могут быть применены педагогами и руководителями театральных студий с целью повышения эффективности воспитательного процесса через сценическую деятельность в условиях дополнительного образования.
- Развивать креативное мышление учащихся через работу с импровизацией и использование различных техник творческого поиска.
- Создавать условия для участия учащихся в конкурсах и фестивалях, чтобы показать свой творческий потенциал и получить обратную связь от профессионалов в сфере искусства.
- Создавать индивидуальные программы обучения и развития для каждого участника коллектива, учитывающие его потребности и особенности.
- Развивать мультимедийные навыки, что позволит подросткам создавать цифровые произведения и использовать современные технологии в творческом процессе.
- Разрабатывать, искать современные сценарии и спектакли, которые позволят подросткам развивать свои творческие способности и демонстрировать их на практике в условиях актуальности постановок.
- Организовать диалог и обратную связь с подростками и их родителями для учета их мнения и предпочтений в процессе обучения и развития.
В заключение следует подчеркнуть, что в современном мире одной из ключевых задач является воспитание творчески активных личностей, способных предложить новые идеи, проекты и стимулировать развитие общества. Сценическая деятельность признается одним из самых действенных методов для формирования творчески активных подростков, поскольку она способствует развитию множества личностных качеств, таких как эмоциональная чуткость, эмпатия, самоуверенность, общительность и многое другое.
Главный фокус данной статьи был на роли сценической деятельности в развитии личности подростка и выделении конкретных воспитательных возможностей, связанных с этим направлением. Однако также важно было предложить практические советы для руководителей и педагогов театральных студий.
В общем, статья демонстрирует, что сценическая деятельность является эффективным средством воспитания творчески активных подростков. Важно подчеркнуть, что сценическая деятельность должна быть доступна каждому подростку, так как она способствует развитию не только творческих способностей, но и личностных качеств, таких как самовыражение, коммуникабельность, уверенность в себе и своих способностях. Более того, в процессе сценической деятельности подростки учатся работать в коллективе, уважать мнение других, находить компромиссы и решать творческие задачи, что является ценным опытом для будущей социальной и профессиональной жизни.
Литература:
- Енин, А. В. Учитель — актер/ А. В. Енин. — Воронеж: ВОИПКиПРО, 1994. — 62 с.
- Комаров А. В. «Воспитательная деятельность подросткового объединения театра-студии «ГлаголЪ» // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики [Текст]: материалы открытой региональной конференции Всероссийского научно-практического форума «Проблемы гуманитарных наук и образования в современной России» (Воронеж, 17 апреля 2019 года) / под ред. М. В. Шакуровой. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. –508 с.
- Петрова И. В., Столяренко Л. Д. Театральное искусство в системе дополнительного образования детей и молодежи: монография. — М.: Юрайт, 2019.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г., по состоянию на 16 декабря 2016 г. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ , дата доступа: 26.04.2023.
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2010 г. № 479. — Режим доступа: https://rg.ru/2010/06/30/dopolnitelnoe-obrazovanie.html (дата обращения: 26.04.2023).
- Komarov A. V. Integration of digital technologies and social media into the mythology of developing creative activity in teenagers // The Scientific Heritage. Budapest, Hungary, 2023. № 111. P. 56–63. doi: 10.5281/zenodo.7857836