В последнее время цифровые технологии получили сильное распространение во всех сферах общественной жизни, в том числе и в избирательном процессе. В данной статье будут рассматриваться конституционно-правовые основы применения цифровых технологий в избирательном процессе.
Ключевые слова: цифровые технологии, избирательный процесс, ДЭГ, ГАС «Выборы».
Введение
В последнее время цифровые технологии получили сильное распространение во всех сферах общественной жизни, в том числе и в избирательном процессе. Однако высокий темп их внедрения, сомнение граждан в правдивости «электронных голосов», страх перед возможной утечкой личных данных до сих пор может останавливать граждан от перехода к электронному формату голосования.
Помимо этого, любое изменение в общественной жизни, особенно в политической сфере, должно отражаться в законодательстве, ведь если конкретный феномен не будет регулироваться законом, он может привести к неблагоприятным последствиям. В условиях же активного развития цифровизации общества и формирования цифровой экономики наблюдается недостаточность и неэффективность традиционных правовых механизмов регулирования использования современных цифровых технологий [1]. Это можно объяснить тем, что при выработке правовых норм необходимо учитывать технические, этические и другие аспекты, связанные с разработкой систем, их введением и последующим использованием.
Наиболее сложным процесс внедрения цифровых технологий представляется в избирательном процессе. Законодателю необходимо, в первую очередь, соблюсти конституционные принципы, исключить противоречие между нормативно-правовыми актами, кроме этого, следует выстроить правила поведения субъектов в случае непредвиденных обстоятельств, к примеру, если системное обеспечение выдало ошибку или техника оказалась неисправной. Также, сложность объясняется еще и тем, насколько важен избирательный процесс в целом.
В данной статье будут рассматриваться конституционно-правовые основы применения цифровых технологий в избирательном процессе.
Основная часть
Одними из руководящих конституционных принципов в избирательном процессе являются принцип всеобщего участия граждан в выборах, прямого голосования, тайного голосования, открытости и гласности. Преимущественно именно для их обеспечения и была выработана стратегия создания, внедрения и использования цифровых технологий.
Говоря о цифровых технологиях в рамках избирательной кампании, речь идет о Государственной автоматизированной системе «Выборы» (ГАС «Выборы») и проводящемся на ее основе Дистанционном электронном голосовании (ДЭГ).
Использование ГАС «Выборы» является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах [2]. Ст. 4 ФЗ № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе РФ «Выборы» устанавливает основные принципы использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»: соблюдение конституционных прав граждан при обработке сведений о них; обеспечение гласности; оперативное информирование избирателей о ходе и результатах выборов; невмешательство в информационные процессы; обязательность использования при подготовке и проведении выборов; обеспечение безопасности информации в сочетании с открытостью системы и доступностью информации; достоверность информации; недопустимость подключения системы к сети «Интернет» и иным информационным системам.
Особое внимание хотелось уделить как раз последнему принципу. Данный постулат делает систему организационно и технически обособленной, не позволяет прямой обмен информации между сетями и системой, однако это не препятствует размещению в сети «Интернет» предусмотренной законом информации из ГАС «Выборы».
Таким образом, в основу норм, регулирующих работу, ГАС «Выборы», были вложены конституционно-правовые принципы гласности, достоверности и открытости голосования, из чего следует, что данная система является гарантией соблюдения данных принципов.
Дистанционное электронное голосование было введено совсем недавно. Только в 2020 году законодатель закрепил понятие, но сам принцип работы он конкретизировал только в 2022 году. Это обусловлено тяжелой эпидемиологической ситуацией в России.
Так, согласно Федеральному закону № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», дистанционное электронное голосование — это голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения [3].
Дистанционное электронное голосование проводится через сеть «Интернет», что сразу поднимает вопрос о соблюдении принципа тайны голосования. В законодательстве говорится, что после идентификации избирателя осуществляется процедура анонимизации, после которой его переводят на электронную бюллетень, и в конечном итоге все результаты электронного голосования зашифровываются. Кроме этого, при использовании ДЭГ соблюдается принцип равенства избирателей — при выборе дистанционного способа голосования лицо не имеет права получить бюллетень на избирательном участке, то есть у одного гражданина — один голос.
В целом, электронное голосование в правовом аспекте имеет много вопросов и проблем, например, до конца не понятно, каким способом обеспечивается анонимность избирателей, законодатель говорит об этом общими фразами. Тем не менее, ДЭГ гарантирует всеобщее прямое голосование, тайность (при условии, что разработчики и правда смогли прописать коды шифрования данных), равенство избирателей.
Заключение
Таким образом, конституционно-правовыми основами использования цифровых технологий в избирательном процессе являются:
1) всеобщность. Благодаря цифровым технологиям у российских граждан есть возможность участвовать в выборах даже в тех случаях, когда они не могут явится на избирательный участок;
2) равенство. У каждого избирателя есть всего один голос, что учитывается при электронном голосовании — лицо не имеет права проголосовать и дистанционно, и на избирательном участке;
3) прямое голосование. Избиратели регистрируются под своими именами и вводят свои данные;
4) тайное голосование. При использовании цифровых технологий все данные избирателей шифруются и анонимизируются;
5) открытость, гласность и достоверность. С помощью цифровых технологий упрощена процедура обнародования результатов голосования — государственные СМИ практически сразу получаются информацию и обнародуют ее, кроме того, через ГАС «Выборы» в режиме реального времени показываются таблицы, где отображен процесс голосования.
Литература:
1. Морозов А. В. Проблемы правового регулирования цифровых технологий в России и за рубежом» / А. В. Морозов // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. — 2019. — № 12. — с. 170–172.
2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе РФ «Выборы» (с изм. от 14.03.2022 № 60-ФЗ) // СЗ, 2003, № 2, ст. 172; СЗ, 2022, № 12, ст. 1787.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. от 05.12.2022 № 498-ФЗ) // СЗ, 2002, № 24, ст. 2253; 2022, № 50 (Часть III), ст. 8792.