Кадровый дефицит медицинских работников со средним образованием на современном этапе. Проблемы. Пути решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 01.05.2023

Статья просмотрена: 1073 раза

Библиографическое описание:

Вологжина, М. И. Кадровый дефицит медицинских работников со средним образованием на современном этапе. Проблемы. Пути решения / М. И. Вологжина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102063/ (дата обращения: 18.12.2024).



В конце 2022 года прошло заседание медицинского совета при Губернаторе Иркутской области. Одним из вопросов, обсуждаемых на этом заседании, стал вопрос укомплектованности здравоохранения области специалистами со средним медицинским образованием 1. В области 695 фельдшерско-акушерских пунктов. Их укомплектованность фельдшерами и медицинскими сестрами составляет две трети от потребности. Мониторинг показывает, что почти 55 % выпускников устраиваются работать в медицинские организации, подведомственные министерству здравоохранения Иркутской области. Часть молодых специалистов трудоустраивается в медорганизации федерального подчинения, частные клиники и другие организации. Более 22 % — продолжают обучение в вузах и по программам дополнительного образования. Если судить по этим цифрам, то не две третьи выпускников, а больше продолжают работу в отрасли. Почему же со временем падает процент укомплектованности кадров?

Согласно данным, которые предоставил NEWS.ru Росстат, численность среднего медицинского персонала сокращается год от года 2. Так, в 2012 году на 100 тысяч населения медицинских сестер приходилось 106,1, в 2017-м — 103,8, а 2021-м уже 100,8. Согласно данным за январь — июнь 2022 года, средняя заработная плата медицинской сестры составила 47 902 рубля. Для сравнения: заработная плата врача — около 80 тысяч рублей.

В отрасли работает 1 млн 300 тысяч среднего медицинского персонала. Среднестатистический отток и внутренняя миграция в пределах 6–8 %. То есть, говоря «сухим языком цифр», 6–8 медицинских сестер из 100 не продолжают работать. Министерство просвещения утвердило новый федеральный государственный образовательный стандарт среднего медицинского образования 3. Он вступит в силу с 1 января 2023 года. Согласно документу, время обучения некоторых специалистов в сфере здравоохранения сократят. Согласно новому порядку, медицинские сестры станут обучаться на год меньше — 1 год и 10 месяцев (при поступлении после 11-го класса) или 2 года и 10 месяцев (после 9-го класса). Заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова сообщила, что необходимость принятия нового закона появилась давно. Главная причина — кадровый голод. Общая нехватка этих специалистов в стране по состоянию на 2021 год оценивалась Минздравом в 129,6 тысячи среднего медперсонала.

Почему медицинских сестер все меньше?

Причин, очевидно, несколько. Если проанализировать различные источники на эту тему в сети интернет, то коротко можно так обозначить проблемы:

  1. Низкая заработная плата работников со средним медицинским образованием. Если говорить о заработной плате медицинских сестер, то сложно понять, сколько получает каждая медицинская сестра, работая на одну ставку. Редко встречаются те, кто работает на ставку — в день и без дежурств или без дополнительной работы.
  2. Большое количество бумажной волокиты.
  3. Бюрократические процедуры не позволяют медицинским работникам качественно выполнять свою непосредственную работу, просто физически не хватает времени, чтобы поговорить с пациентом о его проблемах.
  4. Иногда медицинским сестрам поручат собирать данные о пациентах, не имеющих отношение к медицинской организации (об этом рассказала NEWS.ru Нина Белова, которая была признана лучшей детской медицинской сестрой Москвы в 2016 году, а через несколько лет она ушла на пенсию) 2.
  5. Частые работы не на ставку или на один участок, а больше, ввиду производственной необходимости.
  6. Тяжелые психологические и физические условия работы (нехватка младшего медицинского персонала перекладывает на медицинскую сестру обязанности другого работника). Да и «портрет» пациента изменился в последнее десятилетие. Все больше пациентов, которые не хотят быть здоровыми, а хотят, чтобы их обслужил медицинский персонал. Пациенты привыкли «контролировать» проводимое им лечение, ссылаясь на свои познания из сети интернет. И уж что говорить о том, что любое недовольство пациента рассматривается ведомствами, как непреложная истина, требующая решения исключительно в пользу пациента.
  7. Каждый пятый, как видно из статистики, приведенной выше, продолжает обучение на врача, хотя медицинская сестра и врач — это не продолжение обучения, а две разные специальности. И каждая имеет свое важное значение.

Но и это не все причины. К сожалению, не часто обсуждается вопрос эмоционального и профессионального выгорания медицинских сестер.

Необходимым условием профессиональной деятельности в работе медицинской сестры выступает наличие профессионального здоровья, что обеспечивает осуществление профессиональных обязанностей на высоком уровне. Профессия медицинской сестры насыщенна стрессовыми факторами, которые вызывают разнообразные профессиональные стрессы, вследствие чего возникает синдром профессионального выгорания. Высокая стрессогенность работы медицинских сестер связана также с перенасыщением коммуникативной сферы, в том числе характером общения, высокой ответственностью и неспособностью в ряде случаев изменить неблагоприятный ход вещей.

При постоянном возникновении стрессовых ситуаций формируется синдром нервного перенапряжения, которое может перейти в болезнь. Среди основных болезней, которые связывают с стрессом является атеросклероз, гипертония и различные заболевания желудочно-кишечного тракта. На возникновение профессионального стресса и формирования синдрома эмоционального выгорания, влияют такие личностные детерминанты, как: нейротизм, тревожность, агрессивность.

Пребывание в негативном эмоциональном состоянии разрушительно действует на организм. Люди с древности ищут способы контроля психического состояния. Методы саморегуляции эмоциональных состояний активно изучаются, сегодня разработан ряд приемов, позволяющих управлять стрессом. В рамках данной статьи не будут описаны способы саморегуляции, поскольку информацию о них можно найти легко в других источниках.

Важно понимать, что в дополнение к этому, необходимо проводить регуляцию стресса на уровне организации, в виде грамотного подбора и расстановки кадров в организации, регуляции норм труда, постановки задач и обеспечении сотрудников необходимыми для работы условиями.

Каким образом можно начать решать эту проблему?

Во-первых, необходима профориентация выпускников по направлению работы еще на стадии обучения. Учитывая мотивационные профили ипсихосоциотипы, следует направлять выпускников в соответствующие отделения. Это поможет легче провести процесс адаптации молодого специалиста и не потерять его из отрасли. Следует учитывать реальные интересы личности. В результате будут созданы благоприятные возможности для роста образовательного уровня и профессионального мастерства, карьерного роста.

Во-вторых, на уровне реальной медицинской организации следует шире внедрять наставничество. Придя на рабочее место после обучения, молодой специалист должен больше времени работать под руководством опытного сотрудника.

В-третьих, рациональная расстановка медицинских кадров подразумевает рациональное распределение рабочего времени и специалистов. Это касается графика дежурств и самих специалистов, выполняющих работы по дежурству. Графика отпусков, который учитывает взаимозаменяемость специалистов по виду работ, а не по факту наличия работника.

В-четвертых, грамотный подбор старших медицинских сестер отделений, способных создать команду и стать лидером в этой команде. Это позволит усилить корпоративную культуру, ощущение защищенности в команде и поддержки.

В-пятых, меру социальной и иной поддержки необходимы не только молодым специалистам, но и людям, имеющим большой стаж работы.

В-шестых, необходимо вернуть возможность обучаться с отрывом от производства и не только в пределах своего региона, а иметь возможность изучать опыт других медицинских организаций, возможно, более высокого уровня.

Еще, необходимо включение в работу по командообразованию врачебного состава. Только в тех случаях, когда средний медицинский персонал будет чувствовать заинтересованность в нем не только на уровне специалистов среднего звена, а будет иметь возможность ощущать свою значимость на уровне высшего медицинского персонала, будет возможно добиться того, что выгорание профессиональное не наступит. Можно продумать критерии стимулирования заведующих отделений (в сторону повышения) именно за работу среднего персонала. И здесь важна не только профессиональная, но и социальная, человеческая составляющие.

Литература:

  1. https://irkobl.ru/news/2323515/
  2. https://news.ru/
  3. Приказ Минпросвещения России от 04.07.2022 N 527 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 N 69452)
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская сестра, медицинский персонал, медицинское образование, сестра, высокий уровень, заработная плата, Иркутская область, молодой специалист, профессиональное выгорание, работа.


Задать вопрос