Актуальность вопросов государственного управления в системе здравоохранения бесспорна и выражается в следующем. Федеральное правительство играет большую роль в системе общественного здравоохранения в стране. Им проводится обзор состояния здоровья населения и потребностей в области здравоохранения, устанавливаются политики и стандарты, принимаются законы и нормативные акты, поддерживаются биомедицинские исследования и услуги здравоохранения, финансируются, а иногда и предоставляются услуги личного здравоохранения, предоставляется техническая помощь и ресурсы государственным и местным системам здравоохранения, обеспечивается защита от международных угроз здоровью и поддерживаются международные усилия по обеспечению глобального здравоохранения.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ здравоохранение является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому отраслью здравоохранения управляют федеральные и субъектов Федерации государственные органы исполнительной власти, а также и муниципальные органы местного самоуправления в порядке разделения функций по управлению и учреждений системы здравоохранения по подчиненности [1].
В настоящее время органом государственной власти, отвечающим за общественное здравоохранение, является Министерство здравоохранения РФ (Далее — Минздрав России).
В Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритетные направления по решению основных задач развития системы здравоохранения, предусматривающие в том числе:
– строительство и реконструкцию объектов здравоохранения;
– оснащение медицинских организаций современным лабораторным оборудованием;
– обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, совершенствование санитарно-авиационной эвакуации;
– дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи [3].
К основным направлениям государственной поддержки учреждений системы здравоохранения относятся:
- Финансовая поддержка: государство может предоставлять субсидии и гранты для развития медицинских учреждений, закупки оборудования и лекарственных препаратов, а также для оплаты зарплат медицинского персонала.
- Налоговые льготы: учреждения системы здравоохранения могут получать налоговые льготы на приобретение оборудования, строительство и ремонт зданий, а также на оплату труда медицинского персонала.
- Обучение и повышение квалификации: государство может оказывать поддержку в обучении и повышении квалификации медицинского персонала, предоставляя бесплатные курсы и семинары.
- Регулирование цен на лекарства: государство может контролировать цены на лекарства, чтобы снизить нагрузку на бюджет учреждений системы здравоохранения и обеспечить доступность лекарств для пациентов.
- Развитие инфраструктуры: государство может инвестировать в развитие инфраструктуры системы здравоохранения, включая строительство новых медицинских учреждений и модернизацию существующих.
- Содействие в научно-исследовательской деятельности: государство может оказывать поддержку в проведении научных исследований в области медицины и здравоохранения, что способствует развитию новых методов лечения и диагностики.
Национальный проект «Здравоохранение» — один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы.
Ключевые цели национального проекта — снижение младенческой смертности, смертности населения трудоспособного возраста, смертности населения от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, больничной летальности от инфаркта и инсульта, рост числа рентгенэндоваскулярных операций, достижение практически полной укомплектованности врачами и медсестрами подразделений, оказывающих амбулаторную помощь, внедрение «бережливых технологий» в медицинских организациях, обеспечение охвата граждан профилактическими медосмотрами не реже одного раза в год, рост объема экспорта медицинских услуг [4].
Как и в предыдущие годы, в 2023–2025 гг. государство продолжит развивать первичное звено здравоохранения. C 2023 года это направление будет финансироваться сразу по двум федеральным проектам: «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (9,4 млрд в 2023 г.), «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации». Последний был сформирован из региональных программ, на ее реализацию в 2023 и 2024 гг. будет направлено по 90 млрд руб., в 2025 г. — 133 млрд руб.
Всего с учетом модернизации первичного звена в период с 2023 по 2025 год будет создано и отремонтировано более восьми тысяч объектов регионального здравоохранения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2020. — № 1. — Ст. 4398.
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 22.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) — URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/.
- Указ о национальных целях развития России до 2030 года– URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728.
- Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) — URL: https://base.garant.ru/72185920/.
- Комитет по охране здоровья обсудил с Михаилом Мурашко проект бюджета на 2023–2025 годы– URL: http://duma.gov.ru/news/55481/